Нефть Багдада и Эрбиля: что нужно знать иностранному инвестору

Регулярно и подробно освещая иракскую проблематику на сайте Института Ближнего Востока, автор во многих своих статьях обращал внимание читателей на острые разногласия между центральной властью Ирака и региональной властью Иракского Курдистана касательно энергетической политики.

В рамках этой статьи автор счел необходимым через призму нынешней обстановки в этой арабской стране проанализировать плюсы и минусы нефтяного сотрудничества иностранных подрядчиков с Багдадом и Эрбилем.

В ноябре 2013 г. на площадке Торгово-промышленной палаты России при поддержке Международного института менеджмента для объединений предпринимателей ТПП РФ (МИМОП) прошел вебинар (интернет-семинар) на тему «Возможности российских компаний на рынке Ирака».

Выступая на вебинаре, первый секретарь Посольства Ирака в России Г.аль-Топи подробно рассказал об основных направлениях и перспективах развития иракской экономики и ее инвестиционном потенциале, отметив серьезную нацеленность Багдада на привлечение иностранных инвесторов в реализацию нефтегазовых проектов на иракской территории.

Иракский дипломат не стал делить страну на две противоборствующие стороны – Багдад и Эрбиль, но выступавший на мероприятии автор все же сделал на этом акцент. Почему?

Ирак уже давно де-факто поделен на две самостоятельные части, которые предлагают различные механизмы сотрудничества зарубежным игрокам.

В этой связи потенциальному инвестору важно четко понимать, что от того, с кем он будет налаживать экономические связи, зависит выбор необходимой для этого стратегии.

Например, иностранным компаниям, желающим выйти на рынок Иракского Курдистана, стоит начать вести переговоры не только с региональной властью, но и с представителями крупного курдского бизнеса. Здесь очень важно налаживать двустороннее сотрудничество как на политическом, так и на предпринимательском уровне.

Что касается Багдада, то там политическая составляющая доминирует над предпринимательской. Другими словами, подрядчику куда эффективнее попытаться заявить о своих возможностях на местном рынке с помощью политического лобби, нежели стучаться в закрытую дверь иракских нефтяников. Конечно, некоторые специалисты могут поспорить с этим тезисом, назвав несколько удачных сделок, которые зарубежные компании заключили с Ираком в результате исключительно бизнес-контактов, но это далеко от истины.

Реальность такова, что Министерство нефти Ирака проводит все тендеры на получение права на разработку иракских недр, а компании, которые являются участниками совместных проектов с иракской стороны, являются государственными.

В курдской автономии похожая картина, но динамика в сторону большей либерализации все же имеется. В регионе действует специальный закон, позволяющий иностранным подрядчикам минимизировать имеющиеся риски.

Кроме того, предприниматели Иракского Курдистана в отчие от косных багдадских чиновников охотно приветствуют намерение иностранных инвесторов и подрядчиков осуществить демонстрацию своих технологических разработок, оборудования и услуг на территории автономии.

Учитывая общую напряженную обстановку в Ираке, можно с уверенностью сказать, что инвестиционный климат Иракского Курдистана более благоприятный для ведения бизнеса, чем в Багдаде.

На упомянутом выше вебинаре почетный представитель ТПП России в Ираке С.Б.Бадои особо подчеркнул стремление курдов развить собственную экономику за счет эффективного сотрудничества с иностранцами.

Со своей стороны добавим, что достижения озвученной задачи крайне необходима консолидация бизнес-кругов внутри самого Иракского Курдистана, чтобы они стали партнерами в реализации совместных будущих проектов с иностранцами.

Несмотря на активность Эрбиля, которому год от года удается привлечь все большее количество иностранных игроков, инфраструктура Иракского Курдистана все еще находится в ранней стадии развития, поэтому требует солидных вложений на протяжении, как минимум, 10 лет.

Инвестиции в развитие топливно-энергетического комплекса необходимы не только Эрбилю, но и Багдаду, ведь экспорт углеводородов является движущей силой экономической модернизации страны. Ирак занимает вторую строчку после Саудовской Аравии по объемам нефтяного производства среди участников ОПЕК.

Ирак в целом и курдская автономия в частности нуждаются в развитии газовой отрасли как самостоятельной сферы топливно-энергетического комплекса. В связи с этим наладить бесперебойные поставки сырья в европейские страны было бы для курдской стороны отличным заделом для достижения данной цели.

Выгодно расположенные запасы природного газа вполне могут стать для государств Европы ценным инструментом в их стратегии диверсификации источников поставок энергоносителей.

Однако возможный транзит природного газа через три ближневосточных государства в Европу беспокоит Россию не так сильно, как об этом думают европейские аналитики.

Российские эксперты уверены, что данный газопровод вряд ли будет построен в среднесрочной перспективе, так как в Сирии и Ираке добыча газа пока еще является малоразвитой отраслью. Внутренняя обстановка в этих государствах характеризуется серьезной нестабильностью.

Примечательно, что освоением курдских месторождений занимаются 50 нефтяных компаний более чем из 20 государств мира.

По заявлению министра природных ресурсов правительства Иракского Курдистана А.Хаврами, при сотрудничестве с иностранными игроками Эрбиль опирается на соглашения о разделе продукции (СРП).

