Конференция по Сирии «Женева-2»: проблемы с составом участников

На следующей неделе должна состояться долгожданная конференция в Женеве, чтобы в  очередной раз попытаться  урегулировать внутрисирийский конфликт. Но чем ближе начало работы конференции «Женева-2», тем больше проблем с составом участников, но все меньше вероятность достигнуть какого-либо соглашения. Даже сам факт проведения конференции все еще под вопросом. Можно выделить два фактора, от которых зависит проведение и результаты «Женевы-2»: нежелание части сирийской оппозиции садиться за стол переговоров и вопрос участия в конференции Ирана.

Что касается Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил (НКОРС), то она отказывается обсуждать проблемы за одним столом с представителями режима Башара Асада поскольку, по ее мнению, это будет считаться предательством самой идеи революции[i]. Стоит отметить, что подобная позиция подрывает весь мирный процесс урегулирования. Президент Башар Асад как и сирийская оппозиция  является важнейшим актором, без которого невозможно решать судьбу Сирии.

В этот раз Запад продемонстрировал свою приверженность мирному процессу переговоров и попытался «надавить» на оппозицию: США и Великобритания ясно дали понять , что в случае отказа от участия в переговорах она потеряет поддержку международного сообщества[ii]. Безусловно, вероятность того, что Запад исполнит свои угрозы, весьма мала, ведь тогда шансы оппозиции  сведутся к нулю, но как стимулирующий фактор подобные заявления могут помочь.

За три года сирийская оппозиция так и не сумела  сформировать единое сильное представительство, она по-прежнему расколота. Наиболее сильными и влиятельными являются радикальные группировки типа «Джабхат ан-нусры». Но назвать подобные группы легитимным представителем от оппозиции нельзя. В то же время все чаще звучат слова, что НКОРС на самом деле не выражает интересы сирийского гражданского общества, а значит считать ее второй стороной конфликта тоже невозможно.

Тем не менее, делегация сирийской оппозиции обязана присутствовать на переговорах, ведь иначе они теряют свой смысл, т.к. это все-таки переговоры между сирийцами, а не мировыми державами. В данной ситуации Дамаск представляет себя в более выгодном свете: сирийское руководство демонстрирует готовность обсуждать текущие проблемы и идти на компромиссы, хотя изначально и звучали заявления о том, что правительство не собирается вести переговоры с «террористами». Не исключено, что Б.Асад может выдвинуть требование о сохранении своей власти во время переходного периода, а в случае отказа — покинуть стол переговоров. Но при таком раскладе его позиции серьезно пошатнутся. Безусловно, теперь уже многие склоняются к тому, что Асад – меньшее из всех зол, но несмотря на возвращающуюся поддержку ему стоит действовать осторожно и рационально.

Совершенно очевидно, что сирийский кризис невозможно решить военным способом, никто не собирается повторять в Сирии ливийский сценарий, единственный путь урегулирования лежит через дипломатию. Почему война и международная интервенция не помогут? Во-первых, продолжение войны бессмысленно. Это приведет лишь к большим потерям  с обеих сторон, жертвам среди мирного населения, массовым разрушениям, дальнейшей деградации экономики Сирии. Во-вторых, силы правительства и оппозиции уравновешены за счет поддержки со стороны других государств. В-третьих, обе стороны конфликта столкнулись с общим врагом, представляющим огромную угрозу, как самой Сирии, так и  всему Ближнему Востоку в целом. Этим врагом является аффилированная с «Аль-Каидой» организация «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), активировавшая борьбу на сирийской территории. В последние дни эта группировка ведет ожесточенные бои с рядом других исламистских группировок, в том числе «Джабхат ан-нусра», в северном районе Сирии. Данный район располагается близ границы с Турцией и имеет ключевое значение для снабжения повстанцев в Сирии. Если ИГИЛ удастся установить контроль на этой территории, то Сирия станет крупнейшей базой-прибежищем террористов на Ближнем Востоке.

Сейчас уже сложно разобраться кто совершает больше актов насилия: в каждом теракте оппозиция и правительство винят друг друга. До тех пор пока подобная ситуация будет продолжаться сложно говорить об открытии каналов гуманитарной помощи, предоставлении хоть какой-то защиты мирному населению, равно как и обеспечению его базовых потребностей.

Другой немаловажный фактор, от которого зависит исход  конференции «Женева-2», связан со странами-участниками  переговоров. Пока еще точно неизвестно кто именно будет участвовать в «Женеве-2» помимо США, России и сторон конфликта, но в целом картина такова: на одной стороне стола находятся США, Саудовская Аравия, Турция и Катар, на другой, — Россия, Иран и Китай. Особо важными в данном контексте являются перспективы участия в переговорах Саудовской Аравии, как одного из главных спонсоров терроризма на территории Сирии, и  Ирана.

