Франсуа Олланд в Эр-Рияде: саудовско-французский саммит

29 декабря 2013 г. французский президент Франсуа Олланд посетил с официальным визитом Саудовскую Аравию, где в Эр-Рияде состоялась его встреча с королем Абдаллой бен Абдель Азизом, названная в саудовской столице «саудовско-французским саммитом». Это был второй визит главы французского государства в Саудовскую Аравию за два последних года (первый состоялся 4 ноября 2012 г.). Для этого были существенные основания.

Накануне своего визита Ф.Олланд в интервью лондонской саудовской газете «Аль-Хайят» (опубликовано 29 декабря 2013 г.) говорил о Саудовской Аравии как о «первом экономическом партнере Франции на Ближнем Востоке» (как он отмечал, находясь уже в Эр-Рияде, в 2013 г. товарооборот между двумя странами составил 8 млрд евро), подчеркивая, что «присутствие» в Саудовской Аравии французских «крупных, средних и небольших компаний ощутимо в сфере гражданских услуг, энергетики, транспорта, переработки сельскохозяйственной продукции, строительстве, а также в области банковской деятельности и представительства крупных торговых фирм». Впрочем, выступая на пресс-конференции после завершения переговоров с саудовским королем Абдаллой бен Абдель Азизом и наследником престола принцем Сальманом бен Абдель Азизом в саудовской столице, глава французского государства отмечал, что сфера саудовско-французского экономического взаимодействия включает также аэрокосмическую отрасль, опреснение воды (с французской помощью в Саудовской Аравии ведется сооружение крупнейшего в регионе завода по опреснению морской воды), а также строительство эр-риядского метро.

В свою очередь, отмечал французский президент, являясь «третьим иностранным инвестором в экономику Саудовской Аравии» (после Китая и Соединенных Штатов), «Франция предоставляет значительные возможности для инвестирования саудовских капиталов в свою экономику». Складывающаяся ситуация определяется, по его словам, тем, что «точки зрения обеих сторон на пути развития мировой экономики являются совпадающими» и определяются «совместным стремлением двух стран содействовать мировому экономическому росту, координируя усилия в рамках Группы 20», когда Саудовская Аравия «своей умеренной нефтяной политикой помогает преодолению последствий мирового экономического кризиса».

Тем не менее, сфера саудовско-французского сотрудничества не ограничивается экономическим взаимодействием обеих сторон. Как заявлял в своем интервью «Аль-Хайят» Ф. Олланд, «наши страны действуют совместно ради мира, стабильности и безопасности на Ближнем Востоке», что предполагает «внимательное отношение к вопросам, связанным с иранским ядерным досье», а также «поиску путей политического решения сирийского кризиса». Вместе с тем, тема сирийского кризиса, замечал глава французского государства, предполагающая нахождение его политического решения, требует безусловного «ухода Башара Асада». При этом любая постановка вопроса о том, что «сохранение власти нынешнего сирийского президента – лучший вариант в ситуации усиления исламистов недопустима», поскольку, как считал французский президент, подчеркивавший, что и в этом отношении позиция его страны совпадает с позицией Саудовской Аравии, «Асад борется не с исламистами, а использует их для давления на умеренную сирийскую оппозицию, что, в конечном итоге, наносит ущерб самим сирийцам».

Находясь в саудовской столице, Ф.Олланд предполагал обсудить с королем Абдаллой и другие вопросы, имеющие непосредственное отношение к региональному пространству Ближнего Востока. Речь шла, в первую очередь, о Ливане, где вновь, после недавнего убийства бывшего министра финансов Мухаммеда Шатаха, обострилась внутриполитическая ситуация. Но повестка саудовско-французских переговоров включала и отношение к Ирану после прихода к власти президента Хасана Роухани, а также внутриегипетскую ситуацию.

30 декабря 2013 г. официальный визит французского президента в Саудовскую Аравию завершился. Комментируя на своей пресс-конференции в Эр-Рияде его итоги, Ф.Олланд говорил: «Французско-саудовские отношения, история которых насчитывает несколько десятилетий, успешно эволюционируют, несмотря на кризисные явления в мире и в региональном масштабе». Подписанное же в ходе визита соглашение о сотрудничестве в сфере здравоохранения позволит, как отмечал французский президент, «создать основы для взаимодействия обеих стран в сфере фармацевтики и производства лекарств на основе французских технологий».

