Позиции крупных французских компаний на алжирском рынке

Несмотря на успешное продвижение на алжирском рынке китайских компаний, которые по итогам 2013 г. вытеснили по импорту иностранных товаров в АНДР своих французских конкурентов с первого на второе место, пока не следует считать для последних неудачу фатальной и неисправимой.

Кроме того, недавний декабрьский скандал, вызванный «шуткой» президента Франции Ф.Олланда и заметно подогревший политическое осложнение между двумя странами, сравнительно мало затронул интересы крупных французских компаний, уже работающих в Алжире.

Одним из серьезных исключений здесь является сфера военно-технического сотрудничества (ВТС), по перспективам которого подобные политические осложнения наносят удар в первую очередь. Следует заметить, что, несмотря на активные усилия на этом направлении всех последних президентов Франции, прорывных соглашений, оцениваемых в миллиарды евро, достичь не удавалось.

Не случайно и то, что в ходе последнего декабрьского визита 2013 г. премьер-министра Эйро в Алжир представители ВПК Франции (главным образом, от Eurocopter и Thales) терялись среди руководителей других крупных французских компаний, присутствовавших в делегации. Их общее число превышало 80 человек.

Столь слабое присутствие оборонных структур было весьма показательным, поскольку алжирская сторона, несмотря на все усилия Парижа, и раньше не проявляла должного интереса к французским вооружениям.

Кроме того, негативно сказывались и трения руководства АНДР и Франции по ситуации в Ливии и Мали. В этих условиях заметно выросшей в последние три года политической напряженности заключение крупной сделки для того же Eurocopter стало еще более затруднительным. Учитывая ожидающееся подписание нового крупного оборонного контракта с Россией, серьезные перспективы имеют лишь французские компании, способные предложить Алжиру эксклюзивную продукцию, например, как это наблюдается в случае с той же Thales Group, радиоэлектронное оборудование.

Однако на других направлениях Париж сохраняет серьезные перспективы. И, несмотря на то, что в определенной степени «шутка» французкого президента ударила по ним рикошетом, глобального пересмотра контрактов ожидать не следует и руководство АНДР пока не намерено серьезно ограничивать экономические интересы Парижа. Особенно это касается крупных компаний, которые за время президентства в Алжире А.Бутефлики успели «укорениться» на алжирском рынке или получить достаточно крупные контракты.

В связи с этим министр внешней торговли Франции Николь Брик в ходе визита Эйро особо отметила «Открытие новой страницы» применительно к строительству в Алжире новых французских заводов. Среди них – предприятия по производству промышленных газов Air Liquide и фармацевтики (Sanofi) в Сиди-Абдалла, увеличение инвестиций в расширение производственной базы в Алжире компании Lafarge, выпускающей цемент.

Подобные достижения заметно отразились и на количественных показателях: так, в 2012 году Алжир стал первым партнером Франции в Африке с общим оборотом торговли более чем 10 млрд евро. Без учета энергоресурсов, Франция до последнего времени являлась ведущим инвестором в Алжире. При этом в АНДР работают 430 французских компаний, в которых занято более 40 000 человек, не считая 100 000 косвенных рабочих мест.

Не случайно, что многие из их представителей, присутствовавших в составе французской делегации Ж.-М. Эйро, добились в ходе декабрьского визита гораздо большего, чем политики. Среди них особенно выделялись Мартин Буиг (Bouygues, строительство, производство пищевой продукции, финансы – инвестиции и управление, теле- и радиовещание, мобильная связь), Пьер Монжин (RATP, оператор транспорта в Париже), председатели советов директоров машиностроительной компании в сфере транспорта Alstom и автомобилестроительной корпорации Renault Патрик Крон и Луи Швейцер. Также в составе делегации были представители других крупных бизнес-структур, включая французских управляющих телекоммуникационных операторов Alcatel-Lucent и Orange S.A., транспортно-контейнерного перевозчика Bolloré CMA CGM, компанию Technip S.A. (управление, проектирование и строительство в энергетической отрасли), изготовителя фармацевтики Sanofi, энергетического гиганта Total и др.

В этой связи следует заметить реакцию алжирской прессы, которая открыто указывает на то, что появление такого сонма французских бизнесменов в Алжире не случайно, когда на их места или места, которые бы они могли потенциально занять, «оспаривают конкуренты, способные свергнуть их с алжирского рынка» (El-Watan и Liberte).

Тем не менее, все они провели свои «сепаратные» переговоры с представителями алжирской стороны, которые в большинстве своем ознаменовались большим успехом, чем миссия Эйро.

Одним из фаворитов на рынке АНДР, извлекающим действительно серьезную прибыль, исчисляемую уже миллиардами евро, из сотрудничества с алжирской стороной, является компания Alstom. За последние несколько лет работы в Алжире она реализовала несколько проектов по прокладке трамвайных линий, линий легкого метро (электрички) и метро, а также модернизации железнодорожных линий.

