Интервью Ахмеда Джарбы газете «Аль-Хайят»

1 января 2014 г. лондонская «Аль-Хайят» опубликовала интервью председателя Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил (НКОРС) Ахмеда Джарбы, полученное корреспондентом этого издания в саудовской столице. Вопросы, поднимавшиеся в этом интервью, касались нынешнего положения основного отряда сирийской оппозиции, его позиции в связи с предстоящей конференцией «Женева-2», а также отношений НКОРС с ведущими мировыми державами.

События на турецко-сирийской границе, когда формирования одной из сирийских исламистских организаций «Исламского фронта» установили контроль над ранее удерживавшимся Сирийской свободной армией (ССА) контрольно-пропускным пунктом «Баб аль-Хава» (что многими аналитиками рассматривалось как едва ли не очевидное доказательство крушения «светской» вооруженной оппозиции, место которой все более занимают структуры, открыто апеллирующие к религиозной догме), были прокомментированы председателем НКОРС как «очевидная слабость планирования военных операций, осуществляемого штабом Свободной армии». Тем не менее, по словам А.Джарбы, ситуация не выглядит полностью безнадежной, — «предстоящая в текущем месяце (январе 2014 г. — Г.К.) перестройка штаба» ССА «в большей мере укрепит ее связь с Национальной коалицией, в правительстве которой (созданное в декабре 2013 г. «временное сирийское правительство», контролируемое НКОРС —Г.К.) уже действует министр обороны, который пользуется нашим полным доверием». Если этот пассаж интервью будет прочитан между строк, то из него будет ясно, что нынешний глава ССА Салим Идрис будет, скорее всего, лишен занимаемой им должности (способ реализации этой меры, а также связанные с ней последствия открыто, разумеется, не обсуждаются), а НКОРС предпримет необходимые шаги для ликвидации «анархической вольницы» в рядах ССА, сегодня только формально подчиненной Коалиции.

Конференция «Женева-2» заняла ведущее место в опубликованном «Аль-Хайят» интервью А.Джарбы. В этой связи председатель НКОРС, в частности, заметил, что в своем недавнем телефонном разговоре с главой американского внешнеполитического ведомства Джоном Керри говорил ему: «Конечно, открыть конференцию можно, но ее неудача очевидна. Если вы ходите устроить медийное событие, когда министры иностранных дел многих государств соберутся, чтобы попозировать перед телевизионными камерами ведущих информационных агентств или чтобы мир увидел, что председатель сирийской оппозиции и ее члены сидят напротив представителей [сирийского] режима, где каждый участник произнесет заранее приготовленное выступление, а потом отправится домой, то это – стыдно».

А.Джарба, однако, в большей мере стремился убедить (по крайней мере) аудиторию лондонского издания, что президент Башар Асад ни в коей мере не заинтересован в участии в конференции «Женева-2»: «Режим, — утверждал он, — не хочет участвовать в конференции. Он использует каждую имеющуюся у него бочку с взрывчаткой для того, чтобы сбросить ее на головы сирийцев в Алеппо, Дамаске, во всех сирийских городах с тем, чтобы заставить главу сирийской оппозиции сказать, что Коалиция не отправится в Женеву. Да и, кроме того, режим настойчиво требует участия Ирана в конференции. Это его требование взрывает конференцию «Женева-2». Впрочем, режим не оставляет попыток выдвигать и другие требования [направленные на то, чтобы провалить ее]».

Но готова ли сама НКОРС участвовать в конференции «Женева-2»? Это существенный вопрос, отвечая на который председатель Национальной коалиции говорил: «Мы еще не приняли окончательного решения [об участии в конференции], поскольку мы пока не знаем, как будут развиваться дела в связи с Женевой, какое событие или какая чья-либо позиция может подвести мину под конференцию в течение времени между сегодняшним днем и 22 января (2014 г. — Г.К.). Режим стремится, — продолжал он, — взорвать конференцию. То, что сегодня в Сирии растет число убитых, определяется Женевой. Мы же не желаем платить по счету убийств, совершаемых режимом, оправляясь в Женеву. Если русские и американцы действительно серьезно заинтересованы в проведении конференции, то пусть они остановят воздушные удары авиации режима по сирийскому народу».

