Французкие компании возвращаются в Иран

Ослабление экономических санкций, наложенных ранее на Иран, уже привели к очередному витку подковерной пока борьбы между американскими и французскими фирмами за право быстрейшего возвращения на иранский рынок. Накануне визита большой делегации французских деловых кругов в Тегеран 30 января с.г. группа топ-менеджеров  Renault встречалась в американском посольстве в Париже с главой отдела санкций Департамента Государственного Бюро США по экономическим и торговым вопросам П.Харелом. В рамках встречи последний официально разъяснил положения распоряжения Казначейства США от 20 января с.г. в отношении частичной отмены санкций. Эксперты отметили, что положения этого распоряжения значительно более «консервативны», чем аналогичное указание французского Министерства финансов, фактически предоставляющее право отечественным компаниям на полномасштабное возвращение на иранский рынок. Очевидно, что Париж тем самым явно старается опередить своих американских конкурентов. В частности, в случае с Renault и Peugeot, имеющими устойчивые контакты с иранскими бизнесменами, речь идет о жесткой конкуренции с американской General Motors, которой формально еще запрещено Вашингтоном возвращаться в Иран. Предпринятые в этой связи попытки П.Харела надавить на французских бизнесменов и остудить их активность путем зачитывания им деклараций Казначейства США успеха не принесли. Представители деловых кругов Франции явно ощущают за своей спиной поддержку Елисейского дворца, хозяин которого Франсуа Оланд в конце прошлого и начале нынешнего года прилагает колоссальные усилия по лоббированию интересов французского бизнеса в регионе Ближнего и Среднего Востока. Интерес его в данном случае вполне объясним: с учетом серьезной экономической ситуации в родном государстве перспектива активизации отечественного бизнеса является реальным и практически единственным вариантом поднять свой довольно низкий электоральный рейтинг. Фактический провал попытки выйти на саудовский рынок с целым рядом очень серьезных контрактов в области, прежде всего, строительства транспортной инфраструктуры и логистики в конце прошлого года вынуждает Париж искать новые рынки сбыта, а Иран, в данном случае, является одним из реально оптимальных шансов для этого. Таким образом, Эр-Рияд, проводя свои маневры по отходу от «американской орбиты влияния» и «подманивая» в этой связи Париж, перестарался и запутался в своих собственных стратегиях и тактиках, что, в конечном счете, сыграло на руку Тегерану. Учитываем здесь же и «происки» самих американцев, которые сделали все возможное через принца Найефа, чтобы французский президент вернулся из своего предновогоднего турне в Эр-Рияд с пустыми руками. Это было очень болезненное поражение для главного оппонента американской администрации в настоящее время, руководителя саудовской разведки — принца Бандара.  В начале февраля с.г. французская делегация, включающая в себя, в том числе, топ-менеджеров семи французских автомобильных фирм, уже посетила Тегеран и провела очень обнадеживающие консультации со своими иранскими партнерами. Отметим, что в делегации присутствовали и руководители двух фирм Continental, Fillon Technologies, Berto и Michelin, на чью продукцию режим санкций до сих пор не снят. Возглавлял делегацию бывший руководитель по продажам концерна Renault, а в настоящее время глава Comite’ Francais de l’Automobile — П.Блан. По его оценке, иранский автомобильный рынок представляет, учитывая долгие и плодотворные связи, одну из ключевых позиций в этой области. В делегации присутствовали также два исполнительных директора двух авиационных концернов Airbus (Б.де Фонвиль) и EADS (Т.Каржиль), являющиеся давними партнерами и поставщиками иранской авиакомпании Mahan Air. Последняя, кстати, не без помощи своих французских партнеров зарегистрировалась в Париже, что помогло ей в свое время выйти из-под режима наложенных санкций. Это сыграло на руку французским компаниям, которые не останавливали поставку иранским потребителям запчастей и оборудования. Такие операции шли как неофициальными путями через фирмы-однодневки, так и в ряде случае в виде прямой помощи. При этом во главу угла ставился престиж и авторитет того же Airbus. Логика была очень проста: остановка поставок может привести к серьезным проблемам в сфере авиационной безопасности и даже к катастрофам. В сущности, и в данном случае американцы действовали ровно по той же схеме. Концерн Boeing  фактически не прекращал  поставки запчастей и оборудования государственной иранской авиакомпании Iran Air, чей авиапарк состоит из самолетов исключительно этой марки. При этом вновь возникла тема «авиационной безопасности», и Вашингтон официально разрешил продолжить контакты с иранскими партнерами, но, в то же время, стараясь жестко прессинговать конкурентов.  Собственно, мало кто сейчас сомневается в том, что иранцы начнут активно привлекать на свой рынок европейские компании в первую очередь. По данным ряда экспертов, даже в период экономического эмбарго целый ряд европейских фирм продолжал опосредованно через китайских и индийских партнеров сотрудничать с иранцами в сфере продажи технологий и углеводородов. В последнем случае это было, конечно, очень затруднительно в силу блокирования Тегерана в мировой финансовой системе, что объективно затрудняло проведение взаиморасчетов. И ослабление санкций, несомненно, придаст этому направлению мощный импульс. Роль Парижа, в данном случае, не ограничивается только лишь контактами по линии прямых торговых связей. Это и посреднические услуги в восстановлении в полном объеме присутствия иранского капитала в банках ОАЭ, в чем заинтересованы сейчас как иранцы, так и сами эмиратовцы.

52.18MB | MySQL:103 | 0,582sec