Военно-политическая обстановка в Ираке (февраль 2014 года)

В феврале 2014 года военно-политическая обстановка в Ираке стала еще более сложной и нестабильной. В значительной степени это связано с продолжающимся вооруженным противостоянием в западной провинции Анбар между правительственными силами и экстремистской группировкой «Исламское государство в Ираке и Леванте» (ИГИЛ), а также другими суннитскими экстремистскими группировками. Также происходит поступательное расширение зоны вооруженной и террористической активности экстремистов на провинции в центральной и северной части Ирака. Серьезные разногласия по многим вопросам внутренней и внешней политики сохраняются между правительством во главе с Н.аль-Малики, и оппозиционными силами. В минувшем месяце значительно осложнились отношения между центральным правительством в Багдаде и властями курдской автономии, главным образом по вопросам экспорта нефти, добываемой в курдском регионе, и финансирования автономии из центрального бюджета. В феврале заметно активизировались внешнеполитические контакты иракского правительства с различными государствами, в том числе Россией, Китаем и Ираном.

Правительство Ирака не в состоянии в полной мере контролировать обстановку в целом ряде районов республики. Многие иракские и зарубежные эксперты скептически относятся к возможности скорой нормализации ситуации как на западе Ирака, так и в других провинциях страны.

Ситуация в сфере безопасности в Ираке в феврале 2014 года стала еще более напряженной и нестабильной, близкой к критической. Теракты и вооруженные нападения происходят в стране практически ежедневно. «Причем тема противостояния шиитов и суннитов отошла на второй план», в наступление перешли радикальные исламисты, которые пытаются создать на территории Ирака свои государственные образования. В то же время проводимые иракской армией и силами безопасности с декабря 2013 года крупные контртеррористические операции нужного эффекта пока не дают.

Продолжающееся ухудшение положения дел в сфере безопасности в значительной степени является результатом не прекращающегося массированного негативного воздействия на обстановку в Ираке гражданской войны в соседней Сирии.

Крупные теракты и вооруженные нападения с многочисленными человеческими жертвами были совершены в различных районах Ирака 3, 5, 6, 11, 17, 18, 20 и 27 февраля.

На высоком уровне сохраняется число жертв насилия в Ираке. Так, по информации иракских официальных структур, в феврале в стране от различных видов вооруженного насилия погибли 744 человека (в январе – 1019 человек). Ранения получил 1381 человек. При этом наибольшее число жертв по-прежнему приходится на провинцию Анбар, где в минувшем месяце погибли 298 человек. Далее следуют Багдад – 239 человек и провинция Салах-эд-Дин – 121 человек.

Наиболее высокий уровень насилия отмечен в шести западных, центральных и северных провинциях – Анбар, Багдад, Салах-эд-Дин, Ат-Таамим (Киркук), Дияла и Найнава. Здесь теракты, вооруженные нападения и другие насильственные действия были совершены в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Киркук, Мосул, Туз-Хурмату, Баакуба, Эль-Фаллуджа, Тикрит, Самарра, Эль-Мукдадия, Рамади, Эс-Саадийя, Бухриз, Карма, Балад, Джурф эс-Сакр, Эль-Мусаийб, Эль-Хаббания, Эль-Кайяра, Сальман-Пак, Сулейман Бег, Хамам эль-Алиль, Таза, Айн-Джахаш, Ширкат, Эс-Сайяния, Эль-Махмудия, Эт-Таджи, Умм эр-Рабиа, Байджи и в ряде других мест.

В минувшем месяце в Багдаде и прилагающих к столице районах вновь было совершено большое число терактов и вооруженных нападений, приведших к многочисленным человеческим жертвам. Наиболее крупные теракты в столичном регионе имели место 3, 5, 6, 14, 18 и 27 февраля. Обстрелам подвергалась «зеленая зона» в центре Багдада, где расположены основные правительственные учреждения и многие иностранные дипломатические миссии. Отметим, что в прошедшем месяце теракты и другие насильственные действия в Багдаде имели место преимущественно шиитских районах города.

Нестабильная, с элементами напряженности ситуация сохраняется в крупнейшем городе иракского севера – Мосуле и его окрестностях, а также в большинстве районов провинции Найнава. В регионе регулярно проводятся антитеррористические операции.

Террористы и боевики продолжают активно действовать в Киркуке и провинции Ат-Таамим на севере страны. По информации командования курдских вооруженных сил «пешмерга», в последнее время в Киркуке резко увеличилось число боевиков ИГИЛ. Также сообщается, что боевики этой группировки устанавливают мины на дорогах, ведущих к Киркуку. Для защиты местного населения от боевиков по указанию руководства курдской автономии в район Киркука дополнительно переброшено примерно 3000 военнослужащих «пешмерга».

