Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (13-19 января 2014 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Египте и Сирии. По официальным данным, подавляющее большинство египтян (98,1%), принявших участие в состоявшемся 14-15 января конституционном референдуме, проголосовали за проект нового основного закона страны. Головная организация сирийской зарубежной оппозиции – Национальная коалиция оппозиционных и революционных сил (НКОРС) 18 января приняла решение об участии в международной конференции по сирийскому урегулированию, которая должна открыться 22 января в Монтре (Швейцария).

Референдум по новой конституции Египта проходил в сложной обстановке. Сторонники запрещенной властями Ассоциации «Братьев-мусульман», бойкотировавшие плебисцит, всячески пытались помешать волеизъявлению египтян, организовав многочисленные стычки с силами правопорядка и несанкционированные митинги протеста в Каире и целом ряде других городов страны. В ходе столкновений имелись человеческие жертвы. Для обеспечения безопасности в дни референдума власти привлекли 200 тыс. полицейских и солдат сил безопасности, а также до 160 тыс. военнослужащих. Акции протеста продолжились и в дни после окончания голосования, когда исламисты пытались добиться пересмотра итогов референдума.

По официальным данным, опубликованным 18 января Высшей избирательной комиссией АРЕ, в референдуме приняли участие 20,37 млн человек, или 38,6% от 53,4 млн египтян, имеющих право голоса. Из них 19.99 млн человек (98,1%) одобрили проект нового основного закона АРЕ, а 381 тыс. (1,9%) высказались против него.

Проект конституции АРЕ содержит 247 статей. Его статьи запрещают создание политических партий и ведение политической деятельности по религиозному принципу. Египетский парламент становится однопалатным. Но главное – законодательно оформляется весомое усиление роли армии и ее руководства в политической жизни страны.

Несомненно, что одобрение нового основного закона страны стало крупным успехом египетских властей. В то же время, как показывает ситуация в АРЕ, «Братья-мусульмане» сохраняют значительное влияние среди населения Египта и не намерены отказываться от продолжения борьбы с ныне правящим режимом. Таким образом, обстановка в АРЕ по-прежнему будет характеризоваться нестабильностью.

Как ожидается, после принятия новой конституции в Египте, ориентировочно, в марте или начале апреля пройдут сначала президентские, а затем парламентские выборы.

На минувшей неделе активно шел процесс подготовки международной конференции «Женева-2» по урегулированию кризиса в Сирии. 13 января на встрече в Париже глава МИД России С. Лавров, госсекретарь США Дж. Керри и спецпосланник ООН и ЛАГ по Сирии Л. Брахими заявили о неизменности даты открытия конференции – 22 января. Лавров и Керри также объявили, что Россия и США вместе с ООН будут искать пути для соглашений о прекращении огня между противоборствующими сирийскими сторонами. Россия сделает все возможное, чтобы конференция по Сирии способствовала запуску диалога и прекращению кровопролития в этой стране, заявил 16 января президент России В. Путин. В Москве 16 января состоялась трехсторонняя встреча глав МИД России С. Лаврова, Сирии В. Муаллема и Ирана Д. Зарифа. Основной темой их дискуссии стала подготовка к мирной конференции по Сирии. 17 января в Москве прошли переговоры С. Лаврова с В. Муаллемом. По их завершению В. Муаллем подтвердил готовность Дамаска участвовать в конференции «Женева-2» и сообщил о новых инициативах правительства САР. В частности, Дамаск готов сотрудничать с оппозицией для противодействия экстремистам и провести обмен пленными. Муаллем также передал Лаврову план по мерам обеспечения безопасности в Алеппо, предполагающий временное прекращение огня в этом городе.

