Ситуация в Ливии: январь 2014 г.

Главные события января в Ливии развертывались вокруг нефти – главного богатства страны, получать доходы от экспорта которой захотели все, кому не лень, причем ничего не делая для ее добычи.

2 января представитель Национальной нефтяной компании (NOC) заявил, что добыча нефти на месторождении Аль-Харара на юге страны, прерванная еще 28 октября прошлого года из-за протестной акции местного населения, будет возобновлена через два – три дня. До начала акции на этом месторождении добывалось 330 тысяч баррелей нефти в сутки.

Жители близлежащего городка Убари захватили месторождение в знак протеста против их маргинализации. Среди их требований – более справедливое распределение доходов от экспорта нефти, создание городских органов самоуправления (мэрия), использование берберского языка на автомобильных номерах.

Как заявил представитель NOC Мохаммед аль-Харейри, «правительственной комиссии удалось убедить участников акции освободить месторождение». Со своей стороны представитель Министерства обороны Ливии подполковник Абдерраззак Хейбахи заявил, что «правительственная комиссия во главе с министром обороны достигла соглашения о прекращении акции протеста». По его словам, участники акции согласились приостановить ее на две недели с тем, чтобы дать время правительству удовлетворить их требования.

На месторождении Аль-Харара работает СП Akakus, в капитале которого участвуют NOC, испанская Repsol, французская Total и австрийская OMV.

К началу января ряд протестных движений фактически блокировал нефтедобычу в Ливии, объем которой упал с 1,5 млн баррелей в сутки до 250 тысяч. В результате, по данным Министерства энергетики, страна потеряла 9 млрд долларов. Комплекс Аль-Харара в итоге заработал 5 января с первоначальным объемом добычи 60 тысяч баррелей в сутки.

6 января катера ВМС Ливии воспрепятствовали двум танкерам войти в порт Ас-Седра, блокированный уже в течение нескольких месяцев бывшими его охранниками, конфликтующими с ливийскими властями по поводу распределения доходов от экспорта нефти и предоставления автономии Киренаике.

8 января сторонники федеративного устройства Ливии, которые к тому времени уже несколько месяцев блокировали работу объектов нефтедобычи и нефтеэкспорта на востоке страны, объявили о намерении в дальнейшем самим продавать углеводороды, исключив тем самым участие в этом процессе государства. С соответствующим заявлением выступил председатель «Исполнительного бюро» Киренаики Абд Рабу аль-Барасси. Немедленно последовала реакция от премьера Али Зейдана, который назвал это заявление «покушением на национальный суверенитет». Он предупредил, что «любая страна, компания, группа или банда, которая попытается направить танкер в ливийские порты без предварительного согласия NOC, столкнется с соответствующим противодействием» вплоть до «затопления» судов. Он же категорически отказался от каких-либо переговоров с автономистами. Ранее А.Зейдан неоднократно угрожал применить силу для разблокирования портов в Киренаике, однако эти угрозы ни разу не были реализованы.

15 января заместитель министра нефти и газа Омар Шакмак сообщил, что в 2013 г. Ливия получила в виде доходов от экспорта углеводородов 40 млрд долларов, что на 10 млрд меньше планировавшегося показателя. Этот недобор был вызван протестными движениями, блокировавшими работу на ряде объектов по добыче и транспортировке углеводородов. Если в первом полугодии Ливия получила 27 млрд долларов, то во втором всего 13.

2 января на пляже близ ливийского города Меллита были обнаружены тела британца и новозеландки со следами пулевых ранений. Оба они работали на местном газовом комплексе, который снабжает Италию природным газом по газопроводу Greenstream.

В январе продолжилась бесконечная череда убийств представителей ливийских силовых структур и власти. 6 января в Бенгази один офицер судебной полиции был убит, второй получил тяжелые ранения в результате подрыва взрывного устройства на посту охраны суда первой инстанции в центре города.

11 января неизвестные расстреляли заместителя министра промышленности Ливии Хасана ад-Друи в его родном городе Сирт. Х.ад-Друи стал первым членом правительства, убитым со времени падения режима Каддафи в октябре 2011 г. РанееХ.а-Друи был членом Переходного национального совета (ПНС) — политического органа восстания, приведшего к свержению прежнего режима. На пост заместителя министра он был назначен еще в правительстве Абдеррахима аль-Киба. В кабинете Али Зейдана он сохранил этот пост.

23 января ВНК признал, что в 2013 г. жертвами насилия в Ливии стали 643 человека. Комиссия по внутренним делам ВНК констатировала, что в 2013 г. «преступление стало профессией и источником доходов в отсутствие эффективной полиции, хотя в ее рядах формально насчитывается 250 тысяч человек».

29 января чудом избежал гибели исполняющий обязанности главы МВД Седдик Абделькерим. Неизвестные обстреляли его машину в самом центре Триполи.

Давно зревший в Ливии кризис власти привел к тому, что 7 января Всеобщий национальный конгресс (ВНК – парламент) рассмотрел вопрос о вынесении вотума недоверия правительству Али Зейдана. Инициаторами этой инициативы были 72 депутата, главным образом – из числа исламистов. Правительство обвиняется, в частности, в неспособности решить проблему безопасности в стране, а также проблему блокирования работы нефтедобывающей отрасли. Заседание ВНК завершилось без принятия каких-либо конкретных решений, поскольку сторонники отставки кабинета не смогли набрать требуемые 120 голосов. Тем не менее А.Зейдан уже 8 января объявил о намерении в двухнедельный срок провести «значительные» перестановки в правительстве. По его словам, в частности, будет назначен глава МВД (это место оставалось вакантным с августа 2013 г.), своих постов лишатся другие министры, пожелавшие покинуть правительство.