Напряженностью продолжается характеризоваться ситуация в северо-восточной провинции Дияла, где в минувшем месяце вновь произошло большое число терактов и вооруженных нападений.

Усилилась напряженность в центральной провинции Салах-эд-Дин. Серии террористических нападений подвергся административный центр региона город Тикрит. В связи с ухудшением ситуации в сфере безопасности с 22 февраля и «до особого распоряжения» в Тикрите введен комендантский час. Запрет распространяется на все перемещения гражданских лиц и автотранспорта без соответствующего разрешения местных властей. Ранее, 13 февраля исламистские боевики захватили центральную часть и ряд окраин города Сулейман-Бек, а также несколько близлежащих деревень. Попытки правительственных войск полностью очистить город от бандформирований успеха пока не имеют.

Главным же источником напряженности и нестабильности в Ираке остается западная провинция Анбар, где продолжается вооруженное противостояние правительственной армии, сил безопасности, ополченцев из формирований «сахва» и отрядов самообороны местных суннитских племен с боевиками ИГИЛ, других экстремистских группировок, а также поддерживающих их отрядов некоторых суннитских племен. Многие эксперты, называют ситуацию в Анбаре «хаотической». Военные операции в провинции стали тяжелым бременем для иракской казны: их ежедневная стоимость составляет порядка 7 миллионов долларов.

Командование иракской армии регулярно перебрасывает в провинцию дополнительные подкрепления. По информации СМИ, по состоянию на середину февраля в составе оперативного командования «Анбар» действовали части из пяти армейских дивизий, две бригады федеральной полиции (аналог внутренних войск), шесть полицейских батальонов, части спецназа и другие формирования Министерства обороны и МВД. По распоряжению премьер-министра Ирака Н.аль-Малики часть вооруженных формирований лояльных правительству местных суннитских племен включают в состав армейских и полицейских структур. Н.аль-Малики сообщил, что власти выделят 83 млн долларов на обучение и военную подготовку ополчения, которое совместно с силами безопасности ведет борьбу с боевиками ИГИЛ на западе страны.

В феврале правительственные войска проводили в провинции Анбар многочисленные войсковые операции против сил боевиков, которые пока не привели к значительному улучшению ситуации в регионе. Одновременно командование стремится не допустить перемещения боевиков в соседние с Анбаром провинции.

В руках экстремистов по-прежнему остаются город Эль-Фаллуджа и часть города Рамади, а также некоторые районы провинции, особенно прилегающие к границе с Сирией. Армия продолжает блокировать Эль-Фаллуджу, однако эта блокада не является плотной и противник продолжает получать оружия и подкрепления. Город регулярно подвергается артиллерийским обстрелам и ударам авиации. Предпринимавшиеся в феврале военными попытки отбить у экстремистов отдельные районы Эль-Фаллуджи успеха не имели. Вокруг города правительственные войска начали возводить земляные насыпи для блокирования путей подъезда. Такие же насыпи возводятся и вокруг Рамади.

15 февраля Н.аль-Малики посетил административный центр провинции город Рамади, где заявил: «Мы прибыли (в Анбар-авт.), чтобы поддержать наш народ и племена, проживающие в этой провинции». В Рамади премьер-министр провел встречи с главами местного самоуправления и лидерами племен.

Губернатор провинции Анбар А.ад-Дулейми выступил 9 февраля с заявлением к боевикам ИГИЛ, в котором обещал амнистию тем, кто сложит оружие в течение недели. Боевики это обращение проигнорировали. 22 февраля иракское командование объявило о простановке на 72 часа военных операций в районе Эль-Фаллуджи для того, чтобы можно было начать мирные переговоры. Однако и эта инициатива была отвергнута радикальными исламистами.

Сообщается, что ИГИЛ начало выпуск собственной валюты для «государства Анбар».

Гуманитарная ситуация в регионе ухудшается. По состоянию на конец февраля провинцию Анбар покинули свыше 370 тыс. человек. Иракское правительство выделяет средства для оказания помощи гражданам, пострадавшим от насилия в Анбаре. Так, в минувшем месяце Министерство по перемещению и миграции начало распределение первой финансовой помощи для перемещенных семей за пределами провинции Анбар из расчета 300 тыс. динаров на семью (около 270 долларов США).

Оппозиционные суннитские политики и религиозные деятели жестко критикуют действия властей в Анбаре, требуют, в частности, прекратить артиллерийские обстрелы и авиационные налеты на Эль-Фаллуджу и контролируемые боевиками ИГИЛ районы Рамади. В самом городе прошли массовые демонстрации населения, которое потребовало прекращения «беспорядочных обстрелов». Суннитский Великий муфтий Ирака шейх Р.ар-Рифаи назвал действия правительства в провинции Анбар «бессистемными», а развитие ситуации в регионе – «геноцидом». По словам ар-Рифаи, власти в Анбаре «не способны вести диалог» с местным населением, и «знают лишь как убивать, притеснять и смещать».