18 января во многом под давлением Запада НКОРС приняла решение направить свою делегацию на мирную конференцию «Женева-2». В то же время глава коалиции А. Джарба подтвердил прежнюю позицию зарубежной оппозиции: ее делегация поедет на конференцию «с единственной целью» — отстранить от власти президента Асада. Отверг участие в мирных переговорах «Исламский фронт» — наиболее крупное объединение вооруженной оппозиции. В то же время заместитель главы МИД САР Ф. Микдад 19 января заявил, что в Дамаске рассчитывают на успех «Женевы-2», а также готовы провести в стране многопартийные выборы с участием всех политических сил, «обладающих поддержкой сирийского народа».

15 января в Дамаске сообщили о визитах в страну представителей спецслужб западных стран. Было заявлено, что эти спецслужбы собираются помогать властям САР бороться с радикальными исламистскими группировками. В ответ США официально заявили, что американские спецслужбы не участвовали ни в каких переговорах с представителями сирийского режима. В то же время, по словам госсекретаря США Дж. Керри, «Сирия стала центром притяжения для экстремистов, это центр притяжения для террора».

Объединенные Арабские Эмираты оказывают помощь только сирийским беженцам в Иордании и Турции и не поддерживают вооруженную сирийскую оппозицию, заявил правитель Дубая и премьер-министр ОАЭ шейх М. аль-Мактум. «Боевиков сирийской оппозиции мы не поддерживаем — в рядах оппозиции есть экстремисты», отметил шейх Мактум.

Процесс уничтожения химического оружия (ХО) Сирии замедляется в связи с необходимостью обеспечения особых мер безопасности, заявили в Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). По мнению генерального директора ОЗХО А. Узюмджю, эта организация не может поручиться, что в Сирии не сохранились спрятанные арсеналы ХО, но производить его САР больше не может. В целом же Узюмджю удовлетворен уровнем сотрудничества с Дамаском. Россия отмечает попытки затруднить вывоз ХО из Сирии, в связи с этим Москва договорилась с Дамаском соблюдать согласованные сроки операции, заявил 17 января глава МИД РФ С. Лавров.

Тем временем в различных районах Сирии продолжаются боевые действия между правительственными войсками и вооруженными формированиями противников режима Асада, а также между различными антиправительственными вооруженными группировками. На прошедшей неделе наиболее интенсивные бои велись в северной провинции Алеппо, где войска Асада освободили от боевиков несколько важных населенных пунктов. Провинция Алеппо и соседняя с ней провинция Идлиб остаются главной ареной вооруженного противоборства боевиков экстремистской группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) с отрядами «Исламского фронта» и некоторыми другими антиасадовскими группировками.

По итогам конференции, состоявшейся 15 января в Кувейте, представители стран-доноров, собирающих средства на помощь сирийским беженцам, сумели договориться о выделении на эти цели суммы 2,4 млрд долларов.

Гражданская война в Сирии негативно воздействует на обстановку в соседнем Ливане. Так, действующая в Сирии экстремистская группировка «Джабхат ан-нусра» взяла на себя ответственность за теракт в городе Хермель на севере Ливана. Продолжаются обстрелы Ливана с территории Сирии.

16 января в Гааге начал работу международный трибунал по Ливану, который заочно рассматривает дело четырех подозреваемых в убийстве в Бейруте в феврале 2005 г. бывшего премьер-министра Ливана Р. Харири. Все подсудимые являются членами радикального ливанского шиитского движения «Хизбалла», руководство которого заявило о своей непричастности к убийству и отказалось выдавать своих людей.

Очень сложная обстановка сохраняется в Ираке. На западе страны, главным образом в провинции Анбар продолжается вооруженное противостояние правительственных сил и поддерживающих их суннитских формирований «Сахва» с боевиками ИГИЛ и отрядами некоторых местных суннитских племен. Боевики по-прежнему удерживают город Эль-Фаллуджа и часть города Рамади — административного центра провинции Анбар. 19 января правительственные войска и отряды племен начали штурм районов Рамади, находящихся под контролем боевиков. Кроме того, в Ираке не спадает волна терактов и вооруженного насилия. 15 января в стране была совершена крупнейшая за последнее время серия терактов, приведшая к гибели 73 человек, ранения получили 128 человек.