Почему важно участие Саудовской Аравии? Именно Эр-Рияд активно поддерживает антиправительственные силы в Сирии, снабжает их оружием, проводит подготовку боевиков. С самого начала конфликта саудовцы требовали отстранения от власти президента Башара Асада. Основная задача мирового сообщества при привлечении Саудовской Аравии в процесс переговоров – добиться от нее прекращения поддержки террористических групп, действующих на территории Сирии.

Куда существеннее вопрос участия в «Женеве-2» Ирана. Стоит сразу сказать, что данную инициативу поддерживают ООН[iii], Ватикан[iv], Россия, Ирак[v] и Башар Асад. Саудовская Аравия заявила, что такой сценарий неприемлем, а США выдвинули ряд условий для допуска Ирана к столу переговоров.

Стоит отметить, что участие Ирана в переговорах является необходимым для разрешения кризиса. Во-первых, у Тегерана наиболее благоприятные и прочные отношения с Дамаском по сравнению с другими странами. Во-вторых, от исхода сирийского кризиса во многом зависит судьба самого Ирана, поскольку на протяжении долгих лет Сирия являлась фактически единственным союзным государством Ирана в регионе. А стабильность и экономическое развитие Ирана в интересах Запада, поскольку Иран является одной из ключевых держав в регионе и представляет собой довольно крупный рынок сбыта. В-третьих, после избрания президентом Хасана Роухани Ирану удалось укрепить связи с соседними странами, в частности с Ираком, Турцией и Ливаном, которые также прямым или косвенным образом вовлечены в сирийский конфликт: Турция была и остается активно игроком на сирийском поле; Ливан ждет еще большая политическая нестабильность в случае краха режима Башара Асада; Ираку, как и Сирии, приходится противостоять «Исламскому государству Ирака и Леванта».

Тем не менее, складывается ощущение, что Вашингтон не готов признать Иран важным региональным игроком, а американские заявления  о желании наладить отношения с Ираном были всего лишь политическим фарсом. Так, на вопрос об участии Ирана в «Женеве-2» госсекретарь Джон Керри ответил, что «Иран должен дать понять ООН и США, что привержен проведению конференции “Женева-2“ точно так же, как и мы, и что поддерживает общую идею, сказать, что конференция “Женева-2“ должна стать основой для передачи власти переходному правительству, о чем говорится в Женевском коммюнике от 30 июня 2012 года»[vi]. Помимо этого США требует от Тегерана заявления о прекращении поддержки ливанской шиитской группировки «Хизбалла». Все это наталкивает на мысль, что США всеми способами хочет отстранить Иран от участия в конференции.

На переговорах глав дипломатических ведомств России и США С.Лаврова и Д.Керри, состоявшихся 13 января, спецпредставитель ООН и ЛАГ Лахдар Брахими, который также принимал в них участие, воздержался от каких-либо громких заявлений. Он лишь уклончиво ответил, что участие Ирана приветствуется, но конечное решение за США и Россией.

Таким образом, на данный момент конференция «Женева-2» все еще находится под угрозой срыва. Этому способствуют как внутренние (отсутствие единой оппозиции в Сирии и неготовность отдельных ее частей сесть за стол переговоров), так и внешние факторы (попытки США не допустить к участию в переговорах одну из ключевых сторон конфликта). В то время как шансы, что сирийская оппозиция все же подтвердит свое участие в переговорах, относительно высоки, участие или отсутствие иранской делегации на конференции станет решающим фактором. Учитывая все вышеперечисленные факты, можно сказать, что без Ирана конференция «Женева-2» не имеет никакого смысла, поскольку в случае достижения какого-либо консенсуса, что маловероятно, данное решение будет носить ограниченный характер.


[i] Al-Jazeera, The scramble for Geneva II. Режим доступа: http://www.aljazeera.com/programmes/insidesyria/2013/10/scramble-geneva-ii-2013102783211692626.html

[ii] ВВС, «Женева-2»: оппозиция Сирии рискует поддержкой Запада. Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/russian/international/2014/01/140114_geneva_talks_syria_opposition.shtml

[iii] Press TV, UN backs Iran’s participation in Geneva II: Ban. Режим доступа: http://www.presstv.ir/detail/2014/01/14/345644/un-backs-iran-participation-in-geneva-ii/; SANA (Syrian Arab News Agency), UN: Iran’s participation in Geneva 2 conference ‘useful’. Режим доступа: http://sana.sy/eng/21/2014/01/14/522182.htm

[iv] Politicus.ru, Ватикан призвал прекратить поставки оружия в Сирию и поддержал «Женеву-2». Режим доступа: http://politikus.ru/events/10979-vatikan-prizval-prekratit-postavki-oruzhiya-v-siriyu-i-podderzhal-zhenevu-2.html

[v] ZeeNews, Iraq supports Iran’s participation in Geneva II talks. Режим доступа: http://zeenews.india.com/news/world/iraq-supports-iran-s-participation-in-geneva-ii-talks_904146.html

[vi] Голос Америки, «Женева-2»: уже скоро и все еще сложно. Режим доступа: http://www.golos-ameriki.ru/content/geneva-2/1829476.html

52.32MB | MySQL:103 | 0,514sec