4 февраля оппозиционная суннитская фракция «Аль-Муттахидун», возглавляемая спикером парламента У.ан-Нуджаифи, пригрозила не участвовать в заседаниях Совета представителей до тех пор, пока не будет созвана чрезвычайная сессия парламента «для обсуждения и урегулирования кризиса в Анбаре».

Совет населенной преимущественно шиитами провинции Бабиль, расположенн6ой восточнее Анбара, потребовал от правительства срочно предоставить вертолеты и дополнительные финансовые средства для борьбы с боевиками ИГИЛ, проникающими из соседнего региона. Власти Бабиля приняли решение о введении в провинции особого контртеррористического режима. Здесь создаются отряды быстрого реагирования, которые будут отвечать за патрулирование наиболее опасных районов. В их состав и планируется включить боевые вертолеты. Численность военной группировки на севере провинции будет увеличена. Власти Бабиля также намерены построить систему инженерных сооружений (рвы, бетонные стены и сторожевые башни), которые будут отделять регион от провинции Анбар. Одновременно будут подвергнуты зачистке все пустующие земли и ирригационные каналы, в которых регулярно скрываются боевики.

Напряженная обстановка на иракско-сирийской границе напрямую связана с общей ситуацией в провинции Анбар и соседней с ней провинции Найнава. Очень многие приграничные районы контролируются различными экстремистскими группировками, действующими по обе стороны границы. Здесь регулярно происходят вооруженные столкновения иракских пограничников с боевиками.

По информации курдских СМИ, отдельные подразделения иракской армии принимает участие в сирийской гражданской войне, помогая режиму Асада бороться против радикальных исламистских группировок. В частности, сообщается о батальоне «Аль-Зульфакар» (около 650 человек) и еще пяти иракских батальонах. Один из офицеров этого батальона заявил: «Мы здесь не для защиты режима Асада, а скорее, чтобы защитить важные религиозные места, такие как святыни шиитского духовенства и другие святые места. Мы также боремся против террористов и радикальных исламских организаций». Сообщается, что иракские подразделения воюют отдельно от сирийской правительственной армии, но координируют свои действия и обменивается информацией с ее командованием.

Сложной остается ситуация с сирийскими беженцами в Ираке. Подавляющее число беженцев из Сирии по-прежнему находятся в Иракском Курдистане.

В минувшем месяце в провинциях, входящих в состав курдской автономии, обстановка в основном оставалась стабильной.

Генерал А. Л. Заиди, командующий операционными силами федерального правительства в Киркуке, направил 9000 бойцов суннитского ополчения «сахва» на спорные с курдами территории в районе Хамрин провинции Дияла. Ранее в этот же район были переброшены дополнительные силы курдских сил «пешмерга». Причем обе стороны заявили, что эти шаги были предприняты в ответ на усиление присутствия боевиков ИГИЛ в указанном районе. Курдское командование также заявило, что «иракские войска перешли на места, которые не находятся под контролем «пешмерга», но они сообщили нам о своих передвижениях». При этом курды сотрудничают с иракской армией, создав совместный комитет, который контролирует военную деятельность в районе Хамрин.

В прошедшем месяце вооруженных столкновений между иракской правительственной армией и курдскими вооруженными силами «пешмерга» отмечено не было.

В южных провинциях страны в феврале теракты, вооруженные столкновения и другие насильственные акты имели место в городах (и прилегающих к ним районах): Хилла, Эль-Хадита и в некоторых других местах. В целом же обстановка здесь была менее напряженной, чем в других районах Ирака.

В феврале 2014 года террористы и боевики продолжали совершать в различных районах Ирака вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении иракских политических и религиозных деятелей, военнослужащих правительственной армии, полицейских и сотрудников спецслужб, особенно офицеров, а также бойцов и командиров суннитских военизированных формирований «Сахва», представителей интеллигенции, работников СМИ. В минувшем месяце дважды (10 и 24 числа) в районе Мосула были совершены покушения на спикера иракского парламента У.ан-Нуджаифи. Политик не пострадал. Отметим, что покушения на У.ан-Нуджаифи неоднократно совершались и ранее.

Многие теракты совершаются боевиками-смертниками, подрывающими автомашины, начиненные взрывчаткой, в людных местах или вблизи зданий различных государственных учреждений и общественных организаций. Целями нападений и терактов все чаще становятся рынки, кафе, футбольные матчи, мечети, транспортные средства на автодорогах. В феврале участились нападения на объекты полиции и Министерства обороны. В ряде случаев террористы и боевики действуют, переодевшись в форму иракских военнослужащих или сотрудников полиции. Оппозиция заявляет, что правительство и органы безопасности не в состоянии ограничить нападения террористов на министерства и другие государственные ведомства.