В Южном Судане продолжаются боевые действия между правительственными войсками и мятежниками. 18 января армия взяла под контроль столицу штата Джонглей город Бор, захваченный ранее противниками режима.

Всеобщий национальный конгресс (парламент) Ливии 18 января ввел в стране чрезвычайное положение сроком на 48 часов в связи с не прекращающимися вооруженными столкновениями в районе города Себха – центра южного региона Феццан. Власти сообщают о столкновениях между местными племенами на этнической почве, в то время как некоторые наблюдатели говорят об участии в боях отрядов «зеленого сопротивления» из числа сторонников бывшего ливийского лидера М. Каддафи.

Иран и «шестерка» международных переговорщиков согласовали перечень технических мер по верификации ядерной программы ИРИ и передали его в МАГАТЭ. Временное соглашение между Ираном и «шестеркой» вступит в силу 20 января. Этот документ предусматривает замораживание большей части иранской ядерной программы сроком на шесть месяцев в обмен на ослабление международных санкций против Тегерана.

Президент Ирана Х Роухани заявил 14 января, что женевское соглашение от 24 ноября 2013 г. означает признание международным сообществом права ИРИ на использование ядерных технологий в мирных целях. По мнению президента России В. Путина, продвинуться в решении иранской ядерной проблемы удалось благодаря конструктивной позиции руководства Ирана. При этом Путин считает, что достигнутые договоренности «должны оставаться только на бумаге».

В Турции продолжается кампания преследования сотрудников полиции и юридических органов, причастных к коррупционным разоблачениям, в которых оказались замешаны высокопоставленные чиновники, в том числе из числа окружения главы правительства Р. Т. Эрдогана. В частности, 16 января от занимаемых должностей были отстранены генеральный прокурор Стамбула и пять его заместителей. Правительство Турции разработало законопроект, который ставит судей и прокуроров в большую зависимость от Министерства юстиции и передает под личный контроль министра многие функции, которые в настоящее время находятся в ведении Высшего совета судей и прокуроров. Сам Эрдоган 17 января отверг утверждения о причастности к коррупционному скандалу своего сына Билала.

Президентские выборы в Алжире пройдут 17 апреля с. г. сообщил в официальном заявлении действующий глава государства А. Бутефлика.

Министр обороны Израиля М. Яалон принес свои извинения госсекретарю США Дж. Керри за высказывания о последних предложениях главы американской дипломатии по палестино-израильскому урегулированию. Эти высказывания в Госдепартаменте США назвали «оскорбительными и неподобающими». В частности, Яалон назвал Керри «наивным», «одержимым навязчивыми и мессианскими идеями» человеком, который ничему не может научить самого Яалона, блестяще разбирающегося в ближневосточных делах.

Глава МИД Израиля А. Либерман 17 января обвинил страны Евросоюза в двойственном подходе к сторонам палестино-израильского конфликта и потребовал от послов Великобритании, Франции, Италии и Испании, вызванных в МИД Израиля, разъяснений политики их правительств, которые «с предвзятостью относятся к Израилю, склоняясь в сторону палестинцев». Ранее израильским послам в перечисленных выше странах был заявлен протест относительно последних планов правительства Израиля по расширению еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан на 1,4 тыс. единиц жилья.

Приложение

 

 

О некоторых особенностях катарско-иранских отношений

 

 

Развитие сбалансированных разноплановых отношений с соседним Ираном является одним из важных направлений внешней политики Государства Катар. В Дохе, учитывая роль и значимость Исламской Республики Иран в зоне Персидского залива, поддерживают с ней активные политические связи, выступают за расширение иранского участия в таких сферах регионального сотрудничества как экономика, торговля, инвестиции, гуманитарная область.

