Об основных положениях доклада Международного Энергетического Агентства (МЭА), Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и BP по развитию мирового рынка энергетики

В конце января 2014 года в столице Королевства Саудовская Аравия Эр-Рияде состоялся Четвертый симпозиум Международного Энергетического Форума по прогнозированию энергетики до 2035 года. На симпозиуме помимо демонстрации прогнозов по производству и потреблению первичных и вторичных источников энергии было уделено внимание вопросам методологии средне и долгосрочного прогнозирования, растущей добыче сланцевого газа и нефти в США, обсуждались изменения в секторе нефтепереработки.

Для прогнозирования спроса на первичные источники энергии МЭА и ОПЕК используют различные подходы, это приводит к тому, что в данных за прошлые годы возникает расхождение в показателях (в частности разница в 1,1 мбд возникла в 2012 году), что, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на будущие показатели.

Основные расхождения прогноза на 2014 г. коснулись потребления нефти на Африканском континенте (прогноз МЭА выше прогноза ОПЕК на 0,2 мбд), а также ее производства в странах, не входящих в нефтяной картель, в частности странах-членах ОЭСР (оценка МЭА снова выше ОПЕК на 1,1 мбд). Разница в оценке роста мирового ВВП на 0,5% привела к тому, что суммарное потребление нефти в Китае, Индии, США и ЕС в 2014 году не совпадает у этих двух организаций.

Для дальнейшего прогнозирования обе организации обращаются к оптимистичным данным МВФ по росту ВВП в отдельных странах и сходятся в том, что основным двигателем спроса на жидкие углеводороды будут страны, не входящие в ОЭСР. Также в среднесрочной перспективе в странах-членах ОПЕК темпы роста производства первичных источников энергии окажутся ниже, чем в других регионах, в основном за счет растущего производства в государствах Северной Америки и странах, не входящих в ОПЕК и ОЭСР. По мнению МЭА, в 2015 году США станет мировым лидером по добыче нефти, а пик добычи сланцевой нефти в США и Канаде придется на 2017-19 гг., в то время как ОПЕК считает, что в государствах добыча останется на том же уровне, на котором находится сейчас.

Обе организации считают, что до 2020 года квоты ОПЕК останутся в пределах 30 мбд, а после 2020 года – немного увеличатся.

При долгосрочном прогнозировании особое внимание уделяется программам в энергосекторе, которые уже были приняты или ожидается, что они будут приняты правительствами стран. Так 5-летний план развития энергетического сектора Китая свидетельствует о том, что будут предприниматься меры по сокращению доли угля среди потребления первичных источников энергии. При этом дополнительные темпы роста получит потребление природного газа, это вызвано тем фактором, что Китай рассчитывает на импорт австралийского газа, промышленная добыча которого благодаря колоссальным инвестициям Поднебесной начнется уже в ближайший период, а также разработкой собственных сланцевых месторождений благодаря технологии гидроразрыва без использования воды. Ожидается, что за счет возможного повышения энергоэффективности будут уменьшены автомобильные выбросы в воздух.

В Индии в аналогичном плане предусмотрено увеличение использования возобновляемых источников энергии для производства электричества. Ожидается, что рост спроса на электричество в Японии заставит страну продолжить производить атомную энергию, от производства которого государство полностью отказалось осенью 2013 г. В результате к 2035 г. общий спрос 8,7-миллиардного населения на первичные источники энергии составит 337-342 млн барр. нефтяного эквивалента в день (для сравнения в 2010 г. этот показатель равнялся 260 мбнэ в день). Диапазон цифр обусловлен тем, что ОПЕК ожидает более высокие темпы роста ВВП, а, следовательно, и потребления энергоресурсов в Китае и Индии, нежели МЭА. Ситуация в Бразилии с разработкой глубоководных подсолевых месторождений пока остается неясной.