В феврале иракское правительство объявило, что будет выплачивать сумму, эквивалентную 17,2 тыс. долларов США за каждого убитого боевика ИГИЛ или «Аль-Каиды», а за каждого захваченного и переданного властям боевика из этих группировок будет выплачиваться сумма, равна 25,8 тыс. долларов США.

В Ираке продолжается похищение людей, в том числе по политическим мотивам и конфессиональной принадлежности.

В различных районах Ирака продолжают активно действовать криминальные элементы, в том числе организованные преступные группировки, которые зачастую хорошо вооружены.

По состоянию на 1 марта 2014 года в силовых структурах Ирака числилось 933,2 тыс. человек, в том числе в вооруженных силах — 279,2 тыс. человек, в различных структурных подразделениях МВД – 649,8 тыс. человек и в Иракских специальных оперативных силах (подчиняются непосредственно главе правительства) – 4,2 тыс. человек.

Курдские вооруженные силы «пешмерга» насчитывают 42 тыс. человек и организационно состоят из 13 бригад.

По информации Миссии ООН по оказанию содействия Ираку, в феврале 2014 года потери убитыми среди иракских военнослужащих и сотрудников МВД в ходе проведения ими антитеррористических и специальных операций, а также при повседневной служебной деятельности составили 139 человек. Отметим, что в это число не включены потери правительственных сил в провинции Анбар.

США поставят Ираку интегрированные системы контроля воздушного пространства и воздушного движения, что позволит более полно осуществлять наблюдение за полетами самолетов и других летательных аппаратов в небе страны. Стоимость предстоящей сделки оценивается в 700 млн долларов. Элементы системы будут размещены на аэродромах в Тикрите, Басре, Эт-Таджи и Эль-Куте.

Сообщается, что Соединенные Штаты предоставят Ираку техническую поддержку в деле обеспечения безопасности инфраструктуры нефтяного экспорта. В частности, речь идет о проведении специальных исследований и приобретении необходимого современного оборудования для защиты трубопроводов, нефтеперерабатывающих заводов и экспортных портов на юге страны.

В феврале США поставили Ираку три вооруженных вертолета «Белл-407». Таким образом, общее количество машин этого типа в иракской армии возросло до 30 единиц.

В ходе визита в февральского Багдад министра иностранных дел России С.Лаврова иракская сторона обратилась с просьбой ускорить поставки вооружения и военной техники. Лавров заявил, что эти поставки осуществляются в полном объеме в рамках имеющихся контрактов. Российский министр подтвердил, что сделки по продаже оружия, заключенные между правительством РФ и Ираком, будут реализованы в ближайшем будущем. Более того, поставка оружия в Ирак будет ускорена в целях борьбы с терроризмом. На переговорах с главой российского МИДа Н.аль-Малики отметил, что армия и правоохранительные органы Ирака нуждаются в вооружении для борьбы с террористами. По словам Н.аль-Малики, «Ираку необходимо специальное оружие для ликвидации террористических группировок, также нам следует обмениваться информацией в этой сфере». Министр иностранных дел Ирака Х.Зибари заявил, что «Россия дала согласие на обеспечение Ирака самолетами, оружием и специальными средствами для борьбы с терроризмом».

Вопросы поставки вооружения Ираку обсуждались и в ходе февральского визита в Багдад министра иностранных дел Китая Ван И.

Получили развитие военно-технические связи между Ираком и Пакистаном. В феврале в Пакистане побывала делегация иракских ВВС. В Исламабаде были подписаны два соглашения: об оказании пакистанской стороной помощи в подготовке кадров для ВВС Ирака и о поставках Ираку 20 учебно-тренировочных самолетов «Супер Мушак».

Британское агентство Рейтер в феврале сообщило, что Иран якобы подписал соглашение на поставку в Ирак оружия на общую сумму 195 млн долларов. США сразу же выразили серьезную обеспокоенность в связи с этим сообщением. В Вашингтоне заявили, что «любые поставки вооружений из Ирана в другую страну являются прямым нарушением резолюции Совета Безопасности ООН 1747». В то же время глава иракского МИДа Х.Зибари во время своего визита в Тегеран заявил, что никаких контрактов на поставку вооружения Ираном в Ирак заключено не было. «Нет никакой военной сделки между Ираном и Ираком, а иракское правительство строго придерживается международных правил и резолюций Совета Безопасности», — подчеркнул Зибари.

