Ситуация в Судане и Южном Судане: декабрь 2013 г.

Полыхнуло там, где особо не ждали. Именно так можно оценить события, развернувшиеся к концу декабря в Южном Судане, где начались боевые действия между различными формированиями южносуданской армии, разделившейся по кланово-племенному принципу. Все время, прошедшее после достижения Южным Суданом в 2011 году независимости, основное внимание наблюдателей было приковано к отношениям между двумя Суданами, балансировавшими на грани войны и мира. Ждали, что война между ними неминуема. В итоге войну дождались, но не там.

В ночь с 15 на 16 декабря жители столицы Южного Судана были разбужены звуками канонады, раздававшейся в районах нахождения объектов южносуданской армии. Поначалу официальные представители южносуданских властей никак не комментировали происходившее. Дипломатические источники в Джубе сообщили о боях, развернувшихся между различными формированиями Суданской народно-освобоительной армии (СНОА), в которую после завершения гражданской войны (1983 – 2005) вошли различные отряды бывших повстанцев. Одновременно с началом боев был закрыт аэропорт Джубы.

Началу боев предшествовала политическая напряженность, возникшая после того, как в июле 2013 г. президент Южного Судана Сальва Киир отправил в отставку правительство страны, и в частности, своего политического противника, вице-президента Риека Машара. Последний ранее объявил о намерении составить конкуренцию С.Кииру на предстоящих в 2015 году президентских выборах. С.Киир является выходцем из племени динка, Р.Машар — из племени нуэр.

Во второй половине дня 16 декабря С.Киир объявил о срыве попытки государственного переворота, руководство которым он приписал Р.Машару. Президент объявил также о введении комендантского часа в столице с 18 часов вечера до 6 часов утра на неопределенное время. По случаю телеобращения к нации С.Киир облачился в камуфляж. «Участники атаки бежали, и мы их преследуем», — утверждал он. По его словам, в нападении на военные объекты столицы приняли участие солдаты СНОА, связанные племенными узами с Р.Машаром. «Мы произвели аресты, и правительство сделает все возможное, чтобы виновные ответили за совершенные преступления», — сообщил С.Киир. О судьбе Р.Машара 16 декабря ничего не было известно. По данным радиостанции «Радио-Тамазудж», среди арестованных значились четыре министра бывшего кабинета. К 17 декабря число арестованных экс-министров выросло до восьми.

Как заявил 16 декабря официальный представитель Миссии ООН в Южном Судане ЮНАМИС, в течение дня на базе Миссии близ аэропорта укрылись от боев свыше 800 гражданских лиц, преимущественно женщин и детей. «Никаких политических или военных персон на базе нет», — подчеркнул он.

«Мое правительство не позволит, чтобы повторились события 1991 года», — сказал президент С.Киир, упомянув происшедший тогда раскол среди южносуданских повстанцев, возникший в связи с переходом Р.Машара на сторону Хартума. Последний тогда создал свое вооруженное движение и некоторое время был союзником северян. В начале 2000 годов он вновь вернулся в состав СНОА. Недавно экс-вице-президент обвинил главу Южного Судана в «диктаторских» замашках.

Стоит напомнить, что в 1991 году при переходе на сторону Хартума сторонники Р.Машара устроили бойню в г.Бор, вырезав там около 2 тысяч человек из племени динка.

К исходу 16 декабря какая-либо официальная информация о возможных потерях сторон не сообщалась. По данным радиостанции «Радио-Мирайя», в боях в столице страны погибли 7 человек, свыше 100 получили ранения. 17 декабря эти данные уточнил госсекретарь по вопросам здравоохранения Макур Корион. По его словам, днем ранее погибли по меньшей мере 26 человек, 140 получили ранения. Позднее военно-медицинский источник в Джубе сообщил о 66 погибших южносуданских солдатах.

Несмотря на заверения С.Киира об установлении контроля над ситуацией, 17 декабря бои в ряде кварталов Джубы возобновились. К этому времени число погибших солдат выросло до 73-х.

18 декабря стало известно, что бои между различными формированиями СНОА распространились на штат Джонглей, где была зафиксирована гибель 19-ти гражданских лиц. Там эпицентром боев стала столица штата г.Бор.

