О ситуации в МИД Израиля в связи с забастовкой сотрудников

В начале марта 2014 г. cотрудники Министерства иностранных дел Израиля объявило о своем решении возобновить забастовку в связи с неурегулированным конфликтом с Министерством финансов страны. За первую неделю прекращения работы дипломатов последствия такого рода действий ощутили на себя и премьер-министр Б.Нетаньяху и первые лица других государств, предполагавших прибыть с визитом в Израиль. В последние несколько дней начали появляться первые комментарии представителей министерства и экспертов по внешней политике Израиля. О сущности конфликта, текущем состоянии ситуации и возможных последствиях пойдет речь в настоящем обзоре.

Напомним, нынешние действиям сотрудников израильского МИДа являются фактическим следствием провала длившегося 7 месяцев процесса по поиску компромисса между Министерством финансов, не желающим увеличивать финансирование внешнеполитического ведомства, и дипломатами, требующими повышения заработной платы и улучшения условий труда. Посредником в урегулировании этого трудового конфликта был экс-верховный судья Всеизраильского суда по трудовым конфликтам С.Адлер. По данным газеты Haaretz со ссылкой на представителей обоих министерств сообщается, что фактическим поводом к отказу от переговоров стал тот факт, что дипломаты сочли, что посредник склоняется к принятию проекта, предложенного Министерством финансов. В частности, комментируя ситуацию, председатель профсоюза работников МИД Я.Фроммер заявил, что значительная часть «уступок», сделанных дипломатам, уже применяется на практике некоторое время, а действительно важные финансовые вопросы были проигнорированы[i].

Сам документ, в свою очередь, был представлен на прошлой неделе и не предполагал значительного роста оклада дипломатов, хотя и включал пункты, касающиеся выплат пособий по уходу за детьми младше трех лет и содействия трудоустройству супругов сотрудников, вернувшихся из заграничных учреждений. Кроме того, Министерство финансов выступило с предложением ограничить четырьмя годами работу дипломатов в центральном аппарате министерства, а также назначать сотрудников зарубежных представительств в соответствии «с потребностями страны», в то время как сейчас лишь при отправке в первую командировку дипломат должен согласиться на любую предложенную страну.

В результате, 4 марта 2014 г. Министерство иностранных дел приняло решение прекратить оказание консульских услуг, подготовку визитов и взаимодействие с представителями иностранных государств. 5 марта 2014 г. эта информация появилась на официальном сайте министерства и интернет-ресурсах загранучреждений МИД Израиля.  Исключение составляют только экстренные случаи, связанные с непосредственной угрозой жизни гражданам еврейского государства. Однако для того, чтобы сотрудники, находящиеся на рабочих местах, начали действовать им необходимо решение профсоюза. В дальнейшем дипломаты пошли на ужесточение санкций, ограничив взаимодействие с министром А.Либерманом и его заместителем З.Элькиным. Кроме того, как сообщает корреспондент Haaretz Б.Равид в статье от 12 марта 2014 г. со ссылкой на неназванный источник во внешнеполитическом ведомстве, в ближайшем будущем следует ожидать роста напряженности.

Первые последствия такого рода действий сказались на внешней политике Израиля фактически мгновенно. В частности, после задержания 5 марта 2014 г. бойцами «13-й флотилии» ВМС Израиля сухогруза Klos-C радиостанция «Решет бет» сообщила о намерении израильтян обратиться в ООН по вопросу обвинения Ирана в нарушении резолюций Совета Безопасности №1373 от 28 сентября 2001 г. (Угрозы международному миру и безопасности, создаваемые террористическими актами) и №1860 от 8 января 2009 г. (Положение на Ближнем Востоке, включая палестинский вопрос).

Однако затем израильский представитель при организации Р.Просор получил от профсоюза работников МИД указание не проводить в ООН переговоров по этой теме. В противном случае его действия будут рассмотрены как нарушение забастовки. В дальнейшем появилась информация о том, что жалоба на действия Ирана все же была подана. При этом в ней говорилось уже о нарушении резолюции №1747 от 24 марта 2007 г. и №1929 от 9 июня 2010 г. В обоих документах речь шла о нераспространении оружия. О том, вышел ли представитель Израиля при ООН за рамки распоряжений профсоюза или этот случай попал в категорию «экстренных», официальные комментарии сторон отсутствуют.

В тот же день 5 марта 2014 г. Б.Нетаньяху также попал под дейсвия забастовки МИДа, прилетев из Нью-Йорка в Лос-Анджелес для встречи с ведущими американскими бизнесменами и посещения Силиконовой долины. Во время этой части визита израильского премьер-министра никто из сотрудников консульства не сопровождал его, также не состоялась официальная церемония приветствия.