Власти Ирака незаконно задерживают тысячи женщин без санкции суда и подвергают их насилию. По информации ближневосточного отделения международной правозащитной организации Human Rights Watch, аресты женщин в Ираке зачастую осуществляются без соответствующей санкции суда. В ходе допросов задержанных женщин избивают, вешают вниз головой, применяют электрошокеры, им угрожают изнасилованием, а иногда и насилуют на глазах их родственников и детей, сообщают правозащитники. Многие женщины находятся в тюрьмах месяцами и даже годами без предъявления им обвинений.

Таким образом, в феврале 2013 года ситуация в сфере безопасности в Ираке продолжала осложняться и стала более напряженной без видимых признаков значительного улучшения.

В феврале 2014 года в Ираке сохранялась сложная внутриполитическая обстановка. Серьезные противоречия по многим принципиальным политическим вопросам разделяют возглавляемое шиитами правительство Н.аль-Малики и суннитскую оппозицию. Нет единства и среди шиитских политических сил. В прошедшем месяце обострились противоречия между центральным правительством в Багдаде и властями курдской автономии по вопросам экспорта нефти, добываемой в Иракском Курдистане, и финансирования автономии из федерального бюджета. Негативное воздействие на политическую ситуацию в Ираке оказывает гражданская война в соседней Сирии.

В Ираке нарастает региональное противостояние. Ряд провинций недоволен политикой багдадского правительства. Между центром и провинциями началось противостояние по финансовым вопросам. Это вызвано тем, что Министерство финансов отказалось выполнить принятый в 2013 году закон об увеличении с 2014 года отчислений в бюджеты провинций с 1 до 5 долларов за каждый баррель добытой там нефти. Данное решение вызвало сильное раздражение среди местных властей. Губернаторы и советы провинций пытаются координировать свои действия по оказанию давления на правительство. Суннитские политики провинции Найнава (Мосул) в феврале вновь заявили, что они рассматривают возможность создания автономии, подобной курдской.

Лидер ведущего оппозиционного блока «Аль-Иракия» А.Алауи предупредил о возможной отсрочке намеченных на апрель парламентских выборов из-за эскалации насилия в стране, особенно в провинции Анбар. Спикер Совета представителей У.ан-Нуджаифи также предупредил о возможной отсрочке парламентских выборов в Ираке, отметив, что это может произойти из-за продолжающегося кризиса, а также ухудшения ситуации в сфере безопасности в провинции Анбар. По мнению У.ан-Нуджаифи, проведение выборов в стране необходимо, но для этого должна быть подготовлена «соответствующая атмосфера».

В феврале Высшая независимая избирательная комиссия Ирака сняла 317 кандидатов на выборы в парламент страны из-за наличия судимостей. Среди отстраненных есть убийцы, воры, мошенники, продавцы незаконно изъятых исторических артефактов, насильники и гомосексуалисты.

16 февраля радикальный шиитский лидер М.ас-Садр выступил с заявлением об уходе из политики. По словам М.ас-Садра, он не намерен занимать какие-либо государственные должности или иметь представителей в парламенте, а его интересы не будет представлять ни один политический блок или чиновник в правительстве. М.ас-Садр добавил, что все политические представительства его движения в Ираке будут закрыты. Сохранятся лишь учреждения, которые занимаются социальным и медицинским обеспечением населения, а также реализацией образовательных программ. После заявления своего лидера многие парламентарии из «Движения ас-Садр» также подали в отставку. Напомним, что это не первый случай, когда М.ас-Садр объявляет о своем уходе из политики. Он уже делал это в прошлом, но всегда возвращался. Отметим также, что М.ас-Садр является одним из наиболее яростных критиков Н.аль-Малики. И даже после своего заявления об уходе из политики, он 18 февраля вновь подверг критике нынешнее иракское правительство, назвав его «коррумпированным» и «тиранией».

15 февраля Н.аль-Малики заявил, что судебная власть страны примет решение об участи тех, чьи руки обагрены кровью иракцев, однако правительство не против возвращения на родину иракских граждан, проживающих за границей, даже «членов баасистского режима».

Федеральное правительство Ирака и власти курдской автономии не могут договориться по вопросам экспорта нефти, добываемой в Иракском Курдистане. Кроме того, власти автономии обвиняют Багдад в невыплате полагающихся региону денежных средств из федерального бюджета и отказе от выделения бюджетных средств на содержание курдских вооруженных сил «пешмерга». Отсутствие прогресса в урегулировании этих принципиально важных проблем привело к заметному осложнению отношений между Багдадом и Эрбилем.

Курдские политики и СМИ утверждают, что иракское правительство продолжает снимать курдов «с высокопоставленных правительственных и военных позиций, заменяя их арабами». Так, сообщается, что за последние несколько месяцев курдских представителей убрали из Высшей независимой избирательной комиссии Ирака и с целого ряда должностей в иракской армии, причем некоторые из них были заменены арабами по прямому указанию Н.аль-Малики.

