Форум стран – экспортеров газа: новый генеральный секретарь и перспективы организации

В ходе 15-ой министерской встречи Форума стран – экспортеров газа (ФСЭГ), состоявшейся осенью прошлого года в Тегеране новым генеральным секретарем организации избран представитель Ирана М.Х.Адели.

М.Х.Адели – экономист, дипломат и ученый, обладающий обширным опытом работы в государственном и частном секторе по таким направлениям, как энергетика, экономика, международные отношения и дипломатия.

Он занимал следующие посты: советник министра нефти по международным делам, заместитель министра иностранных дел по экономическим и энергетическим вопросам, управляющий Центрального банка, советник президента Исламской Республики Иран, посол ИРИ в Японии, Канаде и Великобритании.

М.Х.Адели принимал активное участие в реализации экономических реформ в Иране, а также выступал главным переговорщиком в таких газовых проектах, как газопровод Иран–Индия–Пакистан, газовое партнерство Иран–Европа, газопровод Иран–Армения, а также по совместным с Кувейтом и Саудовской Аравией шельфовым газовым месторождениям.

Кроме того, он являлся председателем совета директоров Национальной иранской газоэкспортной компании.

Оставив государственную службу, он основал неправительственный экспертный центр – Институт экономических и международных исследований Раванд, который с 2005 по 2013 г. являлся первым и единственным в Иране частным исследовательским центром, занимающимся вопросами экономики, энергетики, международных отношений и экологии и тесно сотрудничавшим с транснациональными нефтяными компаниями, Всемирным экономическим форумом и другими зарубежными представителями академических кругов и частного сектора.

М.Х.Адели обладает ученой степенью доктора философии (Ph.D.) по деловому администрированию Калифорнийского университета (США) и степенью доктора философии по экономике Университета Джамия (Нью-Дели, Индия).

Иранец вступил в должность генерального секретаря Форума с 1 января 2014 г. в соответствии с уставом организации, срок его полномочий составит два года.

Стоит напомнить, что до вступления М.Х.Адели в должность генеральным секретарем ФСЭГ являлся  представитель России Л.В.Бохановский, занявший пост в 2010 г. Поскольку россиянин уже дважды избирался на этот пост, то, согласно уставу Форума, его кандидатуру нельзя выдвинуть в третий раз. Однако Россия предлагала на должность генерального секретаря кандидатуру топ-менеджера «Газпрома» С.Н.Панкратова.

Примечательно, что назначение иранца не вызвало удивления у специалистов. Дело в том, что соответствующая договоренность внутри Форума уже была достигнута задолго до официального избрания М.Х.Адели. В частности, Иран поддержал переизбрание Л.В.Бохановского на второй срок после обещания Москвы, что следующим генеральным секретарем станет именно кандидат Тегерана.

Стоит отметить, что М.Х.Адели возглавил ФСЭГ в непростой для его страны период. Тем не менее новый генеральный секретарь заявил, что Иран, занимающий высокое в мире по запасам природного газа, станет ведущим поставщиком «голубого топлива».

Сегодня большое количество бизнес-делегаций Европы посещает Иран с тем, чтобы заключить двусторонние сделки в топливно-энергетической сфере. Особую активность проявляют предприниматели из Франции. Повышенный интерес к иранскому рынку вполне оправдан: инвестиционный потенциал ИРИ высок вследствие большой территории и определенного инвестиционного «голода», который вызван длительными санкциями, не позволяющими местной экономике получать доходы от кооперации с зарубежными партнерами.

К тому же в ноябре 2013 г. «шестерка» (пять постоянных членов Совета безопасности ООН и Германия) на переговорах в Женеве заключили с Ираном предварительное соглашение об ограничении его ядерной программы в обмен на частичное ослабление международных экономических санкций. Согласно договоренностям сторон, «шестерка» в течение полугода будет вести переговоры с Тегераном о всеобъемлющем соглашении по ядерной проблеме, которое может предусматривать отмену санкций.

По всей видимости, потенциальные европейские инвесторы в иранскую экономику не учли временной фактор и уже начали стараться получить свое место под солнцем Тегерана. Как представляется, нынешнее «паломничество» европейских предпринимателей в ИРИ вполне может не дать ожидаемых результатов. Причин несколько.

Во-первых, США, которые являются основными противниками того, чтобы Иран смог в полной мере реализовать свой инвестиционный потенциал, продолжают официально заявлять, что из-за действия международных санкций Иран по-прежнему закрыт для экономического сотрудничества.

Во-вторых, иранцы являются весьма прагматичными и неуступчивыми переговорщиками (автору удалось самому убедиться в этом на площадке ФСЭГ), что часто мешает поиску компромисса. Потенциальным партнерам обязательно стоит учитывать этот факт и, общаясь с Тегераном, не рассчитывать на какие-либо уступки.

В-третьих, многочисленные риски работы в Иране способны существенно понизить рентабельность планируемых проектов и вынудить инвесторов оперативно свернуть начатую деятельность.

Анализируя сложное положение Ирана, нельзя обойти стороной взаимоотношения Форума с Катаром – страной, в которой расположена штаб-квартира организации.