21 января исламистская Партия справедливости и созидания (ПСС) объявила, что ее министры выходят из правительства А.Зейдана. При этом утверждалось, что правительство Ливии «неспособно вывести страну из кризиса». В кабинете А.Зейдана исламисты имели 5 из 32-х портфелей. Тем не менее А.Зейдан, опиравшийся на либералов, отказался уходить в отставку, обвинив «Братьев-мусульман» в попытке дестабилизировать правительство. 22 января он заявил, что готов уйти со своего поста только в случае, если ВНК достигнет консенсуса относительно его преемника.

8 января «Вашингтон пост» сообщила, что американские власти подозревают одного из бывших узников Гуантанамо в причастности к атаке на консульство США в Бенгази в сентябре 2012 г., в результате которой погибли четверо американцев, в том числе посол. По данным газеты, нападение было организовано джихадистской группировкой «Ансар аш-шариа» во главе с Абу Софьяном бен Куму. Она же сообщила о намерении американских властей внести три ветви «Ансар аш-шариа», базирующиеся в городах Дерна, Бенгази и Тунис, в «черный» список террористических организаций, равно как их главарей – в список преследуемых американскими властями террористов. По имеющимся данным, подобные решения Вашингтона связаны с полученными американцами данными свидетельских показаний, согласно которым бойцы Абу Софьяна бен Куму проделали достаточно сложный путь, чтобы в итоге к 11 сентября 2012 г. перебраться из Дерны в Бенгази.

По данным «Вашингтон пост», основанным на сообщения с сайта «Викиликс», 54-летний ливиец А.С.бен Куму во времена Каддафи провел 10 лет  в тюрьме. После освобождения перебрался сначала в Египет, затем – в Афганистан, где прошел подготовку в лагерях «Аль-Каиды». После американского вторжения в Афганистан в 2001 г. успел повоевать против них, а затем перебрался в Пакистан. Там был арестован местными властями и выдан американцам, после чего провел определенное время в Гуантанамо. В 2007 г. американские власти выдали его Ливии, год спустя он был освобожден.

10 января США внесли «Ансар аш-шариа» в «черный» список террористических организаций, равно как и ее «дочерние» структуры в ливийском городе Дерна и в Тунисе. Последняя, в частности, как утверждалось в коммюнике госдепа, «идеологически близка к «Аль-Каиде», связана с ее подразделениями, такими как «Аль-Каида в странах исламского Магриба», и представляет собой самую большую угрозу интересам США в Тунисе».

11 января стало известно, что по меньшей мере 27 человек погибли, 72 получили ранения в результате межплеменных столкновений в районе г.Себха на юге Ливии. Там возник очередной очаг напряженности между племенами тубу (темнокожие) и авляд слиман (арабы) — самый масштабный после заключения соглашения о прекращении огня в марте 2012г.

Со времени падения режима Каддафи межплеменные столкновения то и дело вспыхивают на западе и юге Ливии. Их причины связаны либо с историческими противоречиями, либо с борьбой за право контроля за потоками контрабанды.

Чтобы погасить очаг напряженности, в Себху были введены армейские подразделения. 18 января ВНК ввел там режим чрезвычайного положения, но эта мера не повлекла за собой каких-то заметных решительных действий. В тот же день некая вооруженная группа, якобы составленная из сторонников прежнего режима, установила контроль над местной авиабазой. К вечеру того же дня представитель Минобороны Ливии отрапортовал, что военные восстановили контроль над базой. Одновременно в ряде городов на западе страны прошли демонстрации сторонников Каддафи.

Несмотря на принятые меры, уже 23 января стало известно, что в результате новых столкновений в Себхе погибли 5 человек, до 40 получили ранения. Власти тут же обвинили сторонников Каддафи в том, что именно они спровоцировали новые столкновения.

К 25 января число убитых в районе Себхи, по данным медицинских источников, достигло 88 человек. К этому времени отряды сторонников Каддафи вновь установили контроль над авиабазой Таменхант. По данным Минздрава Ливии, всего за две недели столкновений на юге и западе страны погибли по меньшей мере 154 человека, почти 500 получили ранения.

28 января в районе Себхи вновь вспыхнули столкновения. На сей раз власти были категоричны, указав, что в роли противоборстовавших сторон выступали правительственные силы и сторонники Каддафи.

29 января правительственные силы вновь восстановили контроль над авиабазой Таменхант.

21 января стало известно, что в столкновениях на западной окраине Триполи между бывшими повстанцами и вооруженной группой сторонников Каддафи погибли по меньшей мере 5 человек, свыше 20 получили ранения.

21 января правозащитная организация «Хьюман Райтс Уотч» опубликовала ежегодный доклад, в котором констатировала, что за два года, прошедшие со времени свержения режима Каддафи, Ливия не достигла прогресса в решении проблемы соблюдения прав человека. Общая ситуация в стране оценивалась как «анархия», и с этой оценкой можно только согласиться.

В целом, события близ Себхи стали новым подтверждением того, что сторонники Каддафи консолидируют свои силы. Это была их первая заметная попытка продемонстрировать свои возможности, и явно не последняя. В этих условиях нельзя исключать, что либералы, оказавшиеся неспособными навести порядок в стране, уступят свое место во власти исламистам.

52.23MB | MySQL:103 | 0,533sec