Быть ли Сомали федеративным государством?

Вопрос, вынесенный в название данной статьи, отнюдь не риторический. Его актуальность подтверждается всеми наиболее заметными внутриполитическими событиями, произошедшими в Сомали за последние полтора года, то есть после принятия новой конституции этой страны.

Напомним, что само принятие новой (временной) конституции Сомали 1 августа 2012 г. стало результатом политического компромисса между временным центральным правительством и сомалийскими региональными администрациями  того времени – правительствами Пунтленда, Гальмудуга и руководством организациии «Ахлю Сунна уаль-Джамаа» (АСУ). Оно ознаменовало завершение затянувшегося на 12 лет переходного периода по восстановлению официальной государственной власти в стране.

Согласно принятой конституции, Сомали является суверенной, демократической, федеративной республикой, основанной на принципах общенародного представительства в органах власти, многопартийности и социальной справедливости. Однако пока данное положение конституции носит лишь декларативный характер и может рассматриваться как перспективная цель развития сомалийского общества. В реальности Сомали по-прежнему остается страной, разделенной на несколько автономных и полуавтономных территорий, каждая из которых более или менее обладает определенными признаками государственности. В большей степени это относится к северным территориям Сомали — Сомалиленду и Пунтленду, в меньшей – к центральным и южным территориям, контролируемым федеральным правительством и региональными администрациями Гальмудуга, Химан и Хеб, Джубаленда, АСУ с одной стороны и воинствующей исламистской группировкой «Аш-Шабаб» с другой (см. Приложение).

За последние полтора года федеральным властям Сомали не удалось достичь каких-либо заметных успехов в деле строительства федеративного государства.  И проблема заключается не только и не столько в том, что значительная часть центральных и южных провинций страны остается под контролем исламистов, продолжающих вооруженную борьбу против официальных сомалийских властей. Главным противником появления новых субъектов федерации является, на наш взгляд, сам президент Сомали Хасан Шейх Махмуд и стоящая за ним религиозно-политическая группировка «Дам-уль-Джадид», представляющая современное реформаторское течение в исламе. Публично заявляя о своей приверженности принципам федерализма в государственном строительстве, Хасан Шейх Махмуд и его сподвижники на деле последовательно проводят курс на укрепление авторитарной президентской власти, упрочение доминирующего положения племен хавие в сомалийском обществе и негласно препятствуют созданию в Сомали новых федеральных округов. Свидетельством этому является целый ряд политических, военных и административных решений президента, таких как:

— объявление незаконным создание нового федерального округа Джубаленд, провозглашен-ного в апреле 2013 г. в Кисмайо на съезде представителей южно-сомалийских племен, и организация серии вооруженных провокаций против его администрации (позднее, в августе, под давлением Эфиопии и международного сообщества федеральное правительство все же пошло на признание властей Джубаленда в качестве временной администрации, но на определенных, выгодных для себя условиях);

— назначение главами провинций верных президенту чиновников вместо руководителей, ранее избранных местным населением (они назначались президентом якобы временно, на 6-месячный срок, однако до сих пор продолжают оставаться на своих постах);

— отказ президента подписать федеральный закон о порядке формирования региональных и районных органов власти, принятый парламентом еще в июле 2013 г. (президент в нарушение конституции потребовал от парламента пересмотреть ряд положений закона);

— затягивание процесса формирования Конституционного суда и предусмотренных конституцией независимых национальных комитетов и комиссий, в том числе комитета по федеральным округам и административным границам;

— создание в августе 2013 г. не предусмотренного конституцией нового государственного органа — Совета национальной безопасности — во главе с президентом, что позволило ему официально взять под свой контроль работу ключевых министерств;

— проведение кадровой чистки в высшем командном звене Сомалийской национальной армии (СНА) и полиции (в результате были уволены многие опытные военачальники, в том числе представлявшие племена дарод, дир и раханвейн, а на смену им пришли преимущественно представители племен хавие);

— использование частей и подразделений СНА в интересах племен хавие в межплеменных конфликтах (для захвата территорий, традиционно населенных племенами биёмаль, суррэ, джарэр-уэйнэ в провинциях Нижняя Шабелле, Хиран и Средняя Шабелле, соответственно; при этом действия СНА нередко выдаются за боевые операции против «Аш-Шабаб»);

— отказ от выполнения федеральным правительством ранее достигнутых соглашений о сотрудничестве с региональными администрациями (в результате этого в августе 2013 г. Пунтленд объявил о разрыве отношений с Могадишо, а в январе 2014 г. аналогичные решения приняли руководители АСУ и Химан и Хеб);

— наконец, отставка в декабре 2013 г. правительства Абди Фараха Ширдона, инициированная президентом в связи с попыткой премьер-министра реорганизовать свой кабинет министров и вывести из его состава наиболее одиозных представителей «Дам-уль-Джадид» (в результате смены правительства их число в новом кабмине еще более возросло).

Кроме того, в контролируемых президентской администрацией средствах массовой информации развернута кампания по дискредитации идеи федерализма как неприемлемой для Сомали модели государственного устройства. Вместо неё, как вариант, предлагается создание конфедерации, объединяющей центральные и южные регионы Сомали, Пунтленд и Сомалиленд.