Беседуя с сотрудниками секретариата ФСЭГ, автор поинтересовался уровнем контактов между секретариатом и эмиратом. Удалось выяснить, что в общем и целом координация действий между сторонами соблюдается, и они находятся в полном контакте, однако иногда случаются непредвиденные обстоятельства, о которых катарцы просто-напросто не успевают вовремя информировать штаб-квартиру Форума.

Также собеседники отмечали частое столкновение в текущей работе организации с различными подводными камнями, которые содержатся в мутной воде межарабских отношений членов Форума (Ливии, Катара, Алжира, Египта).

Вообще по итогам разговоров с некоторыми сотрудниками ФСЭГ  осталось такое впечатление, что они не уверены в том, что в ближайшем будущем новому генеральному секретарю удастся добиться серьезного прогресса в развитии Форума, так как, по их мнению, политическая обстановка во многих государствах ФСЭГ до сих пор оставляет желать лучшего.

Например, политическая ситуация в Алжире напряженная, и антиправительственные действия противников А.Бутефлики усиливаются, стремительно набирая обороты.

 

Тем не менее высказывались предположения о том, что шансы нового генерального секретаря Форума проявить себя и быть переизбранным на второй срок весьма высоки, поскольку имеющийся у М.Х.Адели профессиональный опыт крайне востребован организацией.

Справедливости ради стоит отметить, что деятельность Л.В.Бохановского на посту генерального секретаря Форума была высоко оценена государствами ФСЭГ, что подспудно стимулирует нынешнего главу секретариата не ударить в грязь лицом, а, наоборот, достойно показать себя на ответственной должности. Предпосылки для этого есть.

В этом году в Тегеране запланировано проведение 3-го саммита ФСЭГ. Понятно, что основная нагрузка, связанная с подготовкой этого мероприятия, ляжет на плечи М.Х.Адели. От того, насколько качественно и профессионально он выполнит функцию организатора и координатора, будет зависеть его дальнейший имидж в лице стран-участниц.

Стоит напомнить, что проведение 1-го саммита ФСЭГ в Дохе помогло Л.В.Бохановскому сохранить кресло главы секретариата еще на один срок.

Конечно, говорить о переизбрании М.Х.Адели на второй срок еще рано, но вполне возможно, что через два года за пост руководителя секретариата развернется борьбы между Ираном и Венесуэлой и, возможно, Тринидадом и Тобаго. Слишком активно эти страны набирают «энергетические мускулы», которыми наверняка захотят поиграть и на площадке Форума.

Венесуэла уже была представлена в секретариате на достойном уровне: главой офиса предыдущего генерального секретаря долгое время являлся венесуэлец.

Переходя от перспектив расстановки сил в секретариате ФСЭГ к перспективам внешних контактов между участниками организации, стоит подчеркнуть, что иранская сторона настроена вести конструктивный диалог с Россией, выразив надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество двух стран на международных площадках, включая ФСЭГ.

В свою очередь, российская сторона также заинтересована в продолжении такого рода диалога, и в текущем году в Москве рассчитывают на существенную активизацию инвестиционного сотрудничества с Тегераном, а также на плодотворное проведение очередной встречи на высшем уровне.

Иранская сторона отмечает прозрачность проводимых в стране тендеров, а также необходимость демонстрации российскими компаниями имеющихся возможностей иранской стороне. Это во многом будет способствовал действенному и эффективному продвижению имиджа российского бизнеса среди иранской бизнес-элиты, что будет являться залогом положительного результата того или иного аукциона.

Если проведение 3-го газового саммита будет способствовать обеспечению безопасности спроса и предложения на рынке газа; привлечению внимания к экологическим преимуществам «голубого топлива» в мировой энергетике; активизации инвестиционных потоков в газовую отрасль; продемонстрирует скоординированную позицию стран-членов в глобальном энергетическом диалоге и придаст импульс стратегическому развитию Форума в будущем, то это станет несомненным достижением нового руководства секретариата ФСЭГ.

Что касается вопросов российско-иранского партнерства и перспектив его дальнейшего расширения в рамках деятельности ФСЭГ, а также тенденций развития мирового рынка энергоресурсов в контексте сегодняшней обстановки на Ближнем Востоке и Северной Африке, то, по мнению собеседников из секретариата ФСЭГ, консолидация усилий Москвы и Тегерана для стабилизации ситуации на рынке природных ресурсов является важным фактором повышения мирового уровня энергобезопасности.

Действительно, энергетический сектор в общем и газовый в частности, бесспорно, являются ключевыми отраслями экономик сырьевых государств. В этой связи действенная работа Форума может стать эффективным шагом на пути к консолидации позиции государств-поставщиков относительно вектора глобальной политики на международных газовых рынках.

Участники ФСЭГ едины во мнении, что в будущем необходимо продолжать демонстрировать мировым производителям и потребителям природного газа консолидированную позицию, что «голубое топливо», как наиболее эффективный вид сырья, может и должен стать основой для развития стран-участниц, а также служить общемировым интересам.