При этом данная группа хорошо зарекомендовали себя в Алжире. В качестве доказательства служит то, что она продолжает расширять свой бизнес в этой стране, не только получая новые контракты по строительству трамвайных линий. Например, в дополнение к уже реализованным в столице Алжире, Оране, Константине и Уаргле в 2013 г. она окончательно закрепила за собой пятую по счету «трамвайную» сделку в Сетифе на сумму 380 млн евро, которую она должна завершить в 2017 г. совместно с турецкой компанией Yapi Merkezi. Кроме того, в партнерстве с испанской Ferrovial Alstom успешно строит завод по производству трамвайных вагонов в Аннабе.

Кроме того, Alstom дополнительно удалось закрепить за собой гарантийно-техническое и эксплуатационное обслуживание трамвайных линий и подвижного состава в Алжире.

Alstom также с 2004 года реализует контракты по модернизации уже существующих железнодорожных линий в стране. В частности, речь идет об электрификации 300 км пути железнодорожной сети в пригородах Алжира стоимостью 400 млн евро. Среди других важных контрактов, присужденных французскому гиганту – оборудование современными средствами контроля и сигнализации новой железнодорожной линии в 100 км между Саидой и Мулай-Слиссен стоимостью 100 млн евро, железной дороги протяженностью 140 км между Мешрия и Демуш в юго-западной части страны стоимостью 30 млн евро.

И, несмотря на то, что алжирские власти указывают на то, что «все основные транспортные проекты в стране осуществляются правительством АНДР за исключением метро в Алжире», это явное преувеличение, поскольку без иностранной помощи оно не в состоянии это сделать. И во многом именно Alstom помогает ему развивать железнодорожные коммуникации, городское и пригородное сообщение. Без сотрудничества с ней алжирскому руководству было бы достаточно затруднительно достигнуть имеющегося прогресса в обустройстве коммуникаций крупных городов.

Примечательно, что она успешно осуществляла свои контракты в АНДР даже в тот момент, когда алжиро-французские отношения оставляли желать лучшего. Не случайно, что год от года она лишь расширяет свой бизнес в этой стране, нацеливаясь на получение других выгодных контрактов, включая ожидающуюся прокладку метро в крупнейших алжирских городах, включая Оран, Аннабу и Константину.

Кроме того, практически незамеченными СМИ на фоне вызванного Ф.Олландом скандала прошли переговоры генерального директора алжирского энергогиганта Sonatrach Абдельхамида Зергуина с представителями Total Group. По их итогам алжирская сторона дала ясно понять, что готовится новое соглашение, расширяющее бизнес французской компании в АНДР. При этом Абдельхамид Зергуин создал интригу, не предоставив СМИ подробностей, но пообещав сделать это после официального заключения соответствующих соглашений.

Следует напомнить, что Total Group присутствует в Алжире последние 20 лет. И все это время она разрабатывает газовые месторождения «Хамра» и «Тин Фоуйе Табанкорт». Кроме того, с 2009 г. она участвует в освоении других газовых месторождений, например «Тимимоун» вместе с испанской Cepsa между городами Тимимоун и Адрар (руководство компании намерено довести ежегодный уровень добычи газа до 1.6 млрд кубометров), а также является партнером Sonatrach при разработке месторождений «Оурхоуд» и «Рхурде эль-Кроуф» (ранее называлась доля 48.83%).

Согласно информации, подвержденной в 2009 г. алжирским Национальным агентством по развитию углеводородных ресурсов (Alnaft), эти контракты были получены этой группой после реализации геологоразведочной программы, начатой в 2003 году, в ходе которой было пробурено шесть скважин. Разработка месторождения началась в последнем квартале 2009 года, а промышленное производство предполагалось начать в 2013 году, хотя в 2012 г. Alnaft объявила о переносе начала производства на 2014 год. В этом проекте доля в 51 процент принадлежит Sonatrach, 37,75 — Total и 11,25 процент – испанской Cepsa. При этом алжирская группа продаёт весь добытый ими газ.

Кроме того, политические осложнения в двусторонних отношениях не способны сорвать развитие двусторонних отношений в сравнительно новых областях. Так, на март 2014 года в Алжире запланирована инаугурация проектов французской компании Aures Solaс, специализирующейся на использовании энергии солнца. Однако пока их запуск не сможет заметно изменить ситуацию в силу того, что доля вырабатываемой альтернативной энергии будет крайне незначительной в обозримом будущем даже для того, чтобы компенсировать растущее внутреннее потребление в АНДР энергоресурсов. Тем не менее, запуск подобных проектов станет важным шагом в увеличении доли в стране альтернативной энергетики. С их реализацией власти АНДР рассчитывают серьезно сократить внутреннее потребление нефти и газа в стране.

