Южный Судан: продолжение межэтнических столкновений

Повстанцы-нуэр в Южном Судане под руководством бывшего вице-президента страны Р.Машара объявили о взятии под свой контроль стратегического города Малакала в штате Верхний Нил, который является одной из основных нефтедобывающих площадок страны. Р.Машар при этом заявил, что лояльные ему войска вновь заняли Малакал в 10 часов утра 14 января с.г., ими захвачено в качестве трофеев 500 АКМ, 30 РПГ-7, 30 ПКМ, несколько автомобилей и один танк. Повстанцы оказались в Малакале сразу же после того как овладели его пригородом — Балетой, населенным преимущественно этническими динка. Командующий правительственными войсками в этом секторе генерал Гони Джонсон бежал, по словам Р.Машара, сначала в Малакалу, а затем и за пределы штата. При этом он фактически признал, что еще два крупных населенных пункта штата — Мелут и Ренк — пока остаются под контролем правительственных сил.

Отметим также тот момент, что правительственные источники категорически отрицают потерю Малакалы. В частности, губернатор штата Верхний Нил еще накануне давал интервью якобы из своей резиденции в этом городе, утверждая, что в настоящее время идут бои за городской аэропорт.

Скорее всего, истина лежит, как всегда, посередине и в настоящее время говорить о том, что Малакал окончательно утерян для правительства Южного Судана не приходится. Об этом заявил официальный пресс-секретарь правительственной Суданской народно-Освободительной армии (СНОА), который признал факт тяжелых боев в Малакале, но категорически отверг факт потери города. Пока очевидно одно – правительственные подразделения потерпели в штате Верхний Нил серьезное поражение и теперь пытаются всеми силами выправить положение, перебрасывая в штат новые подразделения. Суть военных действий в связи со всем этим представляется следующим образом. Повстанцы под руководством Р.Машара наносят молниеносные рейдовые удары по флангам правительственных войск, отрезая их от путей снабжения и серьезно нарушая тем самым систему управления войсками. Одновременно это вызывает панику среди гражданского населения динка, которое в спешном порядке покидает места своего компактного проживания. Кстати, этот момент является самым надежным индикатором успехов на поле боя тех или иных сил. С учетом того, что число беженцев-динка уже перевалило за 400 тыс. человек только по данным миссии ЮНАМИС, можно уверенно говорить о том, что дела у правительственных войск пока обстоят неважно. При этом наступление на столицу штата Джанглей Бор пока идет не по намеченным в Джубе планам. Подразделения СНОА, которые шли маршем на Бор по ключевой дороге Джуба-Бор попали под сильный огонь артиллерии со стороны повстанцев и были вынуждены отступить для перегруппировки. Нуэр, воспользовавшись замешательством войск, взяли под свой контроль еще два населенных пункта штата — Гут-Макур и Мангала. Что, в принципе, открывает повстанцам прямую дорогу на Джубу. Это понимают и в командовании СНОА. Ровно поэтому весь понедельник правительственные подразделения пытались отбить опорные пункты на автодороге Бор-Джуба, предприняв 11 атак. Несмотря на то, что наступающих поддерживала артиллерия и танки, добиться какого-то внятного успеха им не удалось.

На фоне этого Р.Машар ведет активную пропагандистскую кампанию, в которой пока опережает своих оппонентов из Джубы. Сразу же после объявления о взятии Малакалы он заявил о подготовке наступления на Джубу. Согласно заключениям военных экспертов, такой сценарий вполне реален в случае окончательного провала наступления правительственных войск на г.Бор. В этом случае основные силы СНОА увязнут в штатах Джонглей и Верхний Нил и за счет флангового маневра повстанцы могут выйти к столице Южного Судана. Это в теории, но на практике подобный вариант развития событий представляется маловероятным. Главная причина здесь в том, что взять столицу с наскока не получится и повстанцы будут вынуждены втянуться в затяжные бои. Что означает затяжку по времени, дающую возможность правительственным войскам прийти на помощь столичному гарнизону. Одновременно повстанцы оголят свои позиции в двух основных нефтеносных штатах страны Джонглей и Верхний Нил, а это приведет к захвату повстанческих отрядов правительственной армией. Все-таки, чтобы  не говорил Р.Машар, его основной задачей является в настоящее время блокирование топливных артерий Южного Судана, с позиции чего легче договариваться с Джубой о достижении компромисса. Говорить о том, что нуэр смогут захватить столицу и создать там некое подобие государственного управления можно с большой натяжкой, в силу, прежде всего, численного превосходства динка, которые являются титульной нацией Южного Судана. Так что заявления Р.Машара в данном контексте следует рассматривать как своего рода дезинформацию для правительственных войск с целью удержания их командования от массовой переброски войск в штаты Джонглей и Верхний Нил.

Несмотря на это, бои между правительственными силами и повстанцами идут и на другом фронте — за право контроля над стратегической автострадой Джуба-Йеи, причем всего в 12 милях южнее столицы. О тяжести столкновений свидетельствует гибель командующего силами правительства генерала Мапака Аколя 13 января с.г. Уничтожено, по меньшей мере, семь автомашин, захвачено около 120 единиц стрелкового оружия. Наметилась и явная тенденция массового бегства военнослужащих правительственной армии из района боестолкновений в сторону столицы. Одновременно повстанцы, которых здесь возглавляет дезертировавший из СНОА генерал Джеймс Коул, планируют в самое ближайшее время атаковать оставленный ими несколько дней назад (из-за «тактических соображений») стратегический населенный пункт Бентли.

Еще одной причиной, из-за которой сейчас, безусловно, невозможно падение Джубы, является военная и дипломатическая поддержка Джубы со стороны угандийского президента Й.Мусевени. Несмотря на заверения Кампалы о том, что угандийцы пока в Южном Судане не воюют, в боях за г.Бор уже принимали участие шесть вертолетов ВВС Уганды. Вопрос о посылке экспедиционного корпуса сухопутных войск пока в стадии обсуждения, но в случае реальной угрозы захвата Джубы есть все основания полагать, что Кампала мешкать не будет. В настоящее время Й.Мусевени резко активизировал свою активность, стараясь добиться направления в Южный Судан «миротворцев» из региональной организации ИГАД, которая объединяет страны этой части Африки. Но эти его попытки натыкаются на резкую оппозицию со стороны Аддис-Абебы и Найроби, понимающих, что таким образом угандийский лидер планирует резко усилить свое влияние в Южном Судане под формальным зонтиком ИГАД. Этот момент пока сдерживает участие угандийских войск в конфликте.

52.24MB | MySQL:103 | 0,501sec