Новая египетская конституция: национальный дискурс

14-15 января 2014 г. в Египте прошел всенародный референдум, одобривший текст новой конституции. В преамбуле этого основополагающего документа изложены положения, которые являются элементами единого национального дискурса, предложенного правящей элитой, пришедшей к власти после отстранения президента Мухаммеда Мурси и движения «Братья-мусульмане». Эти элементы заслуживают тщательного анализа, так как дают представление о будущей политике государственных органов власти, находящихся в стадии формирования.

Прежде всего, в преамбуле констатируется то, что Египет обладает уникальным географическим положением, историей и местом, которое он занимает в мире и в арабском регионе. Это утверждение должно способствовать повышению роли Египта в системе международных и региональных отношений.

Египет включает в историю своего народа фараонский период, рассматривая создателей первого централизованного государства, создавшего «самые невероятные чудеса цивилизации» как своих «великих предков».

Еще одним вкладом в мировую цивилизацию создатели египетской конституции считают ту роль, которую сыграла их родина в становлении монотеистических религий. Они упоминают тот факт, что на горе Синай Моисей получил заветы Господа, что в Египте нашла приют Дева Мария с младенцем Иисусом, что именно в этой стране первые христиане отдавали свои жизни ради защиты христианской церкви. После появления ислама, египтяне стали приверженцами этой религии и внесли свой вклад в его распространение и в развитие исламского богословия. Авторы конституции тем самым подчеркивают роль первого исламского университета Аль-Азхара, возникшего на египетской территории и ставшего наиболее авторитетным исламским учебным и научным центром в мусульманском мире.

В тексте конституции были отмечены наиболее выдающиеся личности, которые сыграли особую роль в ее развитии и превращении ее в современное государство. Прежде всего, это относится к Мухаммеду Али – основателю «современного государства, опиравшегося на армию». Мухаммед Али (1769-1849 гг.) стал правителем Египта в 1805 г. и был основателем династии, правившей страной до антимонархического переворота 1952 г. Его заслугой было фактическое отделение от Османской империи и проведение реформ в экономической и политической сфере. Благодаря его усилиям, в стране была создана регулярная армия и усовершенствована административная система. Мухаммед Али был военачальником и политиком. Он остался в истории своей страны, как сильная личность, способствовавшая прогрессу Египта.

Еще один выдающимся деятелем Египта был назван Рифаа ат-Тахтави (1801 -1873 гг.) – просветитель и общественный деятель. В конституции подчеркивается, что он «сын Аль-Азхара». Действительно, Р.ат-Тахтави окончил мусульманский университет Аль-Азхар, а затем учился в Париже. В 1837-1849 гг. он возглавлял Школу перевода (позднее – Школа языков) в Египте, а с 1863 г. – Бюро переводов. Благодаря его усилиям было переведено около 2 тысяч сочинений европейских авторов на арабский язык, как философских, общественно-политических, так и литературных. Р.ат-Тахтави не только способствовал расширению связей между Египтом и Европой, но и был организатором народного просвещения в Египте, как и поборником женского образования. В 1834 г. им была опубликована книга о Франции, сыгравшую большую роль в ознакомлении египтян с французской общественной мыслью. Идеи свободы, равенства, справедливости, с его точки зрения, соответствовали положениям Корана и должны были стать неотъемлемой частью египетского политического устройства, которое, по его мнению, должно было основываться на парламентаризме.

Рифаа ат-Тахтави – последовательному поборнику египетского патриотизма принадлежит заслуга введения в египетский общественно-политический дискурс понятия «родина (аль-ватан)». Как подчеркивает преамбула нынешней египетской, «он молился за то, чтобы его родина стала местом всеобщего счастья для его народа». Упоминание имени Р.ат-Тахтави в новой египетской конституции означает, что новая египетская власть пытается консолидировать общество вокруг идеи патриотизма, которая, тем не менее, не должна вести к изоляции Египта от мира, но, опираясь на наследие Р.ат-Тахтави, способствовать укреплению связей Египта с мировым сообществом и использованию его опыта в интересах страны.

