Мозабитский кризис в Алжире: будет ли общеберберское продолжение?

Кризис в  Гардайе ставит для алжирского режима серьезные вопросы относительно осуществления диалога с представителями берберов. Несмотря на то, что уже несколько дней в этой вилайе сохраняется спокойствие после нескольких недель ожесточенных межобщинных столкновений, говорить о разрешении конфликта не следует.

Сохранению накала страстей способствует и недостаточная реакция властей в плане соблюдения и защиты интересов мозабитов. Представители официальных властей не удовлетворили даже их минимальные требования о наказании виновных в эскалации конфликта представителей правоохранительных органов. Так, руководство жандармерии заявляет лишь о снятии с должностей троих виновных представителей МВД.

С другой стороны, многие представители маликитов угрожают мозабитам местью за ответные действия последних в течение второй половины января, когда их отряды смогли сжечь и разграбить свыше 50 домов, магазинов и иных зданий в маликитской части города Гардайя, в результате чего крова лишились свыше 100 арабских семей. Показателем недовольства маликитов служат их акции протеста, в которых они требуют наказать погромщиков и выпустить своих собратьев, арестованных прибывшими из других вилай жандармами за «оборону своих домов». И при таком раскладе в обозримой перспективе следует ожидать продолжения стычек.

Представители берберских организаций внимательно наблюдают за ситуацией в долине Мзаб, где на протяжении последних месяцев происходили ожесточенные межобщинные стычки. Несмотря на то, что алжирским властям удается уже больше недели не допускать межобщинных столкновений в Гардайе, это не говорит о стабилизации ситуации. Город остаётся разделенной силовиками на враждующие маликитскую и ибадитскую общины, представители которых могут в любой момент продолжить противостояние.

И возможностей по его предотвращению у режима крайне мало, ведь, по сути, у власти практически не остается ресурсов для возобновления диалога. Сейчас, когда ранее сотрудничавшие с властями партии вроде Фронта социалистических сил (ФСС) испытывают сильнейший кризис по причине несогласия их членов относительно сохранения подобного курса и нежелания вообще присутствовать в подобных организациях, возникает вопрос о заполнении возникшего политического вакуума.

Но пока о политическом диалоге речь не идет. Судя по заявлениям представителей алжирского режима, согласно которым в стране в ближайшее время будет дополнительно создано 2000 новых полицейских участков, из которых большая часть будет организована в берберских районах, особенно в Кабилии, власти по-прежнему настроены на силовое подавление любых оппозиционных выступлений.

Следует напомнить, что ранее, ввиду неспособности справиться наличными силами полиции с выступлениями в Гардайе они были вынуждены стянуть туда дополнительные резервы силовиков со всей страны, по сути, оголив многие районы.

Но как показывает практика, использование одной лишь силы без политического диалога не разрешает конфликт в принципе и создает предпосылки для его эскалации. Такая реакция обусловлена тем, продолжающийся кризис в Гардайе вызвал определенное брожение и в прочих берберских группах и среди представителей родственных им народов. Следует напомнить, что ранее абсолютное большинство берберских организаций как внутри Алжира, так и за его пределами солидаризировались с мозабитами. Они, в том числе и сотрудничающие с властями, резко критикуют их за «непринятие мер в вилайе, указывая, что нарастание обострения наблюдалось с начала 2013 года, и эту ситуацию заранее подготовил правящий режим». Так, ранее в Кабилии уже проходили марши солидарности с мозабитами, участники которых гневно клеймили власти за произошедшее.

Более того: в декабре 2013 – январе 2014 гг. алжирские власти не могли подавить локальные беспорядки в ряде других местностей с проживанием берберов. Показательно, что в последние месяцы именно жители берберских районов создавали особую головную боль для алжирских властей. Например, в течение нескольких дней наблюдались погромы с применением огнестрельного оружия в некоторых районах Кабилии (особенно южных), а правоохранительные органы не могли справиться с бесчинствующими бандами, которые, согласно официальной информации (например, под Константиной), насчитывали всего несколько десятков человек.

Ожесточенные межобщинные столкновения с участием рабочих, торговцев, студентов и вообще берберского населения, которые практически не освещались центральными властями, прокатились в целом ряде районов: в Тизи-Узу, вилайях Беджайя, Шлеф, Адрар (Бордж Баджи Мохтар). Серьезные трения наблюдаются и в районах проживания шауи (шавийя), которые в будущем могут привести к гораздо более серьезным столкновениям.

Фактически, о своей солидарности с мозабитами заявили и представители алжирских туарегов, чья община превышает миллион человек. Согласно их заявлениям, «то, что переживают мозабиты сегодня, имеет много общего с тем, что ранее испытали туареги».

Не случайно, что сейчас среди берберов активизируется агитация как против арабов, так и против алжирского режима в целом, «осуществлявшего угнетение берберской нации». Их агитаторы указывают, что правящий режим продолжает «целенаправленный культурный геноцид берберов, проводя арабизацию».

Также они активизируют соответствующую пропаганду через проберберские СМИ (например, газету El Watan), согласно которой власти страны в последние годы усиливают нажим на преподавание в стране берберского языка с целью ограничения его применения. По их данным, только в вилайе Алжир за период 1995 – 2006 гг. число обучающихся на нем студентов «искусственно» сократилось в несколько раз. Кроме того, за тот же временной промежуток уменьшилось количество вилай с преподаванием берберского языка. В свою очередь, Шериф Билек, заместитель директора по вопросам образования и обучения в Высшей комиссии страны по берберам отметил, что, «Несмотря на поручение Министерства образования, введение преподавания берберского языка в столичных школах все еще торпедируется».

