Ситуация в Ливии: декабрь 2013 г.

Декабрь в Ливии прошел под знаком дальнейшего углубления кризиса власти, развертывавшегося на фоне продолжавшегося блокирования работы основных объектов добычи и транспортировки углеводородов.

4 декабря министерство энергетики предупредило, что если продолжится протестное движение, блокирующее работу объектов добычи углеводородов, это может привести к перерывам в электроснабжении. По словам министра энергетики Али Мхирига, «ситуация становится критической». До этого ежедневно Триполи по несколько часов оставался без электричества. Это стало следствием того, что еще с сентября не работал газопровод, питавший тепловые электростанции на западе страны. Его работа блокирована амазигами (берберами), требующими учета их самобытности в новой конституции страны. Еще одна крупная ТЭС Ас-Сарир на юге страны не работает из-за того, что проживающее там меньшинство тубу блокировало подачу солярки на станцию. По словам министра, зарубежные компании, которые должны были отремонтировать ливийские ТЭС, пострадавшие в результате гражданской войны 2011 года, покинули страну из-за отсутствия надлежащих условий безопасности.

10 декабря лидер племени аль-магарба Салех аль-Атейвиш объявил, что начавшаяся в конце июля 2013 г. блокада нефтяных терминалов на востоке Ливии будет снята начиная с 15 декабря. Представитель структур, охранявших эти объекты и вошедших в конфликт с властями, подтвердил эту информацию. Тем не менее он выдвинул три условия снятия блокады. Одно из них касалось предоставления Киренаике автономии, второе – получение регионом части доходов от нефти.

Премьер-министр Ливии Али Зейдан ранее неоднократно угрожал применить силу против тех, кто блокировал работу объектов нефтедобычи. Тем не менее он так и не рискнул сделать это.

Автономия Киренаики неоднократно провозглашалась начиная с 2012 г., каждый раз вызывая гнев Триполи. Тем не менее каких-то конкретных шагов в этом направлении не предпринималось. Сторонники федерализма еще 12 ноября 2013 г. объявили о создании нефтяной компании, которая должна заняться продажами углеводородов, а также об учреждении регионального банка.

11 декабря А.Зейдан осудил акты саботажа, которые привели к проблемам в поставках автомобильного топлива в столицу. Премьер обвинил некие «стороны», не конкретизируя их, в том, что те намеренно спровоцировали бензиновый кризис. Он же сообщил о развертывании армейских и полицейских подразделений на станциях заправки в Триполи с тем, чтобы поддерживать на них порядок.

Кризис способствовал возникновению бензинового «черного» рынка, на котором один литр бензина стоил 2 динара (1,58 доллара), что более чем в 10 раз превышало его официальную стоимость – 0,15 динара (0,12 долларов).

Бензиновый кризис коснулся только столицы Ливии, в которой автомобильное топливо является одном из самых дешевых в мире.

15 декабря, однако, ничего не изменилось на объектах нефтедобычи на востоке Ливии. Они по-прежнему были блокированы.

Уже 21 декабря министр нефти Ливии Абдельбари аль-Арусси вновь пригрозил использованием силы для разблокирования объектов нефтедобычи. Он же привел данные, согласно которым из-за действий охранников этих объектов Ливия с июля 2013 г. потеряла 9 млрд долларов.

В декабре продолжился исламистский террор в части, касающейся отстрела бывших и действующих офицеров силовых структур, а также представителей либеральных кругов. 1 декабря неизвестные расстреляли в Бенгази – «столице» террора – офицера ливийской армии. Его 17-летний сын получил тяжелые ранения.

Большинство подобных инцидентов ливийские и зарубежные эксперты приписывают джихадистским группировкам, и в частности, «Ансар аш-шариа». Однако представители ливийских властей не рискуют открыто предъявлять подобные обвинения из-за опасений за собственную безопасность.