Вместе с тем, при формировании политического курса в отношениях с Ираном Катар принимает во внимание давнее историческое соперничество между арабами и персами, в том числе в районе Персидского залива, потенциальную враждебность к аравийским монархиям существующего в Иране с 1979 г. режима, сохраняющиеся между ИРИ и аравийскими монархиями политические, территориально-пограничные и другие разногласия, а также договорные обязательства эмирата в рамках ССАГПЗ. В частности, Катар поддерживает ОАЭ в споре о принадлежности трех островов в Персидском заливе. Кроме того, большое значение имеют суннитско-шиитские противоречия. Сказывается и сохраняющееся взаимное недоверие между двумя странами, а также серьезные различия между Дохой и Тегераном в подходе к некоторым конфликтам в арабском мире, прежде всего в Сирии. Заметные ограничения на отношения с Ираном накладывают имеющиеся военно-политические обязательства Катара перед США и ведущими странами Запада. В то же время одной из причин, подвигающих Доху к развитию отношений с Тегераном, является постоянно подчеркиваемая катарским руководством независимость внешней политики страны от Саудовской Аравии.

Со своей стороны, нынешнее руководство Ирана в рамках курса на улучшение отношений с арабскими странами, в особенности с государствами зоны Персидского залива, выступает за укрепление отношений с Катаром. Демонстрируемый Катаром самостоятельный внешнеполитический курс, лояльность в отношении ИРИ находят понимание в Тегеране. На сегодняшний день из всех аравийских монархий именно с Катаром у ИРИ сложились наиболее хорошие отношения. Тегеран всячески стремится внушить Дохе идею «исторической миссии» Ирана в качестве гаранта региональной безопасности и стабильности. Развитие разносторонних отношений с Катаром является составной частью иранской установки на укрепление своих позиций в зоне Залива не через региональных лидеров (Саудовская Аравия и ОАЭ), с которыми у ИРИ имеются очень серьезные разногласия, а через страны, демонстрирующие свое желание поддерживать добрососедские отношения с Тегераном.

Несомненно и то, что, придерживаясь курса на лояльные, добрососедские отношения с Ираном, руководство Катара пытается не допустить недружественных действий со стороны Исламской Республики. Так, к числу факторов, влияющих на отношение Катара к ИРИ, немаловажное значение имеют опасения Дохи относительно использования Тегераном местной шиитской общины (24-25 процента населения страны) для оказания влияния на политику эмирата.

Катар занимает взвешенную позицию по отношению к иранской ядерной проблеме. С одной стороны, в Дохе оценивают ее как одну из серьезных угроз региону Персидского залива, Ближнему Востоку и миру, особенно с учетом возможных военных акций Израиля и США. При этом Катар выражает сомнение в эффективности военного решения ядерной проблемы ИРИ, считая, что оно приведет к дестабилизации обстановки в зоне Залива. В Дохе неоднократно заявляли, что эмират никогда не примет ни прямого, ни косвенного участия в военной операции против Ирана и не предоставит для этих целей свою территорию. В то же время Катар признает право ИРИ на развитие мирной ядерной энергетики «в соответствии с нормами мировой законности», хотя и обеспокоен возможными негативными экологическими последствиями реализации иранской программы, особенно для вод Залива.

Катарское руководство положительно оценило договоренности по иранской ядерной проблеме, достигнутые в ноябре 2013 г. в Женеве между ИРИ и «шестеркой» ведущих стран мира. Глава государства эмир Тамим бин Хамад назвал их «большим достижением». В заявлении МИД страны по этому поводу было подчеркнуто: «Государство Катар считает договоренности важным шагом в сторону защиты мира и стабильности в регионе», так как они «согласуется со стремлением Катара сделать регион свободным от ядерного оружия, а также решить иранскую ядерную проблему мирным путем».

Катар не одобряет масштабное наращивание иранской военной мощи, регулярно проводимые ИРИ крупные учения в зоне Залива, в том числе с боевыми стрельбами и пусками ракет.

