Изменится ли дискурс палестино-израильского конфликта?

4 марта 2014 года премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе своего рабочего визита в США провел встречу с президентом Бараком Обамой. Главной темой дискуссии стала перспектива урегулирования палестино-израильского конфликта. Во время встречи американский президент заявил: «Решение конфликта путем создания двух государств для двух народов возможно – но это будет сложно и потребует компромиссов». Ранее Б.Обама дал интервью журналу агентства «Bloomberg», где отметил, что конфликт не сможет быть урегулирован, пока Израиль не пойдет на компромисс. «Израиль может оказаться в безрадостной ситуации, если не будет достигнуто соглашение с палестинцами. Если премьер-министр Израиля не считает соглашение с палестинцами необходимо для его страны, то пусть предложит свою альтернативу. Но, мне сложно представить себе, что такая альтернатива существует»; — подчеркнул в своем интервью Барак Обама.

Как и президент Обама, Биньямин Нетаньяху до официальной встречи дал интервью, в котором намекнул о том, что палестинцы не хотят мира с Израилем. «Для танго на Ближнем Востоке требуется минимум трое партнеров. Пока что есть только двое — Израиль и Соединенные Штаты. Мы еще посмотрим, в деле ли Палестина»;- пояснил Нетаньяху. Во время встречи с Обамой израильский премьер заявил о готовности к миру и диалогу с палестинцами, при условии, что уступки не будут носить односторонний характер. «На Ближнем Востоке единственный мир, который сможет выдержать испытание временем, это мир, который мы можем защитить. И лучший способ гарантировать мир  – быть сильными. Израильский народ ожидает, что я буду сильным – ради будущего единственного еврейского государства»; — отметил в своей речи Нетаньяху. Таким образом, израильский премьер-министр дал четко понять, что у Израиля есть свои условия и к палестинской, и к американской стороне.

Под «сложным решением» для Израиля президент Обама говорит о прекращении строительства еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан. Администрация Обамы еще в период первого президентского срока многократно заявляла о необходимости приостановления строительства. Так, еще в 2010 году тогдашняя госсекретарь Хиллари Клинтон в своем интервью ABC New заявила: « Белый дом считает израильские поселения незаконными.  Это позиция, которой США придерживаются в течение многих лет, определяет один из главных приоритетов администрации Барака Обамы, которая продолжает неуклонно работать, реализуя проект два государства для двух народов». В своем официальном выступлении от 19 мая 2011 года президент Обама в очередной раз заявил о необходимости скорейшего разрешения арабо-израильского конфликта. «США уверены, что в результате переговоров должно быть образовано два государства. Граница между Израилем и будущим Палестинским государством должна пролегать по линиям 1967-го года при взаимно согласованном обмене территориями, таким образом, чтобы установить безопасные и признаваемые обоими государствами границы».

В данном контексте, требование США к Израилю вполне понятны. Пойдет ли на это Израиль? Исходя из заявлений Биньямина Нетаньяху, можно предположить, что израильское руководство готово пойти на компромисс, если будут выполнены три главных условия:

  • Безоговорочное признание Израиля со стороны палестинского руководства;
  • Полное приостановление Ираном ядерной программы:
  • Гарантии безопасности Израилю со стороны международного сообщества (где США отводится главная роль)

Уже по первому пункту возникают определенные сложности. Израильский премьер-министр довольно эффективно разыгрывает карту противоречия внутри палестинского руководства. 6 марта 2014 года палестинский лидер  Махмуд Аббас, выступая перед активистами студенческих ячеек ФАТХ заявил: «Нашлось несколько мусульманских богословов, готовых фетвами подготовить почву для выполнения израильского требования, но палестинские лидеры никогда не согласятся с этим условием». Таким образом, он отказался признать Израиль еврейским государством, что, в свою очередь является одним из главных требований Нетаньяху в рамках потенциального мирного соглашения. Но важно отметить, что США активно работают в этом направлении. 7 марта 2014 года госсекретарь Джон Керри совершил незапланированный визит в Иорданию. Во время встречи с королем Абдаллой II, американский госсекретарь обсудил перспективы палестино-израильских переговоров.

Иордания имеет определенные рычаги влияния на движение ФАТХ и лично Махмуда Аббаса. В тоже время, американский политолог, аналитик журнала Foreign Policy Стефан Уолт отмечает, что иорданский король находится в тесных и дружеских отношениях с эмиром Катара. Напомним, что самая влиятельная группа движения ХАМАС,  лидером которой является Халед Машаль, ориентируется на поддержку со стороны Катара. Официальный Вашингтон стремится примирить враждующие между собой ФАТХ и ХАМАС для того, чтобы создать единый дискурс переговорного процесса Палестины с Израилем. Для решения этой задачи, Белый дом использует, в частности, свои связи с Иорданией и Катаром, имеющие тесные контакты, как с элитами ФАТХа, так и ХАМАСа. При этом Вашингтон, развивая политический диалог с Ираном, стремится повлиять и на отдельные группы ХАМАСа, находящиеся в орбите влияния Тегерана (группа Махмуда аз-Захара).

Следующим пунктом является иранская ядерная программа. По официальным докладам МАГАТЭ Иран реализует, взятые на себя обязательства по Женевским соглашениям, заключенные в ноябре 2013 года. В свою очередь, Вашингтон и Брюссель разморозили  крупные иранские счета в европейских и американских банках. Несмотря на это, Израиль по-прежнему обеспокоен иранским вопросом. В данном контексте, госсекретарь Джон Керри заявил: «Окончательное соглашение с Ираном должно гарантировать, что ядерная программа действительно будет мирной. Его условия увеличат срок, необходимый для ядерного прорыва настолько, что у нас будет достаточно времени действовать, если Иран решит произвести ядерную бомбу. Речь не идет о том, чтобы доверять Ирану – но проверять его. Мы не убрали никаких вариантов со стола. На данном этапе жесткие санкции и сильная дипломатия уже обеспечили больше безопасности Израилю и США».

При этом важно отметить, что позицию Израиля по отношению к Ирану негласно поддерживают ряд арабских стран, обеспокоенных усилением политическим и экономическим усилением Тегерана в регионе. В данном аспекте, Обаме придется давать гарантии безопасности не только Израилю, но и находить общий язык с Саудовской Аравией и Катаром. По сообщениям CNN, Израиль и Саудовская Аравия уже провели секретные переговоры по ядерной программе Ирана и констатировали полное совпадение взглядов.

При этом США столкнулись и с другими проблемами в регионе. Так, на фоне усиления российского фактора, Махмуд Аббас рассчитывает, что Москва может предложить альтернативу американскому плану. Как сообщает Al-Quds, М.Аббас обратился с просьбой к  президенту РФ Владимиру Путину  провести альтернативную конференцию по Ближнему Востоку в России. В свою очередь Израиль, также недовольный политикой Вашингтона, стремится добиться поддержки ряда внешнеполитических игроков, в числе которых особая роль отводится России и Франции. Таким образом, для успешной реализации плана госсекретаря Керри и изменения дискурса переговорного процесса, официальный Вашингтон должен найти общие точки соприкосновения, с учетом интересов всех вышеназванных участников. Найти эти точки становится все сложнее. Палестинские элиты не доверяют благим намерениям Вашингтона, а Израиль был поставлен в тупик новостью в секретных переговорах Белого дома с Тегераном. Более того, наметился кризис политического диалога США с  частью арабского мира, связанный не только со сближением с Ираном, но и с отказом официального Вашингтона решить сирийский вопрос военным путем.

52.73MB | MySQL:104 | 0,454sec