Впрочем, эти случаи, прежде всего, были важны для интересов Израиля и в меньшей степени могли сказаться на партнерских отношениях с другими странами. Гораздо сложнее дела обстоят с визитами глав иностранных государств. Здесь показательным стал приезд премьер-министра Великобритании Д.Кэмерона 12 марта 2014 г. Напомним, что 11 февраля 2014 г. уже сообщалось об отмене визита политика в Израиль из-за наводнения в районах Англии и Уэльса. На мартовские переговоры возлагались большие надежды, т.к., по сообщениям офиса британского премьер-министра, предполагалось обсудить широкий спектр вопросов от экономики и инноваций до палестинской проблемы и памяти о Холокосте. Кроме того, была запланирована речь Д.Кэмерона в Кнессете.

В условиях забастовки сотрудники МИД Израиля отказались от какого-либо участия в подготовке и проведении официальных мероприятий по организации двухдневного пребывания в стране главы британского правительства. В этой связи данные функции были возложены на Канцелярию премьер-министра Израиля и посольство Великобритании в Тель-Авиве. По сообщению журналистки газеты The Guardian Х.Шервуд в статье от 11 марта 2014 г., встреча получилась несколько более сдержанной, а в ходе мероприятий не всегда был соблюден протокол[ii]. Однако серьезных организационных или логистических проблем все же удалось избежать.

Единственной недовольной стороной в данном случае оказались лишь активисты профсоюза  работников МИД Израиля. Как сообщает корреспондент издания Times of Israel в материале от 12 марта 2014 г., ими был подан протест на имя британского посла в Израиле М.Голда, где говорилось, что содействие персонала британской дипмиссии приезду Д.Кэмерона было расценено, как попытка подорвать действия бастующих[iii].

Таким образом, израильские дипломаты, которых экс-заместитель министра иностранных дел Израиля Д.Аялон в свое время сравнивал с солдатами, вновь начали войну за свои права, а их командование в лице профсоюза работников МИД предприняло очередную попытку руководить не только внешней политикой собственной страны, но и действиями иностранных представителей. Нынешняя ситуация во многом напоминает забастовку 2010-2011 гг., тогда к компромиссу удалось прийти только посредством заключения трехлетнего соглашения, включавшего пункты об индексации заработной платы и улучшениях условий труда.

Опыт прошлого показывает, что с большой вероятностью нынешние бастующие могут в той или иной степени добиться своих требований. Однако ценой, которую придется за это заплатить, могут стать внешнеполитические интересы Израиля. В 2011 г. был отменен визит тогдашнего президента России Д.Медведева в Израиль, в настоящий момент забастовка угрожает сорвать или, как минимум, негативно повлиять на запланированный на конец марта визит Ш.Переса в Австрию, апрельскую поездку Б.Нетаньяху в Колумбию и Мексику, а также майский визит Папы Римского в Израиль. Кроме того, определенное сходство всех «раундов» борьбы израильских дипломатов за свои права обнаруживается и в желании найти виновных, препятствующих правительству сделать уступки бастующим. Если в прошлом, к примеру, в 2013 г. в таком качестве воспринимались сотрудники службы безопасности ШАБАК, то, как показал визит Д.Кэмерона, сегодня им стал персонал посольства иностранного государства в Тель-Авиве.

Интересно влияние забастовки на израильских официальных лиц, имеющих отношение к трудовому конфликту. Так, назначенный посредником С.Адлер, который имел опыт разрешения такого рода трудовых споров, в 2008 г. участвуя в разбирательствах в связи с забастовкой преподавателей университетов, на этот раз не смог предложить адекватный выход из ситуации. Министр финансов Израиля Я.Лапид, теряющий популярность по данным опроса, опубликованного газетой Haaretz в феврале 2014 г.[iv], рискует лишиться еще нескольких политических очков из-за противоречий с профсоюзом МИДа. Министр иностранных дел, хотя и получивший более высокие оценки в упомянутом выше опросе, и называемый в прессе «новым Либерманом», не смог уйти от старых проблем. Приняв решение ограничить контакты с ним и его заместителем З.Элькиным, дипломаты показали, что в министерстве по-прежнему нет единства. Только Б.Нетаньяху, сам оказавшийся под воздействием конфликта во время недавней поездки в США, пока остается в стороне, не желая обострять и без того сложную ситуацию, давая официальные комментарии.


[i]               Подробнее см.: Ravid B.Foreign Ministry officials warn of imminent strike that would paralyze Israeli diplomatic activity // Haaretz. URL: http://www.haaretz.com/news/diplomacy-defense/.premium-1.579189

[ii]              Sherwood H. British prime minister ‘coming as a friend’ on first official visit to Israel // The Guardian. URL: http://www.theguardian.com/world/2014/mar/11/uk-prime-minister-david-cameron-visit-israel-netanyahu-friendly

[iii]              Подробнее см.: Berman L. Striking diplomats rap UK envoy for not nixing Cameron trip //The Times of Israel URL: http://www.timesofisrael.com/striking-diplomats-rap-uk-envoy-for-not-canceling-cameron-trip/#ixzz2vvRpBJSb

[iv]              Verter Y. Haaretz poll: Most Israelis believe Lapid failed to fulfill campaign promise // Haaretz. URL: http://www.haaretz.com/news/national/.premium-1.576883

52.24MB | MySQL:103 | 0,480sec