Национальная коалиция оппозиционных и революционных сил и конференция «Женева-2»

Открывающееся 5 января текущего года в Стамбуле заседание Генерального совета Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил (НКОРС) должно дать ответ на несколько принципиально важных для этой организационной структуры (и для будущего противников режима) вопросов, включенных в его повестку дня.

Первый из этих вопросов (и, по сути дела, основной) связан с тем, что НКОРС должна принять окончательное решение в отношении своего участия к конференции «Женева-2». Но, одновременно, в ходе работы ее Генерального совета речь должна идти о внесении изменений в устав Национальной коалиции, в котором предполагается более четко, чем ныне, определить сущностные характеристики этой структуры и ее цели, задачи созданных ею к настоящему времени (или способных возникнуть в будущем) институтов, а также политические перспективы ее деятельности. Наконец, и это третий вопрос, внесенный в повестку дня нынешнего заседания Генерального совета НКОРС, связан с избранием новых членов ее руководства, включая председателя, трех его заместителей и генерального секретаря, а также создание Политического совета (в составе которого будут действовать нынешние руководящие структуры Национальной коалиции), в который должны войти представители тех организаций в составе НКОРС, которые в настоящее время не представлены в ее руководстве.

Тем не менее, уже сегодня очевидно, что работа Генерального совета Национальной коалиции не сможет ограничиться только этими тремя вопросами. Конечно же, на обсуждение высшего руководящего органа НКОРС будет вынесен вопрос о развитии военно-политической ситуации в Сирии, где противостояние между тем, что, видимо, осталось от Сирийской свободной армии (ССА), и другими вооруженными отрядами, заявляющими о своем (по крайней мере, формальном) признании руководящей роли Национальной коалиции, с одной стороны, и «Исламским государством Ирака и Леванта», с другой, выглядит как достигшее своей высшей точки. Уже опубликованное заявление НКОРС, объявляющее «Исламское государство Ирака и Леванта» (или, если использовать арабскую аббревиатуру названия этой организации — Ад-Дауля аль-ислямийя фи Аль-Ирак ва Аш-Шам — ДАИШ) «филиалом «Аль-Каиды»» и призывающее к «всеобъемлющему противостоянию» его вооруженным формированиям, стало не столько провозглашением ему войны, сколько запоздалым «благословением» действий, уже давно начатых подчиняющимися Национальной коалиции боевыми формированиями «светской» и религиозной направленности. Эти боевые действия развиваются в стратегически важных для обоих противников регионах — вдоль сирийско-ливанской и сирийско-турецкой границы, в районе Идлиба и в Алеппо, где ДАИШ выступило с угрозой вывести свои подразделения из занятых им кварталов этого города и передать эти кварталы под контроль правительственных войск.

Все три основных вопроса, вынесенных на обсуждение очередного Стамбульского заседания Генерального совета НКОРС не только взаимосвязаны, но определяются главным из них — вопросом об участии в конференции «Женева-2». Впрочем, само это участие — проблема, связанная с, в целом, неблагоприятной ситуацией для Национальной коалиции, складывающейся как в ее отношениях с внешними союзниками, так и внутри Сирии.

Движение этих союзников (пусть и недостаточно последовательное) к достижению консенсуса в отношении не только необходимости проведения встречи в Женеве, но и участников этой встречи (особая позиция Франции или Саудовской Аравии мало что меняет в этой ситуации, тем более что и эта позиция имеет тенденцию к появлению в ней новых элементов), ставит НКОРС перед необходимостью принять в Стамбуле положительное решение в отношении своего участия в конференции «Женева-2».

Более того, этого же требует и положение внутри Сирии, где растет роль и влияние крайних экстремистских группировок (ДАИШ лишь одна из них, но в их число входят также и «Джабхат ан-нусра», как и некоторые курдские формирования), определяемое отсутствием сколько-либо серьезных изменений в противостоянии между режимом (достаточно часто обвиняемом НКОРС в поддержании негласных связей и едва ли не в поощрении деятельности союзников «Аль-Каиды») и силами Национальной коалиции. С другой стороны, отсутствие этих изменений не в последнюю очередь связано с тем, что на стороне режима продолжают действовать «оккупационные иностранные формирования» (если использовать термин риторики Национальной коалиции), представленные отрядами «Хизбаллы», либо иракской шиитской «Бригадой Абу Аль-Фадля Аль-Аббаса» и иранской Революционной гвардией.

