Алжир: было ли иностранное вмешательство в события в Гардайе?

Столкнувшись с неспособностью гарантировать восстановление спокойствия в вилайе Гардайя даже в краткосрочной перспективе, представители алжирских властей заявляют о «чужой руке» – иностранном вмешательстве в этот конфликт. В первую очередь, следуют традиционные намеки и прямые обвинения со стороны близких к официальному режиму политиков в первую очередь в отношении Саудовской Аравии, Израиля, Марокко и Франции.

Если Эр-Рияд, по их мнению, традиционно проводит подрывную работу против светского алжирского режима, то Франция заинтересована в ослаблении АНДР как одного из немногих государств арабского мира и Африки, имеющего собственное независимое мнение, отличное от западного, «чтобы навязать ему выгодные себе экономические контракты». Марокко пытается дестабилизировать Алжир как своего конкурента за влияние в Магрибе, выступая в качестве заступника берберов и используя для этого собственные берберские каналы, а Израиль не только якобы подыгрывает своему марокканскому союзнику, но и мстит за поддержку палестинского движения и режима Асада.

И якобы все они пытаются раскачивать ситуацию в национальных регионах и ради этого спонсируют различные подрывные берберские группы, особенно Движение за автономию Кабилии (Mouvement pour l’autonomie de la Kabylie или МАК).

Например, Мохаммед Бенхаму, глава партии «Эль-Карам», утверждает, что ряд зарубежных стран пытается с помощью НПО, в том числе на Ближнем Востоке, дестабилизировать ситуацию. «Не случайно, что представители ибадитского сообщества Омана, включая великого муфтия, указывали нам на необходимость прекращения беспорядков в провинции Гардайя. Этот жест можно было бы приветствовать, если бы страны дальнего зарубежья не вмешивались в наши дела, заявляя о готовности решить наши проблемы».

А президент l’APC d’Alger-Centre Абдельхаким Баташ призвал гардайцев «быть бдительными перед лицом заговоров, угрожающих стабильности нашей любимой страны».

Впрочем, далеко не все представители алжирских политических сил, особенно из берберских организаций, поддерживают эту версию. Тем более, что пока убедительных доказательств относительно наличия «чужого следа» в событиях в Гардайе нет.

Не случайно, что против выдвижения этой версии высказался лидер Алжирского национального фронта FNA Муса Туати, ранее заявлявший о своем выдвижении в кандидаты на президентский пост. В частности, он утверждает следующее: «я не разделяю теорию заговора, которая распространяется в настоящее время. Мы не можем каждый раз, когда возникает проблема, кричать об участии в её возникновении иностранной стороны. Область Гардайя не получила того развития со стороны властей, как другие вилайи. Кроме того, они отказались принимать во внимание её особенности».

Впрочем, сейчас представители правящего режима указывают на резкую активизацию берберских и особенно мозабитских зарубежных организаций, которые ранее не выделялись столь заметно на общем фоне движения берберов. И это неслучайно: для берберов вообще и мозабитов в частности, зафиксировавших ранее не только косвенное, но и прямое участие полицейских в столкновениях на стороне арабов, подобное положение вынуждает искать другие возможности для отстаивания интересов в обход властей, которые своими действиями практически полностью себя дискредитировали.

И говоря о готовности защитить мозабитов «своими силами», они в том числе подразумевают возможности, которые у них могут появиться при использовании некоторых иностранных ресурсов. Во-первых, их представители пытаются обратить внимание влиятельных политиков и политических сил в других странах на берберскую проблему с целью использовать это для давления на алжирские власти. Не случайно, что в ход идут заявления об опасности «балканизации» конфликта по примеру Боснии или Косово или о возможности его «африканизации» с затягиванием противостояния на неопределенное время и масштабными этническими чистками. Впрочем, пока это явное преувеличение.

А во-вторых, они создают собственные зарубежные организации. Так, сразу после приостановки их выступлений в Гардайе на период празднования берберского Нового года мозабитская община в странах Запада провела встречу, на которой было заявлено о создании их зарубежной организации и были осуществлены мероприятия «солидарности с братьями, живущими в Алжире».

Примечательно, что они соблюли своего рода традицию прочих берберских организаций создавать свои центры на территории Франции. В частности, именно там на протяжении января были проведены первые «установочные» конференции, на которых присутствовали одновременно по 120 делегатов разного возраста (в том числе и молодежь) из Великобритании, Испании, Бельгии и из всех регионов Франции. Кроме того, в мероприятии в режиме видеоконференции участвовали представители из США и Канады.