Тем не менее, несмотря на противодействие центральных властей, процесс образования новых субъектов федерации в Сомали продолжается по инициативе снизу.

В январе 2014 г. завершено формирование временной администрации Джубы (Джубаленда), в состав которой входят глава администрации Ахмед «Мадобэ», два его заместителя и 10 министров, представляющие различные южно-сомалийские племена. Эта администрация, претендующая на управление провинциями Нижняя Джуба, Средняя Джуба и Гедо, получила официальное признание не только со стороны правительства Сомали, но и со стороны ООН и Африканского Союза. Своей первоочередной задачей власти Джубаленда провозгласили полное его освобождение от боевиков «Аш-Шабаб», обеспечение там общественной безопасности и решение наиболее острых социально-экономических проблем.

В Байдабо, административном центре провинции Бай, уже несколько месяцев продолжает свою работу  съезд старейшин раханвейн и других племен, населяющих междуречье Джубы и Шабелле. Целью съезда является провозглашение Юго-западного федерального округа (ЮЗФО) Сомали, в который должны войти провинции Бай, Бакол, Нижняя Шабелле, а также три провинции, числящиеся в составе Джубаленда. 25 января на съезде была принята конституция ЮЗФО, а 29 января сформирован и приведен к присяге его Совет старейшин, председателем которого избран вождь племен мирифле малак Хасан Шурэ Махмуд. Делегаты съезда осудили попытки федеральных властей организовать проведение в Байдабо альтернативного съезда, на котором планируется провозгласить образование ЮЗФО в составе лишь трех вышеуказанных провинций. Они также заявили, что не признают временную администрацию Джубы. Для установления власти будущего правительства ЮЗФО на всей его территории принято решение сформировать силы самообороны. В их состав каждый член Совета старейшин должен выделить из своего племени по 100 вооруженных ополченцев (в этом случае общая численность сил самообороны ЮЗФО превысит 5 тыс. человек).

В этих условиях многие политики и старейшины племен хавие, выступавшие ранее за восстановление в Сомали унитарного государства, вынуждены пересматривать свои позиции. Опасаясь оказаться обделенными в процессе самопровозглашения различных регионов страны федеральными округами (ФО), они провели в конце января – начале февраля серию совещаний, на которых было принято решение создать на территории провинций Мудуг, Гальгудуд, Хиран, Средняя Шабелле и Нижняя Шабелле, два или три новых ФО, администрации которых будут возглавлять представители тех или иных племен хавие (очевидно, хабар-гидир и абгаль). Один из этих ФО планируется создать путем объединения провинций Средняя и Нижняя Шабелле, другой (или два других) – путем объединения Гальмудуга с Химан и Хеб и, возможно, с Хиран. Кроме того, племена хавие намерены добиваться своего адекватного представительства в администрациях всех остальных ФО.

Таким образом,  процесс «федерализации» Сомали по клановому признаку набирает темп. Попытки центрального правительства всячески его затормозить или взять под свой контроль встречают отпор со стороны местных политиков и старейшин племен. Этот процесс отражает традиционное недоверие населения к центральному правительству и стремление элиты крупных сомалийских племен создать собственные автономии, включив в их состав как можно больше территорий. Такое стремление неизбежно ведет к конфликту интересов и создает предпосылки для очередных межплеменных столкновений. С другой стороны, дальнейшее игнорирование президентской администрацией интересов регионов в итоге может привести не к усилению центральной власти, а напротив — к нарастанию центробежных и даже сепаратистских тенденций в регионах, что в конечном счете играет на руку исламистам из «Аш-Шабаб».

Для предотвращении опасных тенденций в процессе «федерализации» Сомали важно обеспе-чить его открытость и прозрачность, активное участие в нем широких слоев общественности, справедливое представительство всех этнических групп в формируемых региональных структурах власти. Многое также будет зависеть от способности нового центрального правительства перейти от конфронтации с региональными властями к налаживанию диалога и поиску компромиссных политических решений. Вместе с тем, федеральным властям необходимо как можно скорее завершить формирование Конституционного суда и независимых национальных комитетов и комиссий, предусмотренных действующей конституцией, для урегулирования возникающих внутренних конфликтов правовым путем.

Что же касается перспективы восстановления единства Сомали путем создания конфедерации ФРС с Сомалилендом, то она пока представляется весьма призрачной, учитывая отсутствие какого-либо заметного прогресса на переговорах между Могадишо и Харгейсой.

Подытоживая всё вышесказанное, можно сделать вывод: чтобы стать настоящим федеративным государством, Сомали предстоит пройти еще долгий и сложный путь.

