О влиянии армянского лобби в США на развитие стратегического союза Армении и Ирана

Политический диалог между Ираном и США, который возобновился после тридцатилетнего перерыва, стал положительным сигналом для Республики Армения. Дело в том, что для Армении, которая находится в блокаде со стороны Турции и Азербайджана, Иран является важнейшим политическим и экономическим союзником. В свою очередь, официальный Ереван не может позволить себе конфликт с США, где проживает многочисленная и самая влиятельная армянская диаспора. Более того, США – постоянный сопредседатель Минской группы ОБСЕ, в рамках которого проходят переговоры по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха. В данном контексте, американо-иранский кризис часто ставил Ереван перед выбором и неприятными ситуациями.

Так, еще в марте 2011 года британское издание «The Guardian» напечатало ряд материалов, подтверждающих, что Армения помогала Ирану совершать сделки по поставкам вооружений в обход наложенных санкций. Позже на сайте WikiLeaks было опубликовано письмо, направленное из Государственного департамента армянскому МИДу. «США не потерпят того, чтобы их друзья служили незаконным звеном для покупки Ираном оружия, в особенности, когда подтверждено, что Иран, как государственный покровитель терроризма, вооружает шиитских боевиков в Ираке и «Хизбаллу» в Сирии и Ливане»; — отмечалось в вышеупомянутом письме. Официальный Ереван также предоставил Ирану возможность использовать свою банковскую систему для связи с внешним миром, что также шло в разрез американским и европейским санкциям.

Исходя из этого, становится ясно, что развитие диалога между Вашингтоном и Тегераном позволит Армении в дальнейшем успешно придерживаться комплементарного внешнеполитического вектора. При этом особую роль в развитие двусторонних отношениях может сыграть влиятельное американское армянское лобби. Сегодня в США проживает более 1 миллиона армян, из которых около 250 тысяч иммигрировали из Ирана в период 1979-1990-х годов. Компактное проживание в таких ключевых штатах, как Калифорния, Массачусетс и Нью-Джерси и наличие больших финансовых ресурсов, позволило американским армянам создать влиятельные лоббистские институты. Так, по исследованиям журнала «American Political Research», организация – Армянский национальный комитет Америки занимает вторую строчку в списке самых влиятельных этно-лоббистских групп, уступая лишь Американо-израильскому комитету по общественным делам.

На сегодняшний день в США проживает более 500 тысяч иранцев. По данным Бюро переписи населения США, они являются одним из самых высокообразованных меньшинств. Сильно сказывается на американских иранцах прошлое их страны, что характерно для представителей тех народов, которые вынуждены покидать свою историческую Родину по причине политических конфликтов и трансформаций. Подобное влияние прошлого замедляет и затрудняет процесс интеграции иранского населения, что явственно видно при сравнении с другими этническими группами, которые иммигрировали, в первую очередь, по экономическим причинам.

В данном контексте отметим, что именно благодаря поддержке армянского лобби, в США возникала организация – Национальный комитет иранцев Америки. Долгое время ее лидером был иранский армянин Арезу Раштаян, инициировавший создание в Лос-Анджелесе организации – Союз дружбы армян и иранцев Америки. Как мы видим, представители армянской диаспоры имеют также сильное влияние на многочисленную иранскую общину, которая также компактно проживает в штате Калифорния.

Но, что более значимо, это возможность влияния группы по армянским делам Конгресса (кокус), на принятие решений в отношении Ирана. Сегодня армянский кокус включает 110 конгрессменов, среди которых лидер демократического большинства Сената — Гарри Рид, глава республиканского большинства Палаты представителей – Эрик Кантор и председатели Комитетов по международным делам как верхней, так и нижней палат Конгресса – демократ Роберт Менедес и республиканец Эдвард Ройс. Так, во время последнего обсуждения в Комитете по международным делам возможности наложения новых санкций против Ирана, члены армянского лобби Барбара Боскер, Бенджамин Кардин и Кристофер Мерфи выступили против их введения, поддерживая развитие диалога с Тегераном.

Более того, после встречи президента АНКА (Armenian National Committee of America) Кеннета Хачикяна с сенаторами, членами группы по армянским делам Марком Кирком, Робертом Менедесом и Адамом Шиффом, законопроект о санкциях был значительно смягчен с учетом интересов соседней Армении. И довольно символично, что сам законопроект носит имена двух ключевых и многолетних армянских лоббистов «Кирка-Менедеса». «Санкции в отношении Ирана вводить необходимо, пока не будут получены убедительные гарантии. Но мы должны при этом сделать так, чтобы они не ударили по Армении, которая находится в незаконной экономической блокаде»; — заявил сенатор Марк Кирк.

В свою очередь, иранская сторона также неоднократно подчеркивала роль и влияние армянской диаспоры. Действующий президент Исламской Республики Иран Хасан Роухани в ноябре 2013 года заявил, что армянское лобби может сыграть ощутимую роль в развитии отношений Ирана и Армении. Ранее бывший глава иранского МИДа  Али Салехи отметил: «Будучи маленькой страной, Армения благодаря своей диаспоре смогла стать влиятельным государством на международной арене. Посредством политических консультаций Иран и Армения могут совместно решать многие региональные проблемы».

Однако, ввиду стратегической важности укрепления отношений официальных Еревана и Тегерана, армянское лобби в США не вкладывает в данный вектор максимум усилий и ресурсов. Подобное упущение связано с тем, что основное направление лоббирования – это официальное  признание США факта геноцида армянского народа 1915-1923 гг. в Османской Империи,  осуществленное тогдашним младотурецким правительством. Сегодня, армянское лобби должно пересмотреть приоритеты своей деятельности и вкладывать все имеющиеся ресурсы в поддержку развития армяно-иранских экономических проектов.

62.81MB | MySQL:102 | 0,691sec