Тем не менее на практике все обстоит иначе: катарский сжиженный природный газ (СПГ) будет продолжать и дальше  «завоевывать» позиции на европейском рынке, понижая конкурентоспособность российского сырья. При осуществлении экспорта Доха не демпингует, но реализует СПГ на условиях как спотовых поставок, так и долгосрочных контрактов.

Автору доводилось не раз принимать участие в различных мероприятиях ФСЭГ, что позволило сделать некоторые полезные выводы.

Во-первых, часто участниками обсуждаются весьма острые и насущные проблемы газовой отрасли, но из-за внутренних противоречий тяжело достичь единого и эффективного результата. Удастся ли новому генеральному секретарю поменять ситуацию в лучшую сторону?

Во-вторых, в организации сильно соперничество трех полюсов: арабских участников, России и Ирана. Более того, год от года эта борьба за пальму первенства на международных газовых рынках все сильнее отражается на уровне топливно-энергетического сотрудничества названных стран между собой.

В-третьих, необходима серьезная поддержка высшего руководства страны, чтобы ее авторитет в рамках Форума был стоящим. Если этого лоббирования на самом высоком уровне не будет, то ждать чудес не стоит. Огромные запасы сырья еще не означают того, что страну будут уважать многочисленные мощные визави.

К началу 2014 г. в состав ФСЭГ входило 13 государств, которые имеют не только внушительные запасы природного газа, но и достаточно высокие показатели экспорта (см. таблицу).

Таблица

Страна Запасы природного газа, трлн куб. м Экспорт природного газа, млрд куб. м
Россия 32,9 200,7
Иран 33,6 8,4
Катар 25,1 124,6
ОАЭ 6,1 7,6
Венесуэла 5,6 н/д
Нигерия 5,2 27,2
Алжир 4,5 50,1
Египет 2,0 н/д
Ливия 1,5 6,5
Оман 0,9 11,2
Тринидад и Тобаго 0,4 19,1
Боливия 0,3 14,6
Экваториальная Гвинея 0,04 4,9
Всего в мире 187,3 1033,4

Запасы и экспорт природного газа стран — участниц ФСЭГ в 2012 г.

Источник: Составлено автором на основе данных BP Statistical Review of World Energy 2013.

Как видно из таблицы, по данным BP Statistical Review of World Energy 2013, запасы природного газа в Иране превышают российские. Это спорный момент, поскольку свежая статистика, как правило, немного завышена и в последующем указанные данные пересматриваются.

Тем не менее и Россия, и Иран долгие годы не дают никому усомниться в том, что именно на их территориях залегают самые большие запасы «голубого топлива».

Замыкает тройку мировых лидеров по запасам сырья небольшой по площади и населению Катар, который сегодня является одним из основных конкурентов России и Алжира на газовом рынке Европы.

Запасы остальных участников ФСЭГ заметно уступают названному трио.

Что касается экспорта, то Россия серьезно опережает остальных участников, поставляя основной объем сырья трубопроводным способом в страны дальнего зарубежья.

Обложенный санкциями Иран, несмотря на огромные запасы сырья, не способен реализовать большие его объемы на внешних рынках, что серьезно замедляет темпы роста иранского хозяйства.

В свою очередь, Катар экспортирует большое количество сырья (преимущественно морским путем с помощью специальных танкеров-газовозов), что позволяет эмирату доставлять свое сырье на различные рынки, включая Северную и Южную Америку, Европу и Азию.

Стоит выделить Алжир, который также входит в число ведущих поставщиков природного газа, поставив почти 14% сырья европейским потребителям в 2012 г. Для сравнения: в названном году Россия обеспечила около 32% рынка Европы, а Катар – 8,7%.

В 2012 г. ОАЭ вошли в Форум, поэтому монархия будет интенсифицировать нынешние объемы поставок сжиженного природного на внешние рынки (около 7,6–8 млрд куб м.) за счет строительства нового плавучего регазификационного терминала (предполагаемая мощность – около 34 млн куб м. в сутки) возле эмирата Фуджейра. В Дубае приемный терминал был введен в эксплуатацию в 2010 г.

Год от года внутреннее потребление газа в ОАЭ, как и в соседних государствах, растет, причем потребление превышает добычу: в 2012 г. страна добыла 51,7 млрд куб м., а потребила почти 63 млрд куб м. Экспортные объемы в основном идут из соседнего Катара, который поставляет в ОАЭ более 17 млрд куб м. сырья по трубе и около 1 млрд куб м. в виде СПГ.

В перспективе ФСЭГ может получить еще одного члена. По данным источников казахских источников, Астана ведет переговоры с секретариатом ФСЭГ по вопросу возможного присоединения Казахстана к Форуму (в настоящее время страна является наблюдателем), однако этот процесс затяжной и его результат будет зависеть от многих фактором, в том числе от положения дел на различных газовых рынках.

Таким образом, перспективы организации при нынешнем генеральном секретаре вполне конкретны. Прежде всего, закрепление имеющихся позиций путем проведения 3-его саммита, а также увеличения числа участников.

52.35MB | MySQL:103 | 0,473sec