Там же, на востоке страны, в городе Дерна 1 и 2 декабря прошли небольшие по числу участников манифестации против экстремизма и отсутствия безопасности. Участники этой акции блокировали несколько улиц, подожгли десяток автопокрышек. Они призвали ко всеобщей забастовке и гражданскому неповиновению, а также к развертыванию в городе армейских и полицейских подразделений с тем, чтобы прекратить анархию в городе. В любом случае эти манифестации стали событием, поскольку они проводилась в городе, считающемся оплотом радикальных исламистов. Тем более что накануне проведения акции джихадистская группировка «Абу Бакр ас-Сиддик» расклеила на стенах мечетей города листовки, в которых содержались угрозы в адрес тех, кто осмелится выйти на манифестацию.

В ходе проведения манифестации 2 декабря неизвестные открыли огонь по ее участникам. В результате 1 человек погиб, 7 получили ранения.

1 декабря в Триполи был убит хозяин музыкальной радиостанции «Триполи ФМ» Радван Гариани. Эта радиостанция начала работать 11 ноября 2011 года, месяц спустя после падения режима Каддафи. Большую часть времени вещания занимала западная музыка.

2 декабря в Бенгази был убит сотрудник ливийской спецслужбы превентивной безопасности «подчиняется Минобороны Ливии), получивший две пули в голову. В тот же день взрывное устройство было подорвано у здания, которое занимала медслужба джихадистской группы «Ансар аш-шариа». Этой группе приписывают большинство нападений на силовиков. В результате взрыва никто не пострадал.

2 декабря в интервью частному телеканалу «Ан-Наба» главарь формирований «Ансар аш-шариа» в Бенгази Мохаммед аз-Зехави утвержадл, что эта группировка не имеет никаких связей с «Аль-Каидой». Он также опроверг утверждения о причастности группировки к убийствам десятков офицеров ливийских силовых структур. По его словам, главное требование группы – чтобы в Ливии был установлен исламский режим, живущий по законам шариата.

Как бы в ответ главарю «Ансар аш-шариа» Всеобщий национальный конгресс (ВНК – парламент) 4 декабря издал коммюнике, в котором подтвердил, что шариат является «источником законодательства» в Ливии.

5 декабря в трех отдельных инцидентах в Бенгази были убиты трое  ливийских солдат. В тот же день был убит американец, работавший в Международной школе в Бенгази преподавателем химии. Его расстреляли во время утренней пробежки.

8 декабря в Бенгази один человек погиб, 8 получили ранения в результате подрыва заминированной машины в ходе похорон убитого накануне офицера полиции. Кроме погибшего офицера полиции погиб также смертник, приведший в действие взрывное устройство. Очевидно, что его целью были офицеры силовых структур, присутствовавшие на похоронах коллеги.

15 декабря германская газета «Вельт ам Зоннтаг» сообщила, что ливийская джихадистская группа «Ансар аш-шариа» организовала в сентябре 2013 г. В Ливии тайную трехдневную встречу с представителями родственных организаций из Ливии, Марокко, Египта, Туниса и Сирии, в которой главными «следящими» были представители «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» (АКИМ). Тайная встреча проходила в течение 3-х дней в ливийском городе Бенгази, давно ставшим оплотом джихадистов. При этом германская газета никак не стала «светить» источники этой информации.

Наиболее заметной фигурой среди участников встречи был главарь тунисской ветви «Ансар аш-шариа» Абу Айяд (боевой псевдоним), разыскиваемый в связи с обвинениями в причастности к атаке против американского посольства в Тунисе в сентябре 2012 г. Считается, что эта организация никак не зависит от одноименной ливийской группы, хотя имеет одно и то же название. Из представленных на встрече организаций выделялась сирийская группировка «Джабхат ан-нусра».

По данным газеты, в ходе встречи обсуждалась новая региональная стратегия АКИМ, и в частности, вопросы борьбы против правительства Туниса и проблемы, связанные с массированным прибытием иностранных джихадистов в Сирию.

