2013 год – сложный год для Партии справедливости и развития и Р.Т.Эрдогана

Пожалуй, 2013 год был самым сложным годом за 11 лет пребывания у власти в Турции Партии справедливости и развития (ПСР). Год, начавшийся с надежды на урегулирование курдского вопроса, принятия проекта новой Конституции и быстрого силового, в интересах Анкары, решения сирийского кризиса, закончился коррупционным скандалом, подорвавшим позиции лично Р.Т.Эрдогана и его партии накануне выборов в местные органы власти, а также растущим количеством сирийских беженцев в самой Турции и разгулом радикальных исламистских группировок вблизи турецко-сирийской границы.

Урегулировать курдский вопрос, как задумывалось изначально, не удалось, проект новой Конституции так и не был согласован, сирийский кризис продолжается…. К этому следует добавить события вокруг парка Гези в Стамбуле, начавшиеся с протестных акций 28 мая и оказавших влияние на дальнейшую внутриполитическую обстановку в стране. «Турецкая модель», которую всячески продвигала Анкара в странах «арабской весны», прежде всего в Египте, потерпела неудачу. Всего перечисленного уже достаточно для того, чтобы смело сказать, что год для турецких властей был не из лучших… Тем не менее события конца года – коррупционный скандал – дают нам основание охарактеризовать 2013 год как худший год в политической жизни правящей ПСР и ее лидера Эрдогана.

Такое мнение разделяет ряд турецких экспертов. Турецкий политолог, один из авторов турецкой газеты «Миллиет» Сами Кохен назвал прошедший год «самым плохим годом во внешней политике Турции». Он отмечает, что «в 2013 году, впрочем, как и всегда турецкая дипломатия на протяжении всего года была достаточно активной, однако эта активность дала обратно противоположные результаты как на ближневосточном, так и на западном направлениях». По мнению Сами Кохена, «сирийская политика Анкары потерпела фиаско – в результате у границ Турции образовались автономные курдские и исламистские анклавы». Самая же большая неудача Анкары на ближневосточном треке – это «поражение» турецкой дипломатии в Египте. События 3 июля 2013 года Анкара охарактеризовала как военный переворот, а нынешние египетские власти считает незаконными и требует вернуть законно избранного президента М.Мурси. В ноябре же кризис в турецко-египетских отношениях достиг своей высшей точки, когда 23 ноября 2013 года власти АРЕ потребовали от турецкого посла в Каире немедленно покинуть Египет. Турки в ответ объявили египетского посла персоной нон грата. В результате отношения между двумя странами были понижены до уровня временных поверенных.

На западном векторе внешней политики Турции ситуация не такая плачевная, но тем не менее внутриполитические события в Турции, прежде всего, протестные акции в стамбульском парке Гези и вслед за ними акции протеста по всей стране, а также коррупционный скандал, отразились самым негативным образом на отношениях Турции с ЕС и США. Жесткая позиция Эрдогана касательно летних акций протеста подверглась резкой критике со стороны представителей ЕС. Слова же Эрдогана о наличии «иностранного следа» в антикоррупционной операции 17 декабря 2013 года и последующих за ней событий чуть не привели к кризису в турецко-американских отношениях. Напомним, что 21 декабря Р.Т.Эрдоган обвинил посла США в Турции Ф.Рикардоне в том, что он причастен к антикоррупционной операции и последующим после нее арестам. Поводом для такого обвинения стала информация, просочившаяся в турецкие СМИ, о том, что на одной из встреч с дипломатами стран Евросоюза, Ф.Рикардоне заявил, что «скоро мы увидим падение империи». Американский посол опроверг такие заявления, заявив, что никогда ничего подобного не говорил. Сторонам удалось избежать возможного конфликта, однако само наличие такой ситуации внесло некоторую напряженность в отношения двух стран.

Главный редактор турецкой газеты «Хюрриет Дэйли Ньюс», турецкий политолог Мурат Еткин, делая акцент больше на внутренней политике, также отмечает, что «2013 год был не очень хорошим годом для Эрдогана». Коррупционный скандал, начавшийся 17 декабря, самым негативным образом отразился на позициях правящей ПСР и ее лидера как в самой Турции, так и за ее пределами. По мнению Еткина, коррупционный скандал даст о себе знать во время выборов в местные органы власти, которые пройдут в конце марта 2014 г. Турецкий политолог отмечает, что «конфликт Эрдогана с движением Гюлена сыграет только на руку основным оппозиционным партиям Турции». В целом, любые неудачи и просчеты правящей ПСР как во внутренней, так и во внешней политике только укрепят позиции основных оппозиционных сил.

2013 год можно назвать вполне успешным годом для основной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) и ее лидера К.Кылычдароглу. За год К.Кылычдароглу и его команда посетили Брюссель, Дамаск, Каир, Багдад и Вашингтон. В общем, столицы тех государств (в случае с Брюсселем – ЕС), с которыми отношения нынешних турецких властей осложнены взаимными претензиями и т.п. или отношения и вовсе являются напряженными. США, в свою очередь, стали все больше проявлять интерес к НРП – регулярно стали проводиться встречи К.Кылычдароглу с послом США в Турции Ф.Рикардоне «для обмена мнениями». Такая активность главной оппозиционной партии, а также открытость ЕС и США к диалогу с турецкой оппозицией не может не раздражать Р.Т.Эрдогана, в адрес которого все больше звучит критика от западных коллег.

Даже такой «козырь» ПСР как успехи в экономике не срабатывает как прежде. Конечно, Турция продолжает оставаться 17-й экономикой мира. В 2013 году она полностью погасила свой долг перед МВФ. Анкаре также удалось запустить ряд экономически выгодных проектов. Корреспондент «Financial Times» в Турции Даниел Домби на страницах январского выпуска «Foreign Affairs» рассматривает «экономическое чудо» Турции, которая, являясь в настоящий момент 17-й экономикой мира, намерена в скором времени войти в десятку сильнейших мировых экономик. Д.Домби скептически смотрит на такие амбиции турецкого руководства. По его мнению, есть три проблемы, которые помешают Турции добиться дальнейших успехов в экономике. Это ее уязвимость перед иностранными фондами, низкий уровень образования и внутриполитические проблемы. В свою очередь отметим, что в результате коррупционного скандала турецкая лира обесценилась на 5,5% по отношению к доллару США. Как показывает же практика, такие события, как летние акции протеста и коррупционные скандалы, отпугивают потенциальных иностранных инвесторов, что также негативно отражается на экономике страны.

52.23MB | MySQL:103 | 0,546sec