К вопросу о назначении нового посла России в Катаре

Спустя два года Москва вновь назначила чрезвычайного и полномочного посла в Государство Катар. Им стал кадровый дипломат Н.М.Холов, который в конце января в Дохе встретился с эмиром Катара Тамимом Аль Тани для вручения верительной грамоты.

Вступивший в должность российский посол является старшим сыном бывшего Председателя Верховного Совета Таджикистана М.Х.Холова. С 1975 г. Н.М.Холов работает в структурах МИД СССР, а после и МИД России.

Он состоял на различных дипломатических должностях в Йемене, Сирии, Ираке, Египте и центральном аппарате МИД России. В 2001–2005 гг. являлся генеральным консулом России в Александрии, а до назначения послом в Катар работал в Департаменте по работе с соотечественниками  МИД России.

Стоит напомнить, что с весны прошлого года ходили слухи о том, что Россия собирается восстановить пониженный уровень дипломатических отношений с Катаром, направив в Доху своего посла. Однако в марте 2013 г. МИД России не подтверждал эту информацию.

В ноябре минувшего года президент России В.В. Путин подписал указ о назначении Н.М.Холова, а в декабре автору удалось переговорить с представителями посольства Катара в России, которые заявили, что документы российского кандидата направлены в Катар для получения согласия местной стороны (агреман).

Таким образом, вполне можно говорить о том, что уровень дипломатических отношений между Москвой и Дохой, который был понижен в ноябре 2011 г. после инцидента в катарской аэропорту с главой российской дипломатической миссии в эмирате В.Е.Титоренко, восстановлен.

У скептиков на этот счет возникнут вполне обоснованные вопросы, главным из которых станет следующий: почему Россия, не получив официальных извинений от Катара за избиение российского посла, простила Дохе этот демарш и вновь готова налаживать тесные политические связи с эмиратом.

Ответом на этот вопрос, как представляется, могут послужить некоторые рассуждения.

Во-первых, с августа прошлого года в эмирате произошла смена власти: прежний эмир Хамад Аль Тани добровольно передал бразды правления в руки своему сыну Тамиму Аль Тани, который, как показали полгода его правления, является более сдержанным и, если хотите, «спокойным» политиком. Он даже направил Дамаску предложение о восстановлении дипломатических отношений, разорванных в 2011 г. по инициативе Дохи.

Во-вторых, эмоции в большой политике и дипломатии часто мешают выстраиванию конструктивного и эффективного диалога между государствами. Причем страдают не только политические, но и экономические отношения. В начале прошлого года российскому «Газпрому» после длительных проволочек, вызванных вполне понятным напряжением между Москвой и Дохой, все-таки удалось официально открыть офис в Катаре.

Примечательно, что «Газпром» стал единственной компанией нашего государства, которая на сегодняшний день имеет свое представительство на территории эмирата.

Кроме того, по сообщению достоверных источников из Минэнерго России, «Газпрому» удается решать ряд важных задач, но не применительно к Катару, а касательно региона в целом. Так почему бы не интенсифицировать собственно катарский вектор, особенно в преддверии снятия моратория на дальнейшую разработку крупнейшего в эмирате газоконденсатного месторождения «Северное», который, по предварительным данным, власти монархии планируют снять к 2015 г.

Как известно, для налаживания действенных экономических контактов необходима серьезная государственная поддержка в лице политических и дипломатических структур. В этой связи полное восстановление дипломатических отношений между Россией и Катаром и возвращение в Доху российского посла, вполне способно повысить авторитет и шансы «Газпрома» (равно как и других российских компаний, которые планируют выйти на катарский рынок) в лице арабских шейхов.

В-третьих, в 2003 году в столице Катара российскими спецслужбами был убит З.А.Яндарбиев, который в 1996–1997 гг. исполнял обязанности президента самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия. Однако мало кто помнит, что катарской стороне удалось арестовать двух российских участников спецоперации.

Поскольку З.А.Яндарбиев являлся гостем катарского эмира и находился в стране вполне легально, арестованные граждане России вполне могли понести суровое наказание (вплоть до смертной казни)  за убийство, согласно катарскому законодательству.

Тем не менее монархия не стала применять к российским гражданам высшую меру наказания, они были приговорены к пожизненному заключению, а затем, Катар, по просьбе российской стороны,  выдал их Москве, не получив ничего взамен ни на политическом, ни на экономическом треке.

Возвращаясь в нынешние реалии, стоит подчеркнуть, что Катар до сих не только не является зависимым в чем бы то ни было от России, но и, наоборот, в некоторых областях составляет Москве жесткую конкуренцию.

В частности, это касается экспортной политики в сфере газа. Катарский сжиженный природный газ все сильнее наводняет европейский рынок, что негативно воспринимается российскими газовиками.

Таким образом, факт назначения нового посла России в Катаре не стоит воспринимать как слабость или уступку Москвы, поскольку на политической арене нет места эмоциям и различным спекуляциям на этот счет, но всегда хватает пространства для прагматических и дальновидных решений.

52.17MB | MySQL:103 | 0,559sec