Ситуация в Марокко: ноябрь 2013 г.

В ноябре получил дальнейшее развитие кризис в мароккано-алжирских отношениях, связанный с неурегулированностью западносахарского конфликта. Он получил новый импульс в последние дни октября после выступления президента Алжира Абдельазиза Бутефлики по Западной Сахаре, в котором он настаивал, в частности, на учреждении международного механизма по контролю за соблюдением прав человека в Западной Сахаре. В ответ на это заявление Рабат отозвал своего посла из Алжира «для консультаций».

1 ноября в Касабланке у здания алжирского консульства в экономической столице королевства состоялась манифестация протеста, в ходе которой молодой марокканец проник на территорию консульства, где сорвал алжирский флаг. В тот же день Алжир осудил этот инцидент и вызвал временного поверенного в делах Марокко в АНДР в МИД для объяснений. Как отметил представитель по печати МИД Алжира Амар Белани, марокканская охрана консульства никак не воспрепятствовала действиям марокканца, который был арестован лишь после того, как покинул территорию консульства. «Этот серьезный поступок был бы невозможным, если бы часть марокканской политической элиты и пресса не развязали бы кампанию по разжиганию ненависти среди марокканцев по отношению к Алжиру», — заметил он.

Похоже, что в Рабате на сей раз не были намерены вести дело к длительному дипломатическому конфликту. Уже 3 ноября «высокопоставленный представитель» марокканских властей заявил агентству АФП, что посол Марокко в Алжире 4 ноября приступит к исполнению своих обязанностей. Он же отметил, что Марокко «предпримет все необходимые шаги против тех, кто пытается покуситься на его территориальную целостность». Одновременно он дал оценку инциденту у консульства АНДР в Касабланке, назвав его «изолированным актом».

6 ноября на заявление А.Бутефлики ответил король Марокко Мохаммед VI. Смысл его ответа сводился к тому, что Рабат не намерен получать уроки от кого-либо, особенно от тех, кто «систематически попирает права человека». Одновременно он высказал стремление Марокко «достичь окончательного политического решения конфликта» в Западной Сахаре. Монарх косвенно выразил неудовлетворение американским партнером. «Разве есть кризис доверия между Марокко и определенными центрами принятия решений среди стратегических партнеров Рабата», — задался вопросом он.

4 ноября Испания начала наращивать забор из колючей проволоки на границе анклава Мелилья с тем, чтобы затруднить проникновение в этот город незаконных африканских иммигрантов с территории Марокко. В наиболее уязвимых местах высота этого препятствия будет доведена до 7 метров. Общая протяженность границы анклава с Марокко составляет 11 км.

Не дожидаясь завершения работ, 5 ноября примерно 100 выходцев из африканских стран прорвались на территорию анклава. При этом один африканец погиб, сорвавшись с верхней части забора.

7 ноября в Вашингтоне было объявлено, что Барак Обама примет короля Марокко Мохаммеда VI в Белом доме 22 ноября. Как объявил представитель администрации, в ходе встречи планировалось обсудить, в частности, вопросы «борьбы против экстремизма, поддержки демократических преобразований, содействия экономическому развитию на Ближнем Востоке и в Африке». Предварительная договоренность об этом визите была достигнута в телефонном разговоре между главами двух стран в мае с.г. В Рабате по этому поводу заметили, что тот телефонный разговор состоялся после «обмена посланиями» между королем и президентом, касавшимися западносахарской проблематики. До этого, в апреле, Вашингтон вызвал гнев Рабата, предложив, чтобы в мандат Миссии ООН в Западной Сахаре было включено положение о слежении за правами человека в этом регионе. Это предложение вызвало резкий протест Рабата, который добился его отмены. Более того, Марокко отменило ранее планировавшиеся совместные с США учения.

В конце апреля с.г. СБ ООН продлил на один год мандат Minurso, не изменив его.

22 ноября Б.Обама впервые принял Мохаммеда VI. В предыдущий раз марокканский монарх был в Вашингтоне в 2004 г. За несколько часов до начала переговоров американская администрация заявила, что марокканский план автономии сахарских провинций является, по ее мнению, «серьезным и реалистичным». Таким образом Вашингтон дал недвусмысленно понять, на чьей стороне в вопросе западносахарского урегулирования находится он.