На первом подобном мероприятии, проведенном 12 января, был выбран руководящий состав в числе восьми человек во главе с 73-летним координатором Абдаллой Зекри, очень заметной фигурой во Франции, президентом организации «Национального мониторинга исламофобии» и членом руководства французского Совета по мусульманской вере. По его словам, проект примирения в Гардайе, предложенный властями, не может быть принят без «справедливого решения»: «этому должно предшествовать справедливое правосудие, в противном случае нас ожидает циклическое повторение событий. Мы выступаем за национальное единство, но не мы нападали».

Несмотря на то, что Зекри особо подчеркнул, что, несмотря на раздающиеся призывы попросить помощи у внешних сил, в том числе со стороны Запада, созданная организация «не может поддержать тех, кто хочет интернационализации событий в Гардайе в политических целях, поскольку это алжирская проблема». Тем не менее, он поблагодарил всех представителей зарубежных сил, осудивших действия властей в Гардайе, не исключив, что в будущем эта солидарность может быть снова востребована в том случае, если власти АНДР не извлекут необходимых уроков.

Согласно оценке итогового манифеста представителей этой «координационной» группы, подписанного её руководством, «насилие может возобновиться в любой момент, поскольку угли произошедшего пожара по-прежнему горячи». В этой связи ее представители призвали власти «реально осуществить долгосрочную программу социально-экономического развития» страны, направленную на остановку насилия в этом регионе», установление «эффективного демократического управления, а механизм этого подразумевает активное включение в эти процессы граждан». А уже это, по мнению авторов обращения, будет способствовать равному для всех исполнению законов.

Однако этим активность мозабитов за рубежом не ограничилась. В целом ряде западных государств, включая Канаду, Францию и др. состоялись заседания групп, на которых, по сути, было принято решение об объединении усилий относительно оказания помощи не только мозабитам, но и «всем представителям берберов, страдающих от действий алжирских властей». Речь в данном случае идет не только о правозащитном аспекте их деятельности, но и политическом, поскольку эти организации взяли на себя обязанность более активно информировать западную общественность «о преступлениях алжирского режима против берберского народа».

Цель этих действий – склонить Запад к изменению прежней позиции в сторону осуждения алжирских властей и выражения поддержки «страдающим алжирским берберам, в том числе и мозабитам». В числе ближайших задач зарубежных мозабитских организаций – создание ячеек на всех континентах. Соответственно, само собой напрашивается и создание их отделений в самом Алжире или, по крайней мере, установление связи с мозабитами на местах.

Кроме того, представители берберов в правозащитных организациях в связи с последними событиями в вилайе Гардайя заявили о намерении обратиться с жалобами на действия алжирских властей во влиятельные международные структуры и в первую очередь, в ООН. Так, руководство Алжирской лиги по защите прав человека (Ligue Algérienne pour la Défense des Droits de l’Homme или LADDH) планирует «предупредить» её относительно «дряблости и необъяснимой пассивности властей страны относительно допущенных в Гардайе нарушений прав человека» с помощью готовящегося «досье». В первую очередь речь идет о претензиях к представителям судебной власти и правоохранительной системы на местах, абсолютное большинство из которых даже не было уволено из рядов государственных служащих за произошедшие в вилайе Гардайя вопиющие нарушения.

Однако представителей берберских организаций, в том числе и зарубежных, это уже не устраивает. Они указывают на то, что ООН «ничего не сделала для палестинцев, ливийцев, сирийцев, египтян, и т.д. Чем алжирцы отличаются от всех этих людей при том, что алжирские лидеры пока находятся, за исключением некоторых стран, в хороших отношениях с Западом?»

Однако пока рассчитывать на то, что мировое сообщество всерьез обратит внимание на ситуацию в Гардайе, не приходится. Этому в том числе препятствует общая ситуация в мире. На фоне массовых выступлений в странах Юго-Восточной Азии (Камбоджа, Таиланд), крайне нестабильной ситуации в государствах арабского мира (в частности, Египте, Сирии, Ираке, Ливии, Йемене) и особенно в условиях обострения на Украине проблема мозабитов в большинстве западных столиц не выглядит настолько серьезной, чтобы её можно было реально заметить.

Впрочем, нельзя исключать того, что скоро на основе берберских и в том числе мозабитских организаций не будет создана одна из основ противодействия алжирскому режиму, которая с иностранной помощью в будущем будут гораздо более дееспособна, чем сейчас. Впрочем, в создании почвы для подобного обострения виноваты сами алжирские власти, десятилетиями не решавшие берберского вопроса в целом.

52.21MB | MySQL:103 | 0,498sec