Ситуация в Сомали: ноябрь 2013 г.

1 ноября Всемирный банк дал понять, почему проблема морского пиратства у берегов Сомали вряд ли разрешима в ближайшей перспективе. По его данным, в период с 2005 по 2012 год сомалийские пираты получили в виде выкупа за освобождение захваченных ими судов и их экипажей от 339 до 413 млн долларов. Таким образом получил подтверждение тезис о том, что несмотря на издержки в виде погибших и арестованных пиратов речь идет о достаточно серьезном бизнесе, отказываться от которого вряд ли кто-либо захочет.

Вместе с экспертами Всемирного банка на эту оценочную сумму выходили представители Интерпола и Офиса ООН по борьбе против наркотиков и организованной преступности (UNODC). Свои расчеты они основывали на беседах с бывшими пиратами, получившими от их прежнего ремесла все, что они хотели. При этом констатировалось, что значительная часть средств, полученных от пиратства, пошла на финансирование прочих видов криминальной деятельности – от торговли людьми до финансирования всякого рода милицейских формирований. Самое удивительное в том, что непосредственные исполнители пиратских акций получили в общей сложности не более 0,1%. от общей суммы выкупов.

По данным Всемирного банка, транспортные компании ежегодно платят 18 млрд долларов для обеспечения безопасности своих перевозок посредством найма сотрудников частных охранных предприятий.

Пик пиратской активности пришелся на 2011г. Затем число актов пиратства пошло на убыль, что было связано с международными усилиями по борьбе с пиратством, в которых участвуют ВМС 29 стран, а также привлечением к защите гражданских судов команд частных охранных агентств.

Одним из последствий пиратской активности в районе Аденского залива стало то, что многие банки, опасаясь быть втянутыми в операции по отмыванию финансовых средств, отказались от каких-либо финансовых операций с участием выходцев из Сомали.

Также 1 ноября ВВС Кении нанесли удар по тренировочному лагерю сомалийского движения «Аш-Шабаб», находившемуся на юге Сомали в 300 км к западу от Могадишо. Как объявило Министерство обороны Кении, в результате удара лагерь был «полностью разрушен». Погибли «многочисленные» боевики движения. По данным Минобороны Кении, именно в этом лагере готовились боевики, атаковавшие торговый центр «Вестгейт» в Найроби 21 сентября. В момент удара в лагере находились до 300 боевиков.

5 ноября базирующаяся в Дубае компания Dahabshiil, специализирующаяся на денежных переводах в Сомали, приветствовала решение одного из судов Лондона, предписавшего банку Barclays временно не закрывать счета этой компании. Это решение жизненно важно для многих сомалийцев, живущих за счет переводов от родственников, проживающих вне Сомали.

В настоящее время эта страна не имеет нормально функционирующей банковской системы. В этой связи жизнь большинства сомалийцев зависит от поступлений извне, составляющих до 1 млрд евро в год. В частности, ежегодный объем переводов Dahabshiil из Великобритании в Сомали составляет около 500 млн долларов.

В Великобритании банк Barclays до недавнего времени оставался единственным, работающим с неформальной системой перевода денег сомалийцам. Но и он недавно объявил о намерении закрыть счета компаний – партнеров, работающих с Сомали. Это решение Dahabshiil оспорила в суде, и выиграла процесс. Barclays заявил, что «разочарован» решением суда. Он тут же объявил о намерении оспорить это решение.

Международные банки в последнее время ужесточили внутренние правила с тем, чтобы содействовать борьбе против отмывания денег и финансирования террористических групп.

В ноябре в очередной раз стало очевидно, что миротворческий контингент Африканского союза в Сомали (Amisom) в его существующей численности – 18 тысяч человек – способен только контролировать ранее отвоеванные у исламистов территории и не может расширять освобожденные зоны. В этой связи, согласно дипломатическим источникам, Совет Безопасности ООН склоняется к тому, чтобы одобрить отправку в Сомали дополнительного контингента численностью 4 тысячи человек. Ожидается, что после прибытия подкреплений в ближайшие месяцы начнется наступление на последние оплоты движения «Аш-Шабаб» – порт Бараве (200 км к юго-западу от Могадишо) и город Бардера (регион Гедо). По оценке командования Amisom, установление контроля над Бараве позволит миротворцам отрезать боевиков «Аш-Шабаб» от их источников снабжения через морские коммуникации.