Также берберские представители отмечают, что соответствующие программы мониторинга и организации обучения для учителей были заблокированы в 2007 году. Но далеко не всегда подобные трудности объясняются «отсутствием преподавателей» и тем более «отсутствием спроса», как это нередко пытаются объяснить власти.

Кроме того, в берберской среде активно распространяются листовки и агитационная литература «исторического характера», в которых кратко, но ёмко описывается «кризис в Гардайе» через призму ранее происходивших в Алжире с мозабитами вообще и с берберами в частности событий.

В частности, в такой «просветительской» литературе утверждается, что арабы еще в раннее средневековье «лишили их Родины». Например, заявляется, что искусственно воспроизводимая представителями арабов вражда имеет историческую подоплеку сроком в сотни лет и фиксируется с момента средневекового «нашествия Фатимидов, изгнавших берберов вообще и мозабитов в частности из плодородных земель в горы и пустыни». В них же указывается, что в начале X века мозабиты в результате разгрома своего государства (Ростемиды) «лишились своей исторической родины, находящейся в районе современного Тиарета».

И особенно активно тезис о «враждебности арабов» продуцируется применительно к периоду французской колонизации. А это дополнительно радикализирует значительную часть берберской и в том числе мозабитской общины. В данной агитационной литературе указывается, что события, схожие с происходящими в Гардайе, наблюдаются с начала 1980-х гг. практически по всей долине Мзаб. Особенно в наиболее крупных городах вилайи, таких как Гардайя, Беркане, Гуэррара и др.

Ситуация усугубляется тем, что в маликитских районах распространяется агитация иного рода, согласно которой мозабиты являются сектантами, традиционно чуждыми арабам вообще и представителям «настоящего» ислама в частности, которые, будучи «традиционно очень тесно связанными с торговцами-евреями, паразитируют в стране». Проявлением этого, согласно данной пропаганде, служит то, что они фактически подыгрывали французским колонизаторам в Национально-освободительной войне 1954 – 62 гг., занимая в ней «роль наблюдателей».

Таким образом, речь идет о целенаправленной и планомерной работе по созданию у берберов стойкого представления правящего режима как оккупационного и враждебного. При этом антиарабская пропаганда среди берберов носит разноплановый характер. Кроме «внутреннего» пользования, она нацелена и на определенные внешние силы, которые при определенных обстоятельствах могут оказать им серьезную поддержку против алжирских властей.

Характерным примером служит январский выход новой книги известного берберского писателя, видного представителя интеллигенции Али Яхья Абденнура «Берберский кризис 1949 г.», выпущенной с помощью средств зарубежной берберской эмигрантской общины. Это очень важное в плане дальнейшего подъема самосознания берберов издание, в котором он во многом выводит истоки нынешнего кризиса между властями АНДР и берберами из событий, предшествовавших началу Национально-свободительной войны алжирского народа 1954 – 62 гг.

В частности, автор книги указал, что еще в период подготовки к этому выступлению представители берберского и арабского «крыльев» не смогли найти между собой язык, что во многом и определило остроту дальнейших взаимоотношений между представителями двух общин. Это касалось прежде всего видения будущего независимого Алжира.

Также писатель указывает, что представители берберов и в первую очередь, кабилов, выступали за «Алжир для всех населяющих его народов», стремясь закрепить право на развитие собственной культуры «доисламского периода». А националисты из Фронта национального освобождения (ФНО) уже тогда фактически выступали за будущее страны, исходя из панарабской идеологии, мало учитывающей интересы этнических меньшинств.

Расхождения между представителями двух сил достигли такой остроты, что в результате боевые отряды ФНО развязали террор против представителей берберов, отказавшихся признать подобный диктат. Причем эти репрессии, включая банальные убийства «из-за угла» со стороны боевиков ФНО и родственных ему структур, приводящие порой к серьезным стычкам, продолжались и в период Войны за независимость против Франции 1954 – 62 гг., когда противникам колониализма так было необходимо единство.

Подобная пропаганда в сочетании с действиями властей уже дает свои плоды. Недаром всё чаще на берберских форумах многие их посетители предлагают представителям арабов убираться «на свою историческую Родину, в страны Аравийского полуострова».

Так или иначе, сейчас наблюдается пока еще глухое, пока еще не оформившееся как «единое» явление брожение берберских масс. И в будущем прогрессирующий раскол между арабской и берберской общинами усилится. Иными словами, сейчас берберская проблема в Алжире имеет тенденцию к «закипанию».

И подобная ситуация фактически порождена самой властью. Если бы проблема не существовала, подобные агитаторы-радикалы не могли бы прилечь к себе внимание широких масс берберского населения. Однако сами представители правящего режима делают всё в направлении эскалации ситуации, искусственно создавая «рукотворный» кризис, который в условиях неуклонного ухудшения социально-экономической ситуации в стране способен еще больше активизировать берберов и усилить их выступления, одновременно радикализировав и их методы борьбы.

52.32MB | MySQL:103 | 0,502sec