По одной из версий, в ходе встречи главарь тунисской «Ансар аш-шариа» обратился к единомышленникам с просьбой о помощи в войне против властей этой страны. В частности, он предложил, чтобы тунисские джихадисты больше не направлялись в Сирию, а использовались на территории своей страны. Это предложение было отвергнуто «Джабхат ан-нусра». В результате был достигнут компромисс – тунисским джихадистам будет предложено воевать в своей стране, а выходцы из других стран региона будут поступать исключительно в формирования «Джабхат ан-нусра», что оставит без подпитки действующие в Сирии формирования «Исламского государства в Ираке и Леванте».

К моменту проведения встречи ливийская «Ансар аш-шариа» контролировала целые кварталы в таких ливийских городах, как Бенгази, Сирт и Дерна.

16 декабря Ливия ответила отказом на предложение ООН, которая считала необходимым организовать охрану своих представительств в Ливии с использованием своего собственного персонала. Совбез ООН еще в ноябре 2013 г. дал «зеленый свет» на отправку в Ливию спецподразделения численностью 235 человек с задачей охраны представительств ООН. Первоначально Ливия дала «добро» на развертывание этого подразделения, однако затем ответила отказом.

К завершению 2013 года в Ливии находились около 200 человек из состава Миссии ООН в Ливии (UNSMIL).

19 декабря террористическая «зараза» из Бенгази распространилась на Тобрук. В тот день в результате подрыва автомашины погиб директор местной ТЭС Адам аль-Мансури. До этого терактов в Тобруке не отмечалось.

В тот же день в Бенгази была обнаружена отрезанная голова 65-летнего Аттии ан-Наили, отца командира одного из спецподразделений ливийской полиции Салема ан-Наили. Голову покойника выставила на улице, где он проживал. Его похитили двумя месяцами ранее. Похитители требовали за его освобождение выкуп в миллион долларов.

20 декабря был убит шеф военной разведки в г.Бенгази полковник Фетхалла аль-Газири. Его подстерегли, когда он навещал своих родителей в г.Дерна. Убийство было совершено в самом центре города.

21 декабря, в 25-ю годовщину трагедии над шотландским городком Локерби, Вашингтон, Лондон и Триполи в совместном заявлении потребовали, чтобы «все ответственные за этот жестокий теракт были преданы суду».

21 декабря 1988 года над Локерби был взорван авиалайнер «Боинг-747» компании «Пан Ам», следовавший по маршруту Лондон – Нью-Йорк. В результате теракта погибли 259 человек, находившихся на борту самолета, а также 11 жителей Локерби.

В 2003 г. режим Каддафи признал свою ответственность за этот теракт и выплатил компенсации в объеме 2,7 млрд долларов родственникам погибших. Единственный, кто был осужден по этому делу – офицер ливийских спецслужб Абдельбассет аль-Меграхи – скончался в мае 2012 года в Ливии. Тремя годами ранее он был освобожден Шотландией по причинам, связанным со здоровьем осужденного.

22 декабря очередной теракт был совершен близ Бенгази. В результате атаки боевика-смертника на блок-пост полиции погибли 13 человек, свыше 20 получили ранения. Как сообщил командир поста Фрадж аль-Абделли, ранее, в конце ноября, его бойцы арестовали четырех выходцев с востока Ливии, при которых были обнаружены оружие, крупные суммы денег, а также список лиц, подлежавших уничтожению. После этого ареста полицейские поста получали неоднократные угрозы смерти.

23 декабря ВНК продлил свой мандат до 24 декабря 2014 года. Изначально предполагалось, что ВНК, который должен был подготовить новую конституцию и всеобщие выборы, будет работать до февраля 2014 года. Однако он не справился с поставленными перед ним задачами. Это решение спровоцировало 27 декабря манифестацию протеста в Триполи, участники которой выступили против продления мандата ВНК.

Как представляется, перспектива у Ливии пока одна – сомализация страны. К этому ее будут активно подталкивать внешние силы, которым будет легче кормить Киренаику, которая обладает значительными запасами углеводородов, нежели всю страну в целом.

52.25MB | MySQL:103 | 0,549sec