Правительство курдской автономии опровергло сообщения о достижении соглашения с федеральным правительством по поводу экспорта курдской нефти через иракскую компанию SOMO. В Эрбиле заявили, что последние встречи между курдской делегацией и федеральным правительством Ирака не дали положительных результатов. В то же время, по словам курдских представителей, федеральное правительство решило обдумать предложения властей автономии по механизмам экспорта нефти из Иракского Курдистана.

Тем временем норвежская компания DNO в феврале объявила о планах создания второго нефтепровода для экспорта курдской нефти в Турцию.

Вице-премьер Ирака Р.Н.Шавейс (курд) 21 февраля заявил, что курдские министры, входящие в состав федерального правительства должны выйти из него, «если Багдад откажется разрешить бюджетный спор». В ответ в Багдаде утверждают, что правительство курдской автономии «не ведет дела с федеральным правительством на ясной и прозрачной основе» и «не позволяет вести в Курдистане работу федерального аудита. Мы ничего о них не знаем».

Курдское региональное правительство призвало иракских религиозных лидеров, международное сообщество и ООН оказать давление на Багдад, который, по утверждению Эрбиля, начал «экономическую осаду» курдской автономии. В частности, речь идет о замораживании ежемесячных выплат на зарплаты курдским чиновникам, учителям, рабочим и различного рода специалистам. Центральное правительство пообещало сократить долю автономии в бюджете страны в ближайшие месяцы, если Эрбиль не будет экспортировать нефть через иракскую компанию SOMO. Автономия уже испытывает острую нехватку наличности в банках, что вызвало задержки с выплатой заработных плат госслужащим и работникам госсектора.

В создавшейся ситуации курды-министры центрального правительства и депутаты федерального парламента, представители фракций курдского регионального парламента и курдского правительства провели специальную встречу с целью согласования позиции в ответ на санкции Багдада. В итоге единогласно была принята декларация. В ней говорится, что «Иракский Курдистан является частью Ирака в соответствии с конституцией и поэтому имеет право на все права и полномочия, предоставленные ему и предусмотренные конституцией. Это включает его долю бюджета, полученного от национального дохода. Центральное правительство не может сократить зарплаты, под каким бы то ни было предлогом, чтобы использовать это в качестве рычага давления на курдское региональное правительство». В то же время курдская сторона намерена продолжать переговоры с центральным иракским правительством «на основе выполнения конституционных прав Курдистана». Курды призвали Н.аль-Малики прекратить «незаконную и неконституционную политику» и выделить деньги для выплаты зарплат.

Демократическая партия Курдистана (ДПК) во главе с президентом автономии М.Барзани намерена выступить с планом превращения Ирака в конфедерацию. Партия считает конфедерацию наиболее подходящим вариантом для Курдистана, «учитывая нынешние напряженные отношения между Багдадом и Эрбилем». Кроме того, создание конфедерации «может способствовать предотвращению дальнейшей эскалации между иракскими шиитами и суннитами, потому что такое устройство страны разделит их географически». В ближайшее время ДПК планирует представить свои варианты создания конфедерации курдским и иракским политическим партиям, а также государствам региона.

Курды заявляют, что их вооруженные силы «пешмерга» «защищают 33 процента иракской земли, однако Багдад не платит им зарплату и не предоставляет им военной техники».

В условиях «нефтяной войны» между Эрбилем и Багдадом курдское региональное правительство «не обращает внимания» на просьбы Багдада увеличить сброс воды для орошения сельскохозяйственных районов в центре и на юге Ирака.

Президент курдской автономии М.Барзани заявил 25 февраля, что решение иракского правительства заблокировать долю Эрбиля в бюджете является «объявлением войны против народа Курдистана». При этом Барзани подчеркнул: «Курдистан не предпринял ни одного шага в нарушение конституции. Мы только используем наши права».

27 февраля делегация парламентской коалиции «Аль-Муттахидун» во главе с У.ан-Нуджаифи прибыла Иракский Курдистан для обсуждения неурегулированных проблем между Багдадом и Эрбилем. Ранее У.ан-Нуджаифи выступил с заявлением о своей готовности стать посредником в переговорах между сторонами, назвав при этом удержание бюджета Курдистана незаконным.

Сложные политические процессы проходят в самой курдской автономии. Переговоры курдских партий по формированию нового регионального правительства по результатам прошедших в еще сентябре 2013 года выборов в местный парламент пока безрезультатны. В феврале в автономии прошли демонстрации, участники которых требовали положить конец политическому тупику и сформировать новый кабинет министров.