Между двумя организациями нет общего понимания в прогнозе цены на нефть, как основного источника энергии: ОПЕК исходит из стоимости барреля нефти корзины ОПЕК (сумма добычи и транспортировки), МЭА использует форвард 6-летнего прогноза на стоимость фьючерса сырой нефти марки Brent, а также среднюю стоимость барреля нефти для стран-импортеров. В результате к 2020 г. получается разброс цен от 94 до 120 долл. США, в 2035 г. – от 100 до 145 долл. США (рассчитано в долл. США 2012 г.).

Несмотря на то, что МЭА и ОПЕК до сих пор не нашли консенсус в некоторых показателях по прошедшим годам, обе организации понимают, что нужно работать в направлении объединения общих усилий по внедрению единых определений, стандартов, а также методов расчета, чтобы не создавать числовую иллюзию. В связи с этим особое внимание уделяется соблюдению международных стандартов при расчете резервов, распространению общепринятых требований к своевременному предоставлению информации и повышению прозрачности энергетического сектора в развивающихся странах. Стоит также добавить, что за прошедший год обеими организациями были достигнуты определенные успехи.

Четкий прогноз мирового энергетического сектора необходим не только для гарантии поставок необходимого количества углеводородного сырья на мировой рынок, но и для поддержания мировой экономической стабильности и уверенности.

В отличие от сценариев развития энергетики, предлагаемых МЭА и ОПЕК, BP выступает с единым прогнозом развития энергетики до 2035 г. Основу методологии составляют общие тенденции по политической, экономической и технологической составляющих с учетом существующих энергетических стратегий в странах. В результате генерируется «наиболее вероятный» сценарий развития мирового энергосектора.

Согласно этому прогнозу, за период с 2012 года по 2035 год потребление первичных источников энергии увеличится на 41%, при этом темпы роста из года в год будут постепенно падать с 2,2% до 1,1%. Промышленное производство и генерация электричества (в т.ч. в рамках развития промышленного сектора) окажутся двумя отраслями с наибольшим потреблением первичных источников энергии (рост до 46% к 2035 году), данная динамика будет в большей степени продемонстрирована странами, не входящими в ОЭСР (их вклад приравнивается к 95%). Китай и Индия, как страны-импортеры нефти и природного газа, занимают лидирующие позиции в данном прогнозе.

Доля транспорта в потреблении энергии будет менее волатильна и будет находится на уровне 13%.

Касательно межтопливной конкуренции, наибольший темп роста покажут возобновляемые источники энергии, в частности биотопливо (6,4%), атомная и гидроэнергетика (по 1,9%). Среди углеводородов с показателем 1,9% наибольший рост покажет потребление природного газа. Эти цифры подтверждены желанием ряда стран развивать ВИЭ и внедрять регламенты, которые бы регулировали инвестирование новых форм производства электричества и способствовали развитию технического прогресса.

Благодаря достижению высокого уровня энергоэффективности в 2006 году странами ЕС был продемонстрирован максимальный уровень потребления энергоресурсов, к которому 28 стран уже вряд ли вернутся в будущем. В мировом потреблении со временем нефть будет уступать лидирующую позицию в ТЭК, что приведет к тому, что в мировом энергопотреблении наступит баланс между углеводородными источниками первичной энергии (доля всех 3 видов сырья будет примерно равна 27%).

С 2018 года США начнут экспортировать углеводороды, и предполагается, что ее основными потребителями будут страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Однако это никак не повлияет на позицию России, как лидера по суммарному экспорту энергоресурсов.

ОПЕК, по мнению BP, продемонстрирует рост в производстве и экспорте газоконденсатных жидкостей, а также рост в добыче иракской нефти. К 2035 году квоты организации на добычу нефти увеличатся до 34 мбд.

Выбросы углекислого газа будут увеличиваться по мере увеличения потребления энергии. Средний темп роста – 1,1% в год, что меньше среднего темпа потребления первичных источников энергии, однако выше, чем одобренный учеными уровень.

График 1. Потребление первичных энергоресурсов по секторам экономики, мтнэ в год

image001

Источник: BP Energy Outlook 2035: January 2014

 

График 2. Потребление различных видов первичной энергии, мтнэ в год

 image002

Источник: BP Energy Outlook 2035: January 2014

52.32MB | MySQL:110 | 0,508sec