Кроме того, в качестве особого достижения в алжиро-французских отношениях премьер АНДР А.Селлаль указал на ожидающийся в ноябре следующего года запуск завода Renault с достаточно широкой сетью алжирских субподрядчиков. Завод Renault в первый год своей работы должен произвести 25 тысяч машин, после чего планируется выйти на показатели 75 тысяч машин в год, а далее – до 300 000 единиц в год.

Важно заметить, что алжирской стороне удалось добиться при этом от Renault заметных уступок: французская компания будет иметь эксклюзивные права на выпускаемую этим заводом продукцию в течение трех лет, а не пяти, на чем первоначально настаивал Париж.

Этого удалось добиться во многом через своего рода шантаж представителей Renault, что французские автопроизводители не рассматриваются обладателями эксклюзивных прав на алжирском рынке.

Им было, в частности, указали, что соответствующие договора с Алжиром стремится заключить немецкий Mercedes, а также с китайские автомобилестроительные компании. Это не в последнюю очередь обусловлено тем, что руководство АНДР понимает привлекательность своего рынка для иностранных производителей (более 400 000 транспортных средств в год).

Однако объем подобных достижений с учетом нереализованного потенциала между двумя странами, оцениваемого в миллиарды евро, лишь служит дополнительным индикатором относительно того, что, несмотря на все усилия Парижа последних лет, его достижения в развитии торгово-экономических отношений с Алжиром весьма скромны.

Примечательно, что та же группа Renault, продающая в год более 200 000 автомобилей в Алжире, сначала пришла в Марокко. И последняя страна до недавнего времени продолжала считаться более приоритетной для вложений многих французских компаний.

При этом дальнейшая реализация проектов крупного французского бизнеса ограничивается наступлением китайских конкурентов. И Париж не может не тревожить то, что в 2013 г. его на алжирском рынке заметно подвинули китайские конкуренты, в результате чего импорт французских товаров в Алжир уменьшился более чем на четверть от показателей 2012 г.

Тем не менее, несмотря на столь очевидные по итогам 2013 г. достижения китайских производителей и инвесторов, их дальнейший прогресс на алжирском рынке не столь очевиден. В то время как КНР выигрывает в ценовом диапазоне, французская продукция по-прежнему выигрывает в качестве.

В связи с этим можно предположить, что даже стремительное наступление КНР в Африке вообще и в Алжире в частности не может в обозримом будущем коренным образом подорвать позиции французского бизнеса в АНДР.

Тем более, что как показал пример с руководством Renault, представители крупного французского бизнеса при необходимости достижений результата демонстрируют гораздо большую уступчивость в диалоге с алжирской стороной, чем политики.

Тем не менее, наличие конкурентных французским китайских проектов даёт представителям алжирской политической элиты возможность для продолжения шантажа Парижа, в результате которого он в ближайшие годы может дополнительно уступить КНР свои позиции в АНДР.

Этому способствует и отсутствие реальных внутренних реформ, которые бы способствовали росту инвестиционной и деловой привлекательности Алжира. Парадокс для французских инвесторов состоит в том, что, несмотря на довольно широкое их представительство в АНДР (там присутствуют около 40 компаний), их действия оцениваются как «осторожные». Одно из главных препятствий для расширения их присутствия – действующий в стране закон «49/51», предполагающий обязательное присутствие в иностранных проектах алжирских структур с долей в 51 процент.

Следует заметить, что до сих пор отмене явно тормозящего развитие страны законодательства препятствовал консерватизм местного руководства вообще и его предвзятые антифранцузские установки в частности, не в последнюю очередь обусловленные тем, что многие его представители участвовали в ожесточенной Войне за независимость Алжира 1954 – 62 гг.

Тем не менее, к их числу не относится более молодой и гибкий премьер А.Селлаль, который на протяжении 2013 г. заметно укрепил свои позиции среди руководства страны. Именно он выступал одним из главных поборников пересмотра этого ограничительного законодательства и более активного непредвзятого развития отношений с Францией, понимая, что при таких условиях можно гораздо успешнее добиваться реализации национальных интересов, способствуя увеличению привлекательности страны и её экономическому развитию.

Учитывая лоббистские возможности крупного бизнеса и ожидающуюся в ближайшие годы смену политической элиты АНДР, подобное законодательство будет пересмотрено уже в обозримой перспективе. В противном случае существуют серьезные опасения относительно того, что алжирские власти смогут удержать под контролем становящуюся всё более взрывоопасной обстановку в стране.

И в случае отмены или смягчения ограничительных условий для иностранных инвесторов на рынке АНДР это дало бы серьезный импульс развитию алжирской экономики и вызвало бы еще большее усиление на нем зарубежной конкуренции. А это, в свою очередь, позволило бы властям Алжира извлекать из такого сотрудничества ещё большую прибыль и гораздо успешнее осуществлять модернизацию страны в целом.

При таком раскладе активность французского крупного бизнеса в Алжире, который представители алжирского руководства обвиняют в нежелании инвестировать крупные средства в АНДР, изменится на 180 градусов.

52.3MB | MySQL:103 | 0,458sec