По данным ООН, к этому времени жертвами боев в Джубе стали порядка 500 человек, ранения получили до 800 человек.

18 декабря объявился Р.Машар. В интервью независимому интернет-изданию Sudan Tribune он утверждал, что под предлогом госпереворота С.Киир якобы пытается избавиться от своих политических противников. «Не было никакой попытки госпереворота. Все то, что произошло в Джубе, было разборкой между солдатами президентской гвардии», заявил он.

В тот же день США тремя рейсами самолетов военно-транспортной авиации эвакуировали из Джубы в Найроби 150 американцев, а также группу зарубежных дипломатов.

19 декабря командование южносуданской армии признало, что сторонники Р.Машара с боем заняли г.Бор, находящийся в 200 км к северу от Джубы. Оно же сообщило, что в ходе боев в столице в первые двое суток после попытки переворота погибли «около 450 человек», в том числе до 100 военных.

К этому времени командование ЮНАМИС сообщило, что беженцы из числа гражданского населения попытались найти убежище на базах Миссии в семи штатах Южного Судана. Аналитики, следящие за ситуацией в двух Суданах, к этому времени заговорили о риске разжигания гражданской войны в Южном Судане.

19 декабря Р.Машар воспользовался возможностями «Радио Франс Интернасьональ» (РФИ) для того, чтобы призвать южносуданскую армию свергнуть С.Киира. Одновременно он заявил, что предметом возможных переговоров с Джубой могут быть только «условия отставки» его политического противника. Самое удивительное во всем этом — так это роль Парижа в происшедшем — РФИ вряд ли пошло на распространение подобных заявлений без соответствующего политического решения.

Также 19 декабря нефтедобывающая компания GNPOC с преимущественно китайским капиталом объявила о нападении неизвестных на объект нефтедобычи в штате Единство, в результате которого погибли по меньшей мере 5 рабочих из числа южносуданцев. В сообщении компании, 40 процентов капитала которой принадлежат китайской госкомпании CNPC, отмечалось, что на тот момент невозможно было говорить, связано ли нападение с происходящим в Южном Судане или нет.

В тот же день бойцы племени нуэр с применением силы заняли базу ЮНАМИС в штате Джонглей. При этом в бою погибли трое индийцев — военнослужащих Миссии. Этот инцидент в очередной раз продемонстрировал вопиющую беспомощность «миротворцев» в Судане — их пришлось спасать южносуданским военным. В момент атаки на базе находились свыше 50 миротворцев и до 30 укрывшихся на ней динка. О судьбе последних сначала ничего не было известно, однако затем стало понятно, что их убили. В атаке на передовую базу ЮНАМИС принимали участие до 2 тысяч бойцов племени нуэр.

20 декабря президент США Барак Обама объявил о переброске в Южный Судан «около» 45 американских солдат, призванных обеспечить защиту американских интересов в этой стране.

В тот же день в связи с событиями в Южном Судане забеспокоились в Хартуме, где осознали, что боевые действия в соседней стране могут самым негативным образом сказаться на экономическом положении Судана, получающего приличные суммы за транзит южносуданской нефти. Согласно оценкам, в 2014 году Судан должен получить за счет этой статьи 1,5 млрд долларов. В Хартуме происходившее в Южном Судане назвали «борьбой за богатства и власть».

21 декабря кризис в Южном Судане начал интернационализироваться. В тот день Кения объявила о намерении «немедленно» отправить свои войска в г.Бор, чтобы эвакуировать оттуда около 1,6 тысяч своих сограждан. В Джубу вошли угандийские военные. Одновременно к этому городу под прикрытием боевых вертолетов начали выдвигаться части южносуданской армии, оставшиеся верными С.Кииру. Тогда же стало известно, что на сторону Р.Машара перешел командир дислоцированной в штате Единство дивизии генерал Джеймс Конаг Хуль. По данным Джубы, части дивизии остались верными президенту.

21 декабря Пентагон объявил о том, что в районе г.Бор в результате обстрела трех американских летательных аппаратов типа «Оспрей», занимавшихся эвакуацией американцев из Южного Судана, ранения получили четверо американских солдат. Тогда же Б.Обама предупредил сторонников Р.Машара, что США перестанут поддерживать Южный Судан в случае успеха повстанцев. Пентагон немедленно перебросил в Южный Судан еще один взвод солдат. К этому времени сторонники Р.Машара установили контроль над еще одной столицей штата — городом Бенти, административным центром штата Единство, где сосредоточены основные нефтепромыслы.