Вопрос о том, может ли Иран участвовать в конференции «Женева-2» в силу многих обстоятельств кажется А.Джарбе принципиально важным. По его словам, «Иран должен вывести из Сирии формирования Хизбаллы, иракских шиитских экстремистов и свою Революционную гвардию». Далее он замечал: «Если он не пойдет на это, то зачем нам встречаться с иранцами? Но есть и второе обстоятельство, — подчеркивал А.  Джарба. — Мы требуем, чтобы в приглашениях на конференцию «Женева-2» оговаривалось, что эта конференция будет проходить на основе «Женевы-1», где четко подчеркивалось, что в течение переходного периода должно быть сформировало полномочное правительство, включающее [посты министров] безопасности, обороны, а также главы службы государственной безопасности. Каждый желающий участвовать в конференции должен участвовать в ней на этой основе. Такова наша позиция, как и позиция Франции, о чем позавчера (30 декабря 2013 г. — Г.К.) со мной говорил президент Олланд».

Однако насколько эта позиция, как иные аспекты точки зрения НКОРС, разделяются ведущими мировыми и региональными державами?

Соединенные Штаты, конечно же, оказывались, в этой связи, в центре внимания А.  Джарбы. Давая оценку американской позиции, председатель Национальной коалиции заметил, что 30 декабря 2013 г. сразу же после его встречи с президентом Франсуа Олландом с ним связался по телефону государственный секретарь Д.Керри. По словам главы ведущей оппозиционной организации Сирии, он заявил главе американской дипломатии, что его страна не может быть подобием организации «Врачи без границ», напротив, НКОРС «ждет, чтобы Соединенные Штаты заняли позицию». «Только осуждения действий режима недостаточно. Это осуждение не приносит результатов. Мы требовали, — продолжал А.  Джарба, — от вас (обращаясь к Д. Керри — Г.К.) обеспечить гуманитарные коридоры, но мы не получили это, да и выяснилось, что вы не можете это обеспечить. Мы требовали добиться освобождения заключенных и, в первую очередь, женщин и детей. Мы это от вас не получили. Сегодня же в нашей стране ежедневно убивают и разрушают, открыто уничтожают людей. Тогда, простите меня, господин Керри, что означают ваши слова о том, что создана благоприятная атмосфера для успеха «Женевы-2»?».

Конечно же, французская позиция, в этой связи, выглядела для А.  Джарбы более благоприятной. Это, как он подчеркивал, выразило себя не только во встрече с Ф.Олландом, которая состоялась по инициативе французской стороны, но и в совпадении точек зрения обеих сторон по вопросам повестки дня конференции «Женева-2» и недопустимости сохранения власти президента Б. Асада.

Обращаясь же к анализу позиции Саудовской Аравии, председатель НКОРС подчеркивал: «В начале саудовская сторона не выражала энтузиазм в отношении конференции «Женева-2», как Франция и как мы. Однако ныне, — добавлял А.Джарба, — саудовцы говорят, что если «Женева-2» будет проходить на основе «Женевы-1», то мы попробуем и посмотрим, каким будет ее результат». С другой стороны, подчеркивал он, «саудовская гуманитарная помощь бойцам сопротивления продолжается, как продолжается и саудовская политическая поддержка Национальной коалиции».

Есть, однако, и Россия, отношение к которой у НКОРС никогда не было в полной мере позитивным. Тем не менее, в интервью «Аль-Хайят» А.Джарба был значительно более оптимистичен и в отношении российской стороны, подчеркивая, в частности, что он «встретился с русским послом в Эр-Рияде», передавшим ему приглашение посетить Москву 13-14 января текущего года. В этой связи он, в частности, замечал: «Даже русские знают, что Коалиция — основной двигатель оппозиции», что «определяет ныне их позицию в связи с необходимостью направления приглашения Коалиции для участия в конференции «Женева-2″». По словам председателя НКОРС, «русские стали ныне более серьезно подходить к Национальной коалиции, признавая ее вес и роль». Выражением этого стало то, что «русские более не настаивают» на участии в конференции бывшего главы сирийского правительства Кадри Кальаджи.

Наконец, завершающая часть интервью А.Джарбы газете «Аль-Хайят» была посвящена тому, кого в обозримом будущем НКОРС видит своими потенциальными членами. По его словам, вопрос курдских партий и организаций исчерпан: «Курды вошли в Коалицию и останутся в ней». Но, вероятно, в ее состав вскоре войдет «Ариф Далила, важная алавитская оппозиционная фигура и разумный человек». В силу этого обстоятельства, как считал А.Джарба, если в будущем Национальная коалиция и примет решение отправиться на конференцию «Женева-2», то сирийская оппозиция там будет представлена «только делегацией Коалиции». Это будет означать, что «решающее слово там будет произнесено лишь Коалицией, в все остальное будет выглядеть исключительно как некие малозначащие детали».

Что ж, пусть этот вывод останется на совести А.Джарбы.

52.22MB | MySQL:103 | 0,556sec