Турция: зачем Эрдогану понадобились военные?

События внутриполитической жизни Турции не перестают удивлять. Начиная с декабря прошлого года (17 декабря 2013 года была проведена антикоррупционная операция «Большая взятка», собственно говоря, давшая старт политическому «хаосу» в стране) передовицы турецких СМИ пестрят все новыми и новыми заголовками: то это факты «массовой» прослушки турецких чиновников и видных общественных деятелей, то «всплывшие» записи телефонного разговора Р.Т.Эрдогана с сыном Билялем, то принятие новых противоречивых законов и т.п. Только за последний месяц было принято несколько законов, внесших серьезные изменения в судебную систему, работу Национальной разведывательной службы (МИТ), а также контроль за интернетом. Не перестает удивлять меняющийся расклад политических сил в стране: Р.Т.Эрдоган и верные ему члены Партии справедливости и развития (ПСР) окончательно разорвали свои отношения со своим недавним союзником влиятельным турецким богословом Ф.Гюленом, руководящим глобальным движением «Хизмет». Более того Эрдоган и его соратники вступили в настоящую войну с «гюленовцами», исход которой может иметь самые различные последствия.

На фоне такой «политической картины» в Турции особое внимание привлекает пересмотр дела «Эргенекон» и начало освобождения обвиняемых лиц по этому делу, которые в большинстве своем представляют важные армейские чины. Напомним, что дело «Эргенекон» — это дело о тайной ультранационалистической террористической организации, замышлявшей государственный переворот с целью свержения происламистского правительства Р.Т.Эрдогана. Членами организации «Эргенекон» являлись высокопоставленные руководители вооруженных сил и спецслужб страны, известные политические и общественные деятели, депутаты парламента, ученые, адвокаты, журналисты. Начавшееся в 2007 году дело «Эргенекон» завершилось вынесением судебного приговора 5 августа прошлого года – из 375 обвиняемых в создании террористической организации и подготовке государственного переворота с целью свержения правительства Р.Эрдогана суд оправдал 21. Остальные же были признаны виновными и приговорены к различным срокам тюремного заключения. Среди лиц, в отношении которых был вынесен пожизненный приговор, армейский генерал Илькер Башбуг, который был начальником Генштаба Вооруженных сил Турции с 2008 по 2010 гг, известный турецкий журналист и общественный деятель Тунджай Озкан и др. В свое время дело «Эргенекон» внесло раскол в турецкое общество: мнения о том, действительно ли была такая организация и готовила ли она на самом деле переворот, разделились. Следствием же дела стало «урезание» полномочий военных и их «отстранение» от власти.

В нынешних условиях политического «хаоса» в Турции, когда каждый день происходят «сенсационные» события, пересмотр дела «Эргенекон» и освобождение обвиняемых по делу лиц представляет особый интерес. Отметим, что решением от 6 марта 2014 года Конституционный суд Турции постановил, что права бывшего главы Генштаба Вооружённых сил Турции Илькера Башбуга, который был осужден по делу «Эргенекон», были нарушены. В связи с чем Конституционный суд Турции постановил отправить решение обратно в местный суд. Через несколько часов после решения Конституционного суда, адвокат И.Башбуга направил прошение в местный суд с требованием его освобождения. На следующий день бывший начальник Генштаба Вооруженных сил Турции был освобожден. В след за освобождением И.Башбуга последовали освобождения других видных «участников» «Эргенекон» — 10 марта были освобождены полковник в отставке Левент Гекташ, журналист Тунджай Озкан и Седат Пекер.

Как сообщает турецкое новостное агентство Cihan, в первом заявлении, сделанном после освобождения, И.Башбуг призвал к освобождению всех подозреваемых по делу «Эргенекон». Он вспомнил свое возмущение и шоковое состояние, когда он, будучи главой вооруженных сил Турции, был заключен под стражу как лидер террористической группы. Башбуг призвал Турцию изучить дело «Эргенекон», которое четко показало, чем могла для военных обернуться «сила власти». «Если Турецкая Республика хочет стать правовым государством, ответ должен быть найден. Те, кто создали это дело, должны предстать перед справедливым судом», — отметил Башбуг. В интервью известному турецкому журналисту, автору газеты Hürriyet Ахмету Хакану, навестившему Илькера Башбуга спустя несколько дней после его освобождения, бывший глава Генштаба вооруженных сил Турции на вопрос «Было ли дело «Эргенекон» иностранной операцией?» ответил: «Я не могу судить без доказательств». Тем не менее Башбуг осторожно заметил, что тогда за день до голосования в турецком парламенте по вопросу, разрешить ли использование турецкой территории для операции в Ираке или же нет, Совет национальной безопасности обозначил свою отрицательную позицию по этому вопросу. Таким образом, можно «додумать» сказанное Башбугом и заключить, что вероятно в деле «Эргенекон» был замешан «американский след». Однако нащупать «американский след» в этом деле не просто, чего не скажешь о Ф.Гюлене и «джемаате», для которых военные и националисты традиционно «заклятые» враги и которые, кроме того, еще и обладают таким неоспоримым рычагом силы и влияния как «свои люди» в судебной системе. При том политическом раскладе в Турции, когда Эрдоган и «джемаат» действовали как единая команда, дело «Эргенекон» успешно прошло — влиятельные военные, представляющих опасность для исламистов, были «убраны» за решетку. Сейчас же политический расклад иной. «Заклятым» врагом премьер-министра Эрдогана, как оказалось, стал Гюлен и его сторонники. Эрдоган, оценив ситуацию, понимает, что самым мощным оружием против «гюленовцев» могут быть только военные, особенно те, кто был несправедливо осужден по сфабрикованному делу. Вопрос только в том, удастся ли Эрдогану «натравить» военных на сторонников Гюлена, и смогут ли военные закрыть глаза на факт прямого участия Эрдогана в их недавнем «отстранении» от власти.

52.28MB | MySQL:103 | 0,561sec