Тем временем боевики «Аш-Шабаб», осознавая, что у них нет шансов в прямом противостоянии, стали все чаще прибегать к хорошо подготовленным партизанским акциям, организуя комбинированные атаки выбранных объектов с использованием заминированных автомашин, смертников и отрядов боевиков, вооруженных стрелковым оружием. Они также продемонстрировали возможность наносить мощные удары за пределами Сомали, как это случилось в середине сентября в Найроби (Кения).

Очередной теракт с использованием заминированной автомашины был совершен в Могадишо 8 ноября. Взрывное устройство сработало перед отелем «Мака аль-Мукарама». В результате погибли 11 человек, в том числе несколько полицейских, свыше 20 человек получили ранения. Благодаря бдительности полицейских удалось предупредить еще один теракт, который должен был совершить на месте подрыва автомашины террорист-смертник с взрывным устройством на теле.

19 ноября боевики движения «Аш-Шабаб» предприняли «классическую» по части использованных приемов атаку на полицейский участок в г.Беледвайн близ границы с Эфиопией. Сначала они взорвали заминированную автомашину, за рулем которой был террорист-смертник, близ въезда в участок, а затем пошли на штурм здания, являвшегося также казармой для одного из подразделений (Джибути) Amisom. В результате нападения погибли 16 человек – солдат и мирных жителей. Погибли также 4 из числа нападавших.

В тот же день некий западный «источник» поведал, что 4 боевика, которые атаковали в середине сентября торговый центр «Вестгейт» в Найроби прошли подготовку в Сомали и проникли в Кению за 4 месяца до теракта, в результате которого погибли по меньшей мере 67 человек, 27 пропали без вести.

18 ноября стало известно, что власти полуавтономного Пунтленда (северо-восток Сомали) арестовали по обвинению в «шпионаже» француза и британца, которые работали на одну из частных охранных компаний, зарегистрированных в Пунтленде. Как утверждают источники, знакомые с проблемой, скорее речь идет о последствиях некоего коммерческого конфликта. Оба «арестованных» содержатся в одном из отелей Гарове – столицы автономии. Тем не менее «министр безопасности» Пунтленда Халиф Иса Мудан утверждал, что речь идет о «шпионской сети», действовавшей в автономии под прикрытием гуманитарной организации.

В ноябре стало очевидным, что назрел кризис во властных структурах Сомали. Сначала президент страны Хасан Шейх Мохамуд потребовал от премьера Абди Фараха Ширдона подать в отставку, но тот отказался идти на этот шаг. В итоге президент затеял процедуру вотума недоверия премьеру в парламенте. Причина конфликта до конца не ясна. Очевидно, что речь идет в первую очередь о конфликте кланов, которые не смогли договориться о приемлемом для всех составе правительства, полномочия которого начались с августа 2012 г. Формально конфликт начался в ноябре, когда управляющий Центральным банком Сомали Юсюр Абрар заявил, что со стороны правительства на него было оказано давление с тем, чтобы продлить некие «сомнительные» контракты. Понятно, что правительство тут же дезавуировало это заявление.

Предшественник Ю.Абрара Абдусалам Омер был вынужден подать в отставку в сентябре после того, как эксперты ООН обвинили Центральный банк Сомали в том, что тот превратился в «черную кассу» неких сомалийских руководителей.

Некоторые наблюдатели утверждают, что конфликт начался еще в сентябре, когда премьер потребовал от президента отправить в отставку трех ключевых министров, включая главу МВД.

28 ноября правительство Сомали назначило нового управляющего Центральным банком страны, третьего за год. Согласно коммюнике, подписанным премьер-министром, эту должность занял получивший образование в США Башир Иса Али. Ранее он уже занимал эту должность.

Голосование по вотуму недоверия премьеру, которое должно было состояться 1 декабря, было перенесено на более поздний срок, поскольку премьер не смог прибыть в здание парламента – ему воспрепятствовали пройти в него депутаты. По словам Ширдона, правительство «приготовило полную декларацию в ответ на обвинения, выдвинутые против него». Он потребовал, чтобы парламент «выслушал ее», заметив, что любое решение, принятое в его отсутствие, будет незаконным.

В целом, многое сейчас в Сомали будет зависеть от того, насколько быстро прибудут в страну подкрепления, обещанные Amisom. Без освобождения территорий, которые до сих пор контролируются движением «Аш-Шабаб», вряд ли можно будет говорить о каких-либо перспективах мирного созидания в этой стране.

62.84MB | MySQL:102 | 0,523sec