Примечательно, что в тексте конституции события, которые привели к власти действующую правящую элиту, объединены с протестными выступлениями, приведшими к свержению президента Хосни Мубарака. Они получили в конституции название «революция 25 января – 30 июня». Главными целями этой «революции» названы – «обеспечение взаимопомощи, свободы, человеческого достоинства и социальной справедливости». «Революция 25 января – 30 июня» была, по мнению составителей нынешней египетской конституции, «продолжением национальной борьбы».

Среди ярких представителей движения за национальное освобождение назван и Ахмед Ораби (1839-1911 гг.) – государственный и военный деятель Египта, участник выступления египетских офицеров против иностранного контроля над Египтом и засилья турок в египетской армии и лидер антибританского национально-освободительного движения 1879-1882 гг. В 1881 г. А. Ораби возглавил выступление Каирского гарнизона, проходившее под лозунгом «Египет для египтян», приведшее к отставке правительства хедива и созданию национального правительства, в котором Ораби-паша получил пост военного министра. После бегства хедива в 1882 г. власть в стране фактически перешла в руки Ораби-паши. Он встал во главе армии, но потерпел военное поражение от англичан.

Среди деятелей, боровшихся за национальное освобождение, были названы также Мустафа Камиль и Мухаммед Фарид – основатели Хизб аль-Ватан (Партии отечества или Национальной партии). Это была первая политическая партия Египта, созданная в 1907 г. Ее главным требованием было эвакуация английских войск из Египта и Судана, установление конституционного строя и автономия Египта в рамках Османской империи.

«Революция 25 января – 30 июня» вписана в исторический контекст. Предшествовавшими ей революциями названы – «революция 1919 г.», которая «избавила египтян от британского покровительства и закрепила принцип гражданства и равенства» и «революция 23 июля 1952 г.» В конституции были отмечены и заслуги лидеров революции 1919 г. – Саада Заглула и сменившего его Мустафы Наххаса. Они избрали «путь демократии» и утвердили «верховенство права, а не силы, и превосходство нации над правительством».

Гамаль Абдель Насер, который возглавил революцию 1952 г., назван в тексте новой египетской конституции «вождем на века». Он осуществил волю народа, претворил в жизнь мечту многих поколений о независимости. Египет в этот период «подтвердил свою принадлежность к арабскому миру и открыл для себя африканский континент и исламский мир». Под руководством Г.А. Насера Египет «поддержал освободительные движения во многих странах и на многих континентах». Кроме того, как подчеркивается в тексте преамбулы нынешней египетской конституции, Египет в этот период «двигался по пути развития и социальной справедливости». Таким образом, те реформы социалистической направленности, которые были проведены в тот период, были оценены положительно.

Характеризуя последние революционные свершения, авторы конституции подчеркивали, что они являются продолжением прежним выступлений. Их отличает тесное взаимопонимание между египетским народом и его национальной армией, благодаря которой Египет добился победы во многих битвах. Была отмечена победа в борьбе с организаторами тройственной агрессии против Египта 1956 г. и в октябрьской войне 1973 г. Причем, особая роль в достижении победы в октябрьской войне, как отмечено в конституции, принадлежит президенту Анвару Садату.

Создатели конституции в своем политическом дискурсе объединили всех деятелей современной египетской истории, сделав исключение лишь для Хосни Мубарака. Тем самым они стремятся консолидировать египетское общество и исключить борьбу между различными политическими силами – представителями противоположных идеологических направлений. Не случайно, в конституции отмечается, что последнюю революцию отличает единство масс, вне зависимости от идеологической направленности или классовой принадлежности. Была подчеркнута особая роль, которую сыграла египетская молодежь, а также тот факт, что она получила благословение со стороны Аль-Азхара и национальной церкви (коптской – Е.М.).

Текст конституции – свидетельство того, что новая египетская власть попыталась создать общенациональный дискурс, способный способствовать дальнейшему развитию Египта и обеспечению его внутриполитической стабильности.

52.26MB | MySQL:103 | 0,461sec