При этом и внесение изменений в устав НКОРС, как и перемены на вершине руководящей пирамиды Национальной коалиции, конечно же, не могут не иметь отношения к тому, как Коалиция ответит на вопрос о своем присутствии на конференции «Женева-2». Говоря иначе, даст ли Стамбульское заседание Генерального совета НКОРС возможность выйти вперед сторонникам тех структурных единиц в составе Национальной коалиции, которые считают возможным отправиться в Женеву, либо оно займет жесткую позицию в отношении конференции, — все это может определить, в том числе, и итоги выборов в руководящие органы, и возможность внесения корректив в основной внутренний документ Коалиции. Официально объявленная накануне заседания в Стамбуле позиция Сирийского национального совета — крупнейшей из организационных структур Коалиции, заключающаяся в отказе от участия в конференции «Женева-2» (как заявил официальный представитель Совета Самир ан-Нашшар, это «плохая идея, так как она ставит на одну доску режим и оппозицию, а международное сообщество не готово предложить нам что-либо, что изменит наше мнение») — наиболее яркий показатель возможного развития событий в ходе очередного заседания Генерального совета Национальной коалиции.

Накануне открытия этого заседания лондонская «Аш-Шарк Аль-Аусат» писала, что во время его работы четко проявят себя две линии в отношении конференции «Женева-2» — «голуби» и «ястребы», отмечая, при этом, и возможность раскола в рядах НКОРС. По словам газеты, эта ситуация определяется тем, что выдвигавшиеся в течение последних нескольких месяцев требования Национальной коалиции к международному сообществу (прежде всего, американской администрации), касавшиеся введения зоны, полностью или частично закрытой для полетов авиации правительственной армии, создания гуманитарных коридоров или освобождения политических заключенных, в частности, женщин и детей, из тюрем режима так и остались «не услышанными». Более того, первое из этих требований не может быть удовлетворено, поскольку для его реализации необходима специальная резолюция Совета Безопасности ООН, принятие которой будет поставлено под вопрос позицией России и Китая. В силу этого обстоятельства, отмечало лондонское издание, вопрос о «голубях» и «ястребах» в составе НКОРС означает раскол Коалиции на сторонников уступок режиму и на сторонников продолжения проведения жесткой линии его неприятия.

Как считают «голуби», отказ от участия в конференции «Женева-2» станет «подарком режиму», который «делает все от него зависящее для того, чтобы заставить оппозицию отказаться от поездки в Женеву». По их мнению «отказ от участия» заставит некоторых «друзей Сирии» занять «более острожную» позицию в отношении НКОРС, что будет грозить ей не только «частичной изоляцией» во внешнем мире («ухудшение отношений с Соединенными Штатами» станет наиболее серьезным проявлением этого процесса), но и значительным снижением уровня и так уже «недостаточной» материальной помощи оппозиции со стороны внешних сил. Одновременно «голуби» в рядах Национальной коалиции утверждают, что, казалось бы, «твердая позиция» России в отношении «сохранения режима Асада» будет иметь тенденцию к существенной трансформации, если НКОРС примет ряд российских требований – «сохранения в неприкосновенности сирийской армии и специальных служб, а также полномасштабного учета российских интересов в Сирии». Иными словами, способность российской позиции к внутренней трансформации выступает в качестве важнейшего фактора, который должен заставить Национальную коалицию «отправиться в Женеву». Конечно же, утверждают «голуби», «переговоры будут сложными и напряженными», а оппозиции не стоит ждать от них «отвечающего ее интересам полного успеха», но в нынешней «внутрисирийской ситуации», как и в «ситуации вокруг Сирии», «инстинкт самосохранения» должен заставить НКОРС принять «участие в конференции».

В свою очередь, точка зрения «ястребов» видится как «альтернатива» мнению «голубей». Ее сторонники, представленные, в первую очередь, Сирийским национальным советом, считают, что встреча в Женеве «ничего не даст», «поскольку отсутствуют какие-либо признаки ее успеха». Иными словами, НКОПС должна отказаться от «поездки в Женеву», а вместо этого «бесплодного начинания» предпринять усилия, направленные к «достижению взаимопонимания, сотрудничества и координации» между Сирийской свободной армией (которая, скорее всего, представляет собой сегодня несколько разрозненных вооруженных формирований) и «Новым исламским фронтом» (коалиций апеллирующих к религии группировок, формально не отрицающих своей связи с Национальной коалицией — Г.К.), а также рядом других более мелких и все так же действующих под религиозными знаменами вооруженных формирований. Итогом развития событий в этом направлении должно стать создание «объединенного фронта»в составе ССА и этих организаций, борющегося с режимом Башара Асада с тем, чтобы не только «не допустить его переизбрания на президентский пост», но и добиться его «полного устранения с сирийской политической арены».

Оправдывая свою «альтернативу», «ястребы» в рядах НКОРС настаивают на том, что их точка зрения является «единственно возможной для Коалиции», поскольку в случае одобрения Генеральным советом «идеи Женевы» с ее «негарантированными политическими последствиями» Национальная коалиция будет «обречена на потерю ее социальной опоры», так как сражающиеся под ее знаменами вооруженные формирования не только «потеряют смысл своего существования», но и окажутся перед «угрозой поражения в ситуации радикально изменившегося соотношения сил на поле сражения».

Что ж, остается совсем немного времени для того, чтобы стало ясно, какая из двух линий добилась успеха на заседании Генерального совета НКОРС в Стамбуле.

52.38MB | MySQL:103 | 0,457sec