Развитие ситуации в Тунисе

Единственной страной, которой удалось в продолжающейся третий год арабской смуте сохранить – пусть и относительную – стабильность, является Тунис.

Хотя убийства политиков стали шоком для тунисцев и риск покушений по-прежнему присутствует, страна после двух лет отсрочки смогла   26 января 2014 г.  проголосовать за новую конституцию. При этом 200 из 216 депутатов Национальной учредительной ассамблеи (НУА) проголосовали «за». Проведенный зондаж свидетельствует, что 63,1% тунисцев поддержали основной закон, а 28,9% выступают против.

Новая тунисская конституция содержит 1-й параграф, повторяющий старую конституцию, к которой добавлена статья, гарантирующая свободу веры и совести. Это является запретом на призыв к насилию и объявление мусульманина отступником.  В Основном законе содержится редкий для арабских стран  принцип, провозглашающий равенство мужчин и женщин и принцип равенства полов в избираемых органах власти. В конституции прописаны права граждан, включая защиту от пыток и право на честный суд. Основной закон стал компромиссом между тунисскими профсоюзами и партией «Ан-Нахда». Как заметил «Монд», «в кризисах такого рода Тунис сдал экзамен на политическую находчивость»[i]. Принятие конституции получило высокую оценку со стороны Министерства иностранных дел РФ, в пресс-релизе которого подчеркивается, что мы «считаем его важной вехой на пути реализации проводимых тунисским руководством демократических преобразований»[ii].

После долгих споров между «Ан-Нахдой» и оппозицией было сформировано правительство технократов, которое будет управлять страной до проведения новых выборов. Среди депутатов НУА за это правительство проголосовало 149 членов, а 20 против.  Опросы общественного мнения показывают, что 76,5% процентов избирателей поддерживают это правительство, в то время как 8,2% выступают против него.

Сторонники «Ан-Нахды» понимают, что в стране существует сильная оппозиция, идти на столкновение с которой правящая партия не намерена. Естественно, что Тунис обладает малочисленной и сохраняющий нейтралитет армией, которую «Ан-Нахда» и ее светские соперники не хотят вмешивать в политику.

Вместе с тем, противники режима действуют, играя на опережение. Ставя во главу угла недовольство многих подъемом цен на продовольствие, оппозиция пытается захватить административные здания, блокирует дороги и атакует здания правящей партии.

Еще дальше идут салафиты. Они организуют в стране демонстрации в поддержку требований о создании  в Тунисе халифата. Интегристы стояли и за убийством левого политика Шукри Белаида и генерального секретаря Партии за народное движение Туниса Мухаммеда Брахими. Продолжаются и выступления с оружием в руках против режима. Например, совсем недавно в районе Равад в перестрелке было убито семь салафитов.

Правительство пытается принимать меры для противодействия оппозиции. В частности, 7 января 2014 г. был принят декрет 59-2014, в соответствии с которым всякие печатные издания до их появления на публике должны посылаться в Министерство внутренних дел. Естественно публикация этого декрета вызвала недовольство оппозиционной печати.

На тяжелую внутриполитическую ситуацию накладывается кризис в экономике. В  2013 г. число безработных достигла 16,5-17%, а в период правления президента Зин аль-Абидина бен Али она не превышала 13%. В 2012 г. валовой национальный продукт вырос на 3,3%, что явно недостаточно для  решения таких проблем как безработица,  рост цен в 6,5% (а в 2014 г. рост цен составит 6,1% в январе-феврале 2014), бюджетный дефицит и разный уровень развития  различных регионов. На 2014 г. ожидается прирост валового внутреннего продукта (ВВП)  4,6%, что тоже будет недостаточно. В целом, тунисцы живут в условиях, когда уровень жизни значительно упал, безопасность ушла в прошлое и люди не могут с уверенностью смотреть в будущее. Опросы общественного мнения показывают, что 60% населения считают, что власть утрачивает позиции, а 80% опрошенных полагают, что власть стала более коррумпированной.  Для ситуации в экономике имеет определенное значение  постепенное возвращение туризма, производящего 7% тунисского ВВП и создающего 400 тыс. рабочих мест. Но туризм  рухнул после арабской смуты, и в 2011 г. страна приняла меньше на 30% туристов, чем в 2010 г. В довершение десятки европейских компаний покинули Тунис  из-за  продолжающейся здесь нестабильностью  и в связи с поразившим страны Европейского союза кризисом.

Тунис не является объектом внешнего вмешательства. Но на границах сохраняется напряженное положение, поскольку, особенно в Сахаре, тунисские салафиты получают поддержку из-за рубежа. Существует прямая связь «Ансар аш-шариа» в Тунисе с  «Аль-Каидой в странах исламского Магриба» и  «Ансар аш-шариа» в Алжире. Власти занимаются противодействием терроризму. На настоящий момент налажено сотрудничество с АНДР. Сложнее дело обстоит с Ливией, откуда террористам поступает необходимая помощь.

В складывающейся ситуации 35% опрошенных сожалеют об отставке З.А. бен Али. Согласно их заявлениям, эти люди предпочитают жить при диктатуре, обеспечивающий стабильность и борьбу с безработицей.

Нынешняя политическая ситуация в Тунисе складывается со значительной долей неопределенности. Для большинства тунисцев существование стало хуже. На противоречия, порожденные свертыванием производства, накладывается вражда между старшими поколениями, ориентированными на западные ценности, и молодежью, для которой существующий порядок представляется несправедливым. В целом же, Тунис стоит перед выбором: либо пришедшее правительство примет меры для выправления социально-экономической ситуации, либо – рано или поздно – перевес склониться на одну из сторон и она придет к власти.
[i] Le Monde, 10.01.2014.

[ii] МИД: Россия приветствует принятие новой конституции Туниса. // РИА Новости, 29.04.2014 – на: kak-spasti-mir.ru/arabskaya-vesna-situaciya-v-tunise

52.26MB | MySQL:103 | 0,608sec