Приложение

1. Современное деление территории Сомали между различными региональными администрациями и военно-политическими группировками.

image001

Регионы (автономии)

Провинции

Админ. центры

Примечания

1.      Федеративная Республика Сомали (Jamhuuriyadda Federaalka ee Soomaaliya)
Территории,
подконтрольныеФедеральному
правительству (ФП) и его союзникам
Бенадир,Ср. Шабелле (юж. часть)

Н. Шабелле (сев. часть)

Хиран (сев. часть),

Бай (центр. часть),

Гальгудуд (зап. р-ны)

Гедо (сев. р-ны)

Могадишо (столица)Джоухар

Мерка

Беледуэйнэ

Байдабо

Дуса-Мареб

Гарбахарей

ФП претендует на контроль над всей территорией
бывшей СДР.
Федеральный
округ Пунтленд (Dawlad Goboleedka Puntland)
БариКаркар

Нугал

Мудуг (сев. р-ны)

Сол (вост. р-ны)

Айн (Cayn)

Санаг (вост. р-ны)

Хайлан (Haylaan)

Гвардафуй

БосасоКардо

Гароуэ (столица)

Галькайо (сев. часть)

Лас-Анод

Буходле

Бадан

Дахар

Алула

Фактически – автономия. Правительство Пунтлен-да
считает Сол  и Санаг временно оккупирован-ными Сомалилендом. В этническом
составе населения преобладают племена харти (дарод).
Автономия
Гальмудуг (Dawlad Goboleedka Galmudug)
Мудуг (юж.
часть)Хобъё

Баруако

Галькайо
(столица)Хобъё

Аф-Баруако

Планируется включить ее в состав ЦФО. Боль-шинство
населения – саад/хабар-гидир, муду-лод (хавие) и суррэ(дир).
Автономия
Химан и Хеб (Dawlad Goboleedka Ximan & Xeeb)
ХиманХеб Ададо (Cadaado) — столицаХарардере
(Xarardheere)
Официально не призна-на. Планируется вклю-чить ее в
состав ЦФО. Большинство населения –  салебан/ хабар-гидир и мудулод (хавие).
Автономия
Хатумо
Часть
пров. Сол и Айн
Талех (Taleex) Официально не призна-на. Ее территория оспа-ривается
властями Пунт-ленда и Сомалиленда. Большинство  населения – дулбахантэ
(дарод).
Федеральный
округ Джуба/Джубаленд(в
процессе создания)
Ниж. ДжубаСр. Джуба

Гедо

КисмайоБуале

Гарбахарей

Ср. Джуба и часть Гедо – под контролем «Аш-Шабаб».
Большинство населения —  племена дарод (абсамэ, садэ).
Юго-Западный
федеральный округ(в
процессе создания)
БайБакол

Ниж.
Шабелле

БайдабоХудур

Мерка

Состав ФО окончательно не определен. Лидеры племен
раханвейн, составляющих большин-ство населения, выступа-ют за включение в
состав этого ФО территории Джубаленда.
2.      Республика Сомалиленд (Jamhuuriyadda Somaliland)
Северо-западные
провинции бывшей СДР
Мародиджех(Maroodi Jeex) Харгейса
(столица)
Наиболее густонасе-ленная провинция.
Тогдер Бурао
Сахиль (Saaxil) Бербера
Габилей (Gabiley) Габилей Основной земледель-ческий район.
Сол Лас-Анод Вост. районы контроли-руются властями Хатумо.
Хауд (Hawd) Балли-Губадле(Balli Gubadle)
Сарар (Saraar) Айнабо (Caynabo)
Салал (Sаlаl) Зейла (Seylaс)
Санаг Эригабо Вост. районы контроли-руются Пунтлендом.
Дад-Марэр(Daad Madheedh) Одуэйне(Oodweyne)
Аудал Борама
Буходле (Buhoodle) Буходле Фактически контроли-руется властями Хатумо.
Бадан (Badhan) Бадан Фактически контроли-руется Пунтлендом.
3.      Исламские вилаяты Сомали (Wilaаyaadka Islaamiga)
Юго-восточный
регионЮго-западный
регион

Центральный
регион

Южный
регион

Северо-восточный
регион (Пунтленд)

Бенадир Зона диверсионных действий.
Средняя
Шабелле
Адале Джоухар контролируется ФП Сомали и АМИСОМ.
Нижняя
Шабелле
Барауэ Мерка контролируется ФП Сомали и АМИСОМ.
Бай и
Бакол
Динсор и
Худур
Байдабо контролируется ФП Сомали и АМИСОМ.
Гедо (юж.
р-ны)
Бардэрэ Северные районы — под контролем ФП, АСУ и АМИСОМ.
Хиран
(включая р-н Мустахиль в Эфиопии)
Було-Буртэ Беледуэйнэ контроли-руется ФП и АМИСОМ.
Гальгудуд
(юж. р-ны)
Эль-Бур Дуса-Мареб и западные районы контролируются АСУ и ФП
Сомали.
Мудуг Галькайо контролируе-тся властями Пунтленда и
Гальмудуга.
Ниж. и
Ср.  Джуба (включая С.-В. Кению)
Джилиб Кисмайо контролируется временной администра-цией
Джубы и АМИСОМ.
Бари Зона диверсионных действий.

2. Схема расселения основных сомалийских этнических групп и племен. 

image002

 

3. Административно-территориальное деление Сомали до 1991 года.

image003

62.9MB | MySQL:109 | 0,490sec