Согласно условиям СРП, подрядчик берет на себя все риски, но все это компенсируется, если разведка дала результат и началась добыча.

За последние пять лет в геологоразведку было инвестировано около 20 млрд долларов. При этом уровень успешности разведочных проектов превышает 70%, а объем ожидаемых запасов подошел к отметке 55 млрд баррелей.

Для сравнения: в 2008 г. в регионе работали всего три буровых станка, сегодня их более 40. Пять лет назад добыча вообще не велась, а сейчас она составляет около 400 тыс. баррелей в сутки, из которых четверть идет на переработку, а остальное реализуется в рамках общего объема экспорта иракской нефти.

А.Хаврами считает, что Иракский Курдистан всегда был богат природными ресурсами, но предыдущие режимы этого не учитывали. Теперь же Эрбилю удалось создать привлекательную финансовую модель для иностранных компаний.

Что касается геологоразведки, то, по убеждению министра, Иракский Курдистан можно считать лидирующим регионом мира, хотя разведка началась там значительно позже остальных. Более того, к концу 2015 г. Эрбиль планирует экспортировать 1 млн баррелей нефти, а к 2019 г. – довести этот показатель до 2 млн баррелей. Комментируя эти цифры, А.Хаврами подчеркнул, что они основаны на планах компаний, инвестирующих в регион, и вполне реалистичны.

Министр отметил, что пока нефть еще не принесла доход в казну Иракского Курдистана, но уже пришли инвесторы, которые начали разведочные работы, появились рабочие места, и появляется синергия: за счет развития нефтегазового сектора развиваются и другие секторы экономики.

В то же время, пытаясь интенсифицировать нефтедобычу и последующий сбыт на внешних рынках, Багдад продолжает держать руку на пульсе и оперативно пресекать экспорт курдской нефти в обход центра.

Так, в начале этого года премьер-министр Ирака Н.аль-Малики пригрозил руководству Иракского Курдистана экономическими санкциями, если не будет остановлена прокачка нефти через Турцию в страны Европы.

По некоторым данным, вице-премьер Ирака Х.аш-Шахристани, курирующий энергетические вопросы, вызвал поверенного в делах посольства Турции в Багдаде и также сделал ему предупреждение.

Стоит напомнить, что в ноябре 2013 года Турция и Иракский Курдистан заключили договоренности по проектам в нефтегазовой сфере, согласно которым курдская нефть будет поступать через Турцию европейским потребителям.

Курды начали самостоятельный экспорт нефти со своей территории задолго до 2012–2013 гг. Однако в течение последних нескольких лет Эрбиль постоянно спорил с Багдадом по поводу своей доли в рамках общего объема доходов от нефтяного сбыта.

В сложившейся обстановке, когда де-факто Эрбиль экспортирует топливо в обход запретам Багдада, для иностранного бизнеса представляется возможным начать вести полномасштабную деятельность на севере Ирака.

Тем не менее курды продолжают отстаивать свою экономическую и энергетическую автономность, предпринимая конкретные шаги на этом пути.

Например, после заключения американо-турецкого соглашения о совместной разведке нефти на территории Иракского Курдистана правительство курдской автономии намерено построить еще один нефтепровод для поставок сырья в Турцию.

Через эту магистраль будет вестись экспорт 500 тыс. баррелей тяжелой нефти в сутки с месторождений, расположенных в районах Акра, Шейхан и Бардараш.

В свою очередь, Багдад уже давно и настойчиво выступает против самостоятельных решений курдской автономии относительно нефтяных ресурсов, расположенных на ее территории. В минувшем декабре стороны договорились о создании трехстороннего комитета по вопросам экспорта иракской нефти через Турцию.

Анализируя непростые отношения Багдада и Эрбиля через призму интересов потенциального инвестора, стоит обратить внимание на два важных аспекта.

Во-первых, не стоит ожидать, что это противоборство разрешится в результате каких-либо действий на политическом или экономическом поле. Судя по всему, накал этой борьбы будет лишь нарастать. Это обусловлено растущими нефтяными аппетитами обеих сторон. Количество инвесторов растет, но их численность не безгранична, как, собственно, и запасы «черного золота».

В этой связи Багдад и Эрбиль будут стараться «переманивать» инвесторов, предлагая на их взгляд лучшие условия для совместного партнерства.

Во-вторых, результат от сделок с Эрбилем и Багдадом не станет быстрым. Инвестору стоит запастись терпением. Такова специфика Ирака и Ближнего и Среднего Востока в целом. Местные чиновники и предприниматели, как правило, настороженно относятся с тем иностранным игрокам, которые стремятся получить прибыль в кратчайшие сроки. Иракцы больше будут уважать того, кто нацелен на длительную реализацию проекта, причем с привлечением новейших технологий и предоставлением большого количества рабочих мест представителям местного населения.

Вообще социальный фактор может оказаться одним из основных при выборе иностранного подрядчика. Это вполне понятно и логично: если вы приходите в чужой дом, то стоит уважать принятые в нем обычаи и соблюдать их. Иракский дом хоть и открыт для множества компаний с разных уголков планеты, но стать в нем желанным гостем удается отнюдь не каждому.

55.77MB | MySQL:116 | 0,614sec