Напомним, что последние парламентские выборы в курдской автономии изменили региональную политическую ситуацию. Оппозиционная партия «Движение за перемены» («Горран») получила больше голосов, чем Патриотический союз Курдистана (ПСК) — давний союзник Демократической партии Курдистана, что сделало «Горран» второй партией в регионе после ДПК. В то же время ПСК переживает внутренние неурядицы в отсутствие своего лидера Дж.Талабани, в то время как позиции ДПК и «Горран» начинают сближаться, а у ПСК и ДПК есть разногласия в подходах к событиям в Сирии и отношениям между Эрбилем и Багдадом.

Значительные трудности сохраняются в экономике и социальной сфере Ирака. В стране по-прежнему с перебоями подается электроэнергия, остро ощущается нехватка пресной воды, значительные трудности испытывает транспорт и сельское хозяйство, на высоком уровне сохраняется безработица, сложным остается положение дел в сфере здравоохранения и медицинского обслуживания населения. Сохраняющаяся в Ираке политическая нестабильность, отсутствие в стране надлежащей законодательной базы, серьезные проблемы в деле обеспечения безопасности, всесилие местной бюрократии отталкивают многих иностранных инвесторов от работы в стране.

В феврале ежедневная добыча нефти в Ираке составила 3,5 млн баррелей, из которых 2,8 млн баррелей уходило на экспорт.

В недавнем докладе, опубликованном «Международным центром исследований в области развития» (ICDS), базирующимся в Лондоне, говорится, что Ирак может стать банкротом в течение трех лет из-за дефицита бюджета. Причем уже в 2017 году дефицит может превысить 50 миллиардов долларов. В докладе особо отмечено, что «финансовая и административная коррупция» в Ираке привела к появлению нового класса богатых людей и новых предпринимателей, аффилированных с правительством страны, пришедших быстро разбогатеть, и спровоцировавших появление рынка предметов роскоши в Ираке, в первую очередь рынка частных самолетов, цены на которые достигают 16 миллионов долларов, «в то время как треть иракского народа живет за чертой бедности».

Таким образом, в феврале 2013 года в Ираке сохранялась сложная внутриполитическая ситуация, что связано как с продолжающимся противостоянием между правительством во главе с Н.аль-Малики и суннитской оппозицией, так и обострением отношений между центральным правительством и властями курдской автономии.

В феврале 2014 года иракское правительство вело активную внешнеполитическую деятельность, поддерживая контакты как с соседними государствами, таки с другими странами, включая Россию и Китай.

Сложная и нестабильная обстановка в Ирака, что во многом связано с деятельностью на территории страны террористических и экстремистских группировок, обусловливает повышенную заинтересованность Багдада в координации международных усилий в деле борьбы с терроризмом. В марте Ирак планирует провести в Багдаде международную конференцию по борьбе с терроризмом.

Премьер-министр Ирака Н.аль-Малики считает, что «террор, который сейчас распространяется в регионе, никак не связан с исламской религией. Наоборот, этот террор служит врагам ислама и интересам стран Запада, которые сами поощряли его распространение на Ближнем Востоке» По словам, Н.аль-Малики, пособники США в регионе, такие как Саудовская Аравия, Катар и Турция, финансировали террористов и «готовили почву для сеяния розни в различных странах региона». Глава иракского правительства резко осудил фетвы шейхов, которые «призывают к разжиганию межконфессиональной розни в арабских обществах на благо реализации планов американо-израильского альянса».

20 марта Багдад с визитом посетил министр иностранных дел России С.Лавров. В ходе встреч и переговоров с премьер-министром Н.аль-Малики и главой иракского МИДа Х.Зибари «состоялось подробное обсуждение ключевых аспектов двусторонних российско-иракских отношений. При этом была подчеркнута важность дальнейшего углубления политического диалога, отмечена близость или совпадение подходов Москвы и Багдада к решению актуальных региональных и международных проблем. Была положительно оценена динамика развития российско-иракских связей, высказано обоюдное стремление к их дальнейшему расширению и интенсификации, особенно в нефтегазовой и электроэнергетической областях, имеющих важнейшее значение для развития экономик обеих стран». При обсуждении ближневосточной повестки дня особое внимание было уделено ситуации в Сирии и вокруг нее. «В этом контексте с обеих сторон акцентировалась необходимость скорейшего прекращения кровопролития и политического урегулирования сирийского кризиса на путях движения межсирийского диалога, нацеленного на реализацию Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года». Была также затронута обстановка в Ираке «в свете продолжающейся в этой стране террористической активности». С.Лавров подтвердил солидарность России с народом и правительством Ирака в борьбе с терроризмом, поддержку усилий по обеспечению надежной стабилизации и безопасности в стране. Было отмечено, что для эффективного противодействия террористической угрозе «насущной необходимостью является последовательное продвижение широкого межиракского диалога с целью обеспечения национального согласия в интересах всех иракцев, в особенности, в преддверии предстоящих весной парламентских выборов». Глава российской дипломатии выразил обеспокоенность Москвы в связи с эскалацией террористической деятельности в Ираке и регионе, указав, что он согласен с Н.аль-Малики в «необходимости борьбы с этим злом, в соответствии с принципами ООН».