По оценке экспертов, изменения, произошедшие летом 2013 г. в обеих странах, а именно смена главы государства в Катаре и избрание Х. Роухани президентом Ирана, «могут рассматриваться в качестве позитивных факторов для развития взаимных связей». Вскоре после восшествия на престол эмира Тамима Доху с визитом для поздравлений посетил тогдашний глава МИД ИРИ А. А. Салехи. В октябре по инициативе катарского эмира состоялся его телефонный разговор с Х. Роухани, в ходе которого Тамим бин Хамад «выразил полное согласие, в тесном сотрудничестве Ирана и Катара в борьбе с экстремизмом, насилием и терроризмом». В ответ Роухани сделал упор на необходимости сотрудничества между странами Персидского Залива и призвал эмира содействовать улучшению двусторонних отношений. Эмир Тамим пригласил иранского президента посетить Катар с официальным визитом. В декабре Доху в рамках поездки по аравийским монархиям (Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман) посетил новый министр иностранных дел ИРИ М. Д. Зариф. В ходе встречи с Зарифом эмир Тамим заявил, что Катар заинтересован в сильном Иране в регионе, а прочные двусторонние связи были бы полезны для его страны. По мнению эмира, Тегеран и Доха имеют много общего, и никакие разногласия не должны препятствовать расширению отношений между двумя соседними государствами.

Несмотря на наметившееся улучшение двусторонних отношений, между Дохой и Тегераном сохраняются принципиальные разногласия по отношению к конфликту в Сирии: Иран активно и всесторонне поддерживает президента САР Б. Асада, а Катар оказывает разноплановую помощь сирийской оппозиции в борьбе за свержение правящего в Дамаске режима. В то же время эмир  Тамим считает необходимым «использование возможностей Тегерана для урегулирования региональных конфликтов», включая сирийский.

Катар наладил с Ираном связи по военной линии и в сфере безопасности. В феврале 2010 г. стороны подписали соглашение о военном сотрудничестве, предусматривающее обмен специалистами, информацией по боевой подготовке и в технической области и даже проведение совместных операций по борьбе с терроризмом. В марте этого же года было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности, охватывающее вопросы охраны границ, борьбу с контрабандой наркотиков, товаров и исторических реликвий, преступностью, нелегальной иммиграцией и отмыванием денег. Намечено провести совместное учение сил береговой охраны двух стран.

Развиваются торгово-экономические отношения между двумя странами. Иран является одним из основных поставщиков в Катар продукции сельского хозяйства, пищевой, легкой и химической промышленности, а также стройматериалов и мебели. В свою очередь, Катар экспортирует в ИРИ нефтехимическую продукцию, включая сельскохозяйственные удобрения. В тоже время объем товарооборота между странами остается небольшим: в 2011 г. он составил немногим более 160 млн долларов. Катар проявляет серьезную заинтересованность в инвестиционном сотрудничестве с Ираном. Ведется проработка возможности вложения катарских капиталов в различные проекты на территории ИРИ в сфере сельского хозяйства, промышленности и энергетики. Эмират постоянно посещают многочисленные делегации иранских предпринимателей, проводятся выставки иранской промышленной продукции, которая может быть поставлена на местный рынок. Две страны стремятся координировать свою деятельность в энергетической сфере. Так, между Дохой и Тегераном достигнута договоренность о разделе сфер добычи газа в смежных морских районах. В Катаре на постоянной или временной основе проживают до 170 тыс. граждан ИРИ, часть из которых занимает весомые должности в различных крупных компаниях, ведущих свою деятельность во многих областях экономики. Отметим, что развертывание масштабных катарско-иранских проектов в экономической и энергетической сферах сдерживается противодействием со стороны США.

Как видится, Катар будет и далее стремиться развивать разносторонние связи с Ираном на основе добрососедства и взаимной выгоды. В то же время будущее отношений между двумя странами во многом будет зависеть от перспектив решения иранской ядерной проблемы и общего развития обстановки в зоне Персидского залива.

62.91MB | MySQL:102 | 0,608sec