В Марокко и Алжире очень ждали визитов в эти страны госсекретаря США Джона Керри. 7 ноября руководитель сепаратистского Фронта ПОЛИСАРИО Мохаммед Абдельазиз выразил надежду на то, что визит  Дж.Керри в Рабат будет способствовать продвижению на переговорах с королевством по урегулированию западносахарской проблемы. «Мы надеемся, что г-н Керри сможет убедить руководителей марокканского режима освободить десятки заключенных сахарцев и содействовать продвижению в переговорах между Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО по урегулированию западносахарской проблемы в соответствии с международными решениями», — заявил он. М.Абдельазиз проинформировал, что «правительство САДР» недавно направило послание Дж.Керри, в котором сообщило ему информацию относительно развития сахарского вопроса и беззаконий, творимых в отношении населения оккупированных территорий».

Однако 8 ноября стало известно, что госсекретарь США Джон Керри, совершавший турне по ряду ближневосточных стран, отложил визиты в Марокко и Алжир из-за необходимости отправиться в Женеву для обсуждения иранской ядерной программы.

11 ноября на совместной пресс-конференции в Сале министра внутренних дел Марокко Мохаммеда Хассада и министра по вопросам иммиграции Аниса Биру были представлены детали «исключительной операции» по легализации примерно 40 тысяч нелегалов, находящихся на территории Марокко. Она начнется 1 января 2014 года и завершится 31 декабря того же года. Для урегулирования всех вопросов, связанных с натурализацией нелегалов, в каждой префектуре будут созданы т.н. бюро по делам иностранцев. На национальном уровне их работу будет координировать Национальная комиссия помощи. Автоматически получат виды на жительство около 850 иммигрантов, признанных Верховным комиссариатом по делам беженцев в качестве запросивших убежище. По оценке главы МВД, в настоящее время на территории Марокко незаконно находятся от 25 до 40 тысяч человек, преимущественно – выходцев из африканских стран к югу от Сахары.

Похоже, что последние вряд ли хотят оставаться в Марокко. 20 ноября до тысячи незаконных иммигрантов пошли на штурм инженерных заграждений, защищающих границу испанского анклава Мелилья. Совместными усилиями марокканских и испанских сил безопасности эта попытка прорыва была предотвращена.

11 ноября министерство хабусов и по делам ислама объявило, что Марокко намерено открыть в духовной столице королевства г.Фес «в кратчайшие сроки» учебное заведение, в котором в соответствии с недавно подписанным в Бамако соглашением будут подготовлены 500 имамов для Мали. Первая группа кандидатов на обучение из 90 человек уже прибыла в Марокко. Первоначально их учеба будет организована в Рабате.

5 ноября французская группа Vivendi объявила о заключении «окончательного» соглашения с эмиратской компанией Etisalat относительно продажи последней 53% акций марокканской компании Maroc Telecom на сумму в 4,2 млрд евро. Чтобы это соглашение вступило в силу, его должны одобрить марокканские власти, поскольку Maroc Telecom зарегистрирована на территории королевства. 30% акций Maroc Telecom принадлежит государству.

Еще одна ноябрьская экономическая новость — из разряда «в Марокко кто-то тяжело заболел». Иначе как расценить решение Рабата от 14 ноября ввести налог для всех, вылетающих из Марокко, причем сделано это якобы с целью «содействовать развитию международного туризма»! Новый налог вводится с 1 апреля 2014 года. Он предусматривает взимание 100 дирхамов (9 евро) с пассажиров эконом-класса и 400 дирхамов (36 евро) с пассажиров бизнес-класса. За счет введения этого налога гостеприимное королевство надеется получать до 90 млн евро в год. Половину этой суммы предполагается направить на финансирование Национального офиса туризма. Вторая половина пойдет в Кассу социальной поддержки.

Поскольку принцип взаимности никто не отменял, хочется верить, что хоть кто-нибудь из стран, связанных прямым воздушным сообщением с Марокко, применит аналогичную меру по отношению хотя бы к марокканским чиновникам и прочим лицам, принимающим подобные решения. Но все это – эмоции.  Основная идея этой меры очевидна – сумма налога на одного человека незначительна, и ее никто не заметит. На самом деле введение этого налога говорит об одном: с финансами в Марокко не все в порядке.

Самое смешное в том, что по замыслу премудрых творцов этой меры, она якобы будет «содействовать» развитию туризма. Автор этих строк смеет утверждать, что по меньшей мере четырех туристов Марокко в 2014 году недосчитается – вопрос не в деньгах, а в принципе.

В целом, в ноябре в Марокко наблюдалось относительное затишье в подспудном противостоянии тех сил, которые могут изменить ситуацию в стране. В любом случае очевидно, что рост недовольства исламистским правительством страны растет. В этих условиях королевский дворец вынужден маневрировать с тем, чтобы в нужный момент не выпустить ситуацию из под контроля.

52.2MB | MySQL:103 | 0,501sec