Вслед за С.Лавровым 23 февраля Багдад посетил министр иностранных дел Китая Ван И. Это был первый визит высокопоставленного китайского государственного деятеля в Ирак после 2003 года. Ван И отметил, что его визит в Ирак нацелен на то, чтобы «оказать поддержку и продемонстрировать сотрудничество» с Ираком. При этом КНР будет оказывать «всевозможную поддержку» Ираку в трех сферах: в защите государственной независимости, суверенитета и территориальной целостности страны, «процессу политического восстановления и национального примирения», а также в борьбе с терроризмом «во всех его формах и проявлениях». Китайский министр особо подчеркнул, что «не важно сунниты или шииты — все они равноправные члены иракского общества». Было отмечено, что китайская сторона «поддерживает поиск Ираком собственного пути развития, соответствующего реалиям страны».

В конце февраля в Тегеране с визитом побывал министр иностранных дел Ирака Х.Зибари. По итогам его переговоров с иранскими руководителями было объявлено, что две страны достигли согласия по Алжирскому соглашению о демаркации границы, заключенному в 1975 году между Ираком и Ираном. Как заявил глава МИД Ирана М.Д.Зариф, «стороны пришли к согласию об использовании Алжирского соглашения от 1975 года, устанавливавшего границу по реке Арвандруд (Шатт эль-Араб)». Сообщается, что «соответствующий документ будет подписан позже двумя министрами иностранных дел после его одобрения в Ираке». Багдад и Тегеран также «достигли согласия по проведению восстановительных работ на берегах пограничной реки». Напомним, что в сентябре 1980 года, накануне ирано-иракской войны, Багдад заявил, что считает Алжирское соглашение утратившим силу.

В Тегеране, затронув вопрос переговоров по иранской ядерной программе, Х.Зибари выразил мнение, что «те, кто всегда старались создать напряженность и беспокойство по поводу ядерного соглашения, обеспокоены разрешением проблемы в пользу иранцев и снятия с Ирана санкций». По мнению иракского министра, ядерная проблема Ирана «была предметом манипуляции, основанной на лжи».

В феврале в Ираке побывали министры иностранных дел Азербайджана и Армении. Азербайджан, в частности, предложил Ираку доступ к Южному газовому коридору, соединяющему Каспийский регион со странами Евросоюза. Со своей стороны, Н.аль-Малики отметил готовность Ирака к сотрудничеству с Азербайджаном в различных сферах и указал, что его страна поддерживает территориальную целостность и суверенитет Азербайджана и оценивает нарушение признанной международным сообществом территориальной целостности Азербайджана как агрессию.

10 февраля Евросоюз выразил «глубокую обеспокоенность» ухудшением ситуации с безопасностью в Ираке, подтвердив, что продолжит помогать этой стране на пути к демократии. ЕС призывал иракских «политических и религиозных лидеров перейти к диалогу и выступить против насилия».

Активную внешнеполитическую деятельность ведет руководство иракской курдской автономии. В феврале это особо проявилось на сирийском направлении. 20 февраля президент иракской курдской автономии М.Барзани встретился с руководителями и представителями 12 сирийских курдских партий, входящих в Курдский Национальный Совет. Барзани подтвердил свою поддержку единой позиции сирийских курдских партий, и любых решений, принятых на основе консенсуса всех сторон.

Правительство Иракского Курдистана заявило, что не будет иметь дело с «кантонами», провозглашенными сирийской курдской Партией демократического союза (ПДС) на севере Сирии, обвинив ее руководство в притеснении других более мелких партий в районах, находящихся под контролем ПДС. В то же время ПСК, «Горран» и Исламский союз Курдистана выразили поддержку действиям ПДС.

Таким образом, в феврале 2014 года военно-политическая обстановка в Ираке продолжала осложняться. Это связано как с напряженной ситуацией в западных районах страны, особенно в провинции Анбар, где продолжается вооруженное противостояние правительственных сил с экстремистской группировкой ИГИЛ и рядом других суннитских экстремистских группировок, а также обострением отношений между центральным правительством Ирака и властями иракской курдской автономии. Дестабилизирующее влияние на положение дел в Ираке продолжает оказывать гражданская война в соседней Сирии. Неразрешенными остаются многочисленные разногласия между правительством и оппозицией по вопросам стабилизации обстановки в стране и выходе Ирака из затянувшегося политического кризиса.

52.53MB | MySQL:103 | 0,534sec