23 декабря генсек ООН Пан Ги Мун рекомендовал Совбезу ООН отправить в состав ЮНАМИС дополнительно 5,5 тысяч солдат и 423 полицейских с тем, чтобы довести численность военного персонала Миссии до 12 тысяч человек. Дополнительные контингенты — 5 батальонов, 3 боевых вертолета и 3 транспортных вертолета — предполагается изъять из состава других миссий ООН в Африке.

К этому времени и южносуданская армия, и повстанцы неоднократно обвинялись в массовых убийствах по этническому признаку. Как сообщила 24 декабря ООН, спасаясь от массовых расправ на базах миротворцев укрылись по меньшей мере 45 тысяч человек из числа гражданского населения.

24 декабря генсек ООН Пан Ги Мун предупредил обе стороны южносуданского конфликта, что все обвинения в совершении преступлений против человечности будут тщательно расследованы. К этому времени бои шли в половине из 10-ти штатов Южного Судана. В подтверждение сообщений о массовых расправах по этническому принципу, творимых обеими сторонами конфликта, ООН объявила об обнаружении трех массовых захоронений — двух в Джубе и одного в Бенти. По данным ООН, за неделю боев и массовых расправ в Южном Судане погибли несколько тысяч человек.

24 декабря поменял тон Р.Машар, ранее утверждавший, что готов обсуждать на переговорах лишь тему отставки С.Киира. Теперь он заявил о готовности к переговорам со своим противником в Эфиопии, причем он сам не собирался возглавить делегацию оппозиции. Изменение позиции Р.Машара, возможно, было связано с тем, что в тот день южносуданская армия отбила у повстанцев город Бор. С заявлением об этом выступил в Джубе министр информации Майкл Маквей. При этом он признал, что в городе остаются отдельные очаги сопротивления.

24 декабря Совбез ООН дал добро на направление в Южный Судан дополнительного контингента «голубых касок» численностью около 6 тысяч человек с задачей обеспечить безопасность гражданского населения.

В тот же день госсекретарь США Джон Керри вел практически постоянный диалог с Р.Машаром и С.Кииром с тем, чтобы вынудить их отдать команды на прекращение огня.

25 декабря Пентагон объявил о развертывании в Уганде подразделения морских пехотинцев на случай возможной второй волны эвакуации американцев из Южного Судана. Туда же из Джибути был переброшен военно-траспортный самолет С-130. Днем ранее 150 морских пехотинцев были развернуты на американской военной базе в Джибути. Еще 500 морпехов находятся в полной готовности к действиям на американской авиабазе Морон на юге Испании. В ходе первой волны эвакуации из Южного Судана были вывезены 380 американцев.

Тем временем 25 декабря развернулись бои между южносуданской армией и повстанцами за контроль над городом Малакаль, административным центром штата Верхний Нил. Тем самым подтвердилось намерение сторон во что бы то ни стало удерживать контроль над северными штатами страны — Верхний Нил и Единство — где сосредоточены основные центры нефтедобычи. К этому времени повстанцы продолжали удерживать город Бенти.

26 декабря бои за Малакаль продолжились. 27 декабря обе стороны сделали взаимно исключающие друг друга заявления о том, что именно они контролируют город.

27 декабря международные посредники заявили в Найроби, что правительство Южного Судана готово «немедленно прекратить огонь». Они призвали главаря повстанцев принять на себя аналогичное обязательство. Р.Машар отказался сделать это, заявив, что любое перемирие должно контролироваться определенным образом. Он выдвинул еще одно условие начала переговоров — освобождение всех «политзаключенных». В этих условиях руководители стран Восточной Африки дали С.Кииру и Р.Машару четыре дня на того, чтобы прекратить бои и начать переговоры. В противном случае они пригрозили «другими мерами».