В сфере внешнеполитических действий обе страны исходят из необходимости проведения согласованной политики в отношении сирийского кризиса, «решение которого нуждается в проведении конференции Женева-2» и «безоговорочном отстранении от власти преступного режима Башара Асада». По словам главы французского государства, «препятствием на пути к достижению политического урегулирования в Сирии выступает негласный союз между режимом и экстремистами». В свою очередь, по его словам, и Франция, и Саудовская Аравия согласны в том, что «конференция Женева-2 должна найти такое решение кризиса, которое будет означать начало переходного этапа, а не сохранение нынешнего положения».

Находясь в саудовской столице, Ф.Олланд встретился с председателем Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил Ахмедом Джарбой. Основной темой состоявшихся между ними переговоров, как заметил на пресс-конференции в Эр-Рияде французский президент, «стал поиск пути к тому, как превратить конференцию Женева-2 в полезное мероприятие», что предполагает нахождение такого решения кризиса, которое «невозможно, пока у власти находится нынешний режим».

Комментируя же ситуацию вокруг Ирана и «Соглашение 5+1», Ф.Олланд отмечал: «Мы и Королевство Саудовская Аравия полностью согласны в том, что подписанное соглашение требует своего полного выполнения. Санкции в отношении Ирана не будут сняты даже частично, если он не будет полностью уважать достигнутое соглашение. Только после того, как будет понятно, что Иран выполняет это этапное соглашение, станут возможны переговоры, которые подтвердят нам, что эта страна отказывается от разработки и производства ядерного оружия».

В свою очередь, вопрос о Ливане ставился обеими сторонами в контексте ныне развивающегося в этой стране внутриполитического кризиса. В ходе переговоров между королем Абдаллой и президентом Ф.Олландом подчеркивалась необходимость сохранения «единства ливанской территории и поддержания суверенитета этой страны в условиях углубления сирийского кризиса». Ради решения этой задачи, как подчеркнул на своей пресс-конференции французский президент, «Франция готова поставить вооружение ливанской армии, если к ней обратятся с этой просьбой». Это заявление совпадает с ранее выраженной саудовской позицией, когда высшее руководство этой страны выразило готовность «оказать помощь ливанской армии на сумму в три миллиарда долларов ради повышения ее боеготовности», рассматривая ливанские вооруженные силы (что, впрочем, относится и к Франции) в качестве «серьезного гаранта ливанской независимости, суверенитета и целостности территории».

Совпадение внешнеполитических приоритетов обеих стран и высокий уровень существующего между ними экономического сотрудничества позволил французскому президенту поставить перед саудовским руководством и вопрос о трансформации двусторонних отношений в «стратегическое партнерство». Говоря об этом аспекте последнего саудовско-французского саммита, Ф.Олланд заметил: «Переговоры со Служителем Двух Благородных Святынь, Его Величеством королем Абдаллой бен Абдель Азизом и Его Высочеством наследным принцем, первым заместителем главы Совета министров и министром обороны принцем Сальманом бен Абдель Азизом показали, что перед нашими странами открываются новые перспективы плодотворного сотрудничества. Эти перспективы имеют отношение к созданию транспортной инфраструктуры, включая строительство железнодорожных линий для скоростных поездов в различных регионах королевства. Мы постепенно продвигаемся вперед в сотрудничестве в области авиации. Мы достигли немалых успехов в сотрудничестве в области энергетики, возобновляемой энергетики и ядерной энергетики».

Завершая свою пресс-конференцию в Эр-Рияде, Ф.Олланд отметил, что «Франция и Королевство Саудовская Аравия вплотную приблизились к достижению соглашения об экономическом и финансовом стратегическом партнерстве». По его словам, это «партнерство» будет развиваться по трем направлениям – «сотрудничество в сфере высоких технологий, капиталовложений, экспорта и совместных финансово-экономических проектов». Если же добавить к этому уже существующее саудовско-французское «стратегическое партнерство в сфере обороны», как замечал глава французского государства, «развивающееся в области строительства современных подводных лодок и кораблей надводного флота, а также космоса и ракетного оружия», то благодаря этому «партнерству» складывается ситуация «широкого участия Франции при опоре на ее саудовских друзей в обеспечении безопасности и стабильности региона Ближнего Востока и Залива».

62.85MB | MySQL:102 | 0,479sec