28 декабря правительство Южного Судана обвинило Р.Машара в том, что он мобилизовал в свои формирования тысячи детей-солдат племени нуэр с тем, чтобы иметь возможность атаковать позиции правительственных сил практически повсеместно. По его данным, в общей сложности под ружье в ряды так называемой «Белой армии» были призваны порядка 25 тысяч человек, главным образом — в штате Джонглей. По версии представителя повстанцев, все они были бывшими южносуданскими военнослужащими, перешедшими на сторону Р.Машара.

Что касается собственно Судана, то декабрь оказался богатым на события и в этой стране.

4 декабря изгнанный из правящей Партии национальный конгресс (ПНК) и слывущий «реформатором» бывший советник президента Омара аль-Башира Гази Салахеддин ат-Табани объявил о создании новой партии «Движение за реформу сейчас» /ДРС/, в которую, по его словам, вошли тысячи его сторонников. Одновременно он же заявил, что не исключает выставления своей кандидатуры на президентских выборах 2015 года. По словам Г.ат-Табани, ДСР уже подало запрос на регистрацию в качестве политической партии. На регистрацию политических партии в суданских реалиях обычно уходит до трех месяцев.

Ранее Г.ат-Табани был в числе 30 реформаторов в ПНК, которые написали письмо президенту Омару аль-Баширу. В нем они обвинили правительство в том, что то предало исламские законы, жестоко подавив в конце сентября — начале октября 2013 г. манифестации протеста против повышения цен на нефтепродукты. Тогда, по данным «Международной амнистии», погибли свыше 200 человек, по официальным данным властей — от 60 до 70.

Нынешний раскол в ПНК — самый серьезный после того, который случился в начале 2000 г. Тогда ПНК покинул некогда «серый кардинал» режима Хасан ат-Тураби, основавший свою партию — Партию народный конгресс.

В начале декабря стало понятно, что под давлением бывших и действующих однопартийцев О.аль-Башир пошел на вынужденные изменения в кабинете и своем окружении. 7 декабря глава Судана объявил, что подал прошение об отставке вице-президент Али Осман Таха, который был среди тех, кто 24 года назад привел к власти О.аль-Башира в результате военного переворота. Подача прошения об отставке была представлена как стремление экс-вице-президента «открыть путь новому правительству».

Али Осман Таха в 2005 году уже подавал в отставку. Тогда он это сделал для того, чтобы уступить это место лидеру повстанцев Джону Гарангу, погибшему позднее в результате катастрофы вертолета.

Уже 8 декабря были назначены два новых вице-президента. Пост первого вице-президента получил Бакри Хасан Салех, в свое время занимавший посты министров внутренних дел и обороны. Пост второго вице-президента получил Хассабо Мохаммед Абдеррахман. В кабинете, который неделей ранее отправил в отставку президент страны, Салех занимал пост министра по делам канцелярии президента.

Тогда же представитель ПНК сообщил, что новый состав кабинета министров будет объявлен в ближайшие 24 часа, и что в него войдут представители других партий.

8 декабря последовали перестановки в администрации президента и в правительстве. Как объявил №2 в ПНК Нафи Али Нафи, он уступил место советника главы государства Ибрагиму Гандуру. Пост министра нефти вместо Авада Ахмада аль-Джаза занял Макави Мохаммед Авад, ранее возглавлявший железнодорожную компанию. Ключевой пост министра экономики и финансов вместо Али Махмуда ар-Расуля занял Бадреддейн Махмуд, ранее работавший заместителем управляющего Центральным банком. Бывший глава МВД Ибрагим Махмуд Хамед получил портфель министра сельского хозяйства, а МВД возглавил Абдель Вахид Юсеф Ибрагим, ранее занимавший пост госсекретаря в министерстве промышленности. Сохранили свои посты министр обороны Абдеррахим Мохаммед Хусейн и глава МИД Али Ахмад Карти.

В целом, проведенные О.аль-Баширом перестановки в руководстве страны привели к тому, что после удаления от дел своих ближайших сподвижников Нафи Али Нафи м Али Османа Тахи он сконцентрировал в своих руках практически всю полноту власти.

Что касается трагических событий в Южном Судане, то они со всей очевидностью продемонстрировали хрупкость этого юного государства, которое сможет выжить лишь при условии, если мировое сообщество быстро окажет соответствующее эффективное давление на все стороны конфликта.

52.24MB | MySQL:103 | 0,555sec