Третий человек в саудовской государственной иерархии

27 марта 2014 г. правящий саудовский монарх король Абдалла бен Абдель Азиз предал гласности свой новый указ А/86 о назначении принца Мукрана бен Абдель Азиза «наследником наследника престола (вали ли вали аль-ахд)». К тексту этого указа стоило бы обратиться в первую очередь.

Итак, в указе говорилось: «Во имя Господа, милостивого, милосердного! С помощью Всевышнего мы, Абдалла бен Абдель Азиз Аль Сауд, король Королевства Саудовская Аравия, действуя на основе предписаний исламского шариата, требующего держаться за вервь Аллаха и сотрудничать на Его пути, стремясь, опираясь на методы закона, обеспечить национальное единство и сплоченность и содействовать добру и руководствуясь принципами правления, на которых основывается власть в Королевстве Саудовская Аравия, как и заботясь о поддержании существования государства и обеспечении его будущего, гарантируя, с помощью Всевышнего, базовые предпосылки жизни государства, созданного, чтобы служить религии, стране и рабам Божиим, и обеспечивая благо нашего преданного своим правителям народа, а также ознакомившись с Основным законом правления … и Законом о Комитете по принесению клятвы, … как и с протоколом заседания Комитета по принесению клятвы № Х/1 от 26.05.1435 г., … заслушавшего пожелание Служителя Двух Благородных Святынь, короля Абдаллы бен Абдель Азиза Аль Сауда и наследного принца Сальмана бен Абдель Азиза Аль Сауда, в котором члены Комитета по принесению клятвы высказали свое мнение в отношении выбора Его Королевского Высочества принца Мукрана бен Абдель Азиза Аль Сауда в качестве наследника наследника престола и большинством голосов, превысившим три четверти членом Комитета, поддержали это пожелание, … мы повелеваем следующее:

Во-первых, Его Королевское Высочество принц Мукран бен Абдель Азиз Аль Сауд выбирается наследником наследника престола, сохраняя за собой пост второго заместителя председателя Совета министров;

Во-вторых, Его Королевское Высочество принц Мукран бен Абдель Азиз Аль Сауд в его качестве наследника наследника престола принесет клятву верности и станет наследником престола в случае кончины наследника престола, а также королем страны в случае единовременной кончины наследника престола и короля …;

В-третьих, наш выбор и поддержка этого выбора нашим братом, нынешним наследником престола, как и согласие с ним членом Комитета по принесению клятвы, означает, что данный указ выступает в законную силу с момента его публикации. Этот указ не может подвергнуться каким-либо последующим изменениям с чьей-либо стороны…;

В-четвертых, не подвергая сомнению статьи 1, 2 и 3 данного указа, король, вместе с тем, может в будущем, основываясь на собственном пожелании, избрать нового наследника наследника престола и предложить его кандидатуру членам Комитета по принесению клятвы. Указ о его назначении может быть обнародован только в случае, если с новым пожеланием короля согласится большинство членом Комитета;

В-пятых, содержание нашего указа доводится до сведения всех заинтересованных инстанций, которые должны приступить к его исполнению.

Абдалла бен Абдель Азиз Аль Сауд».

Новый указ саудовского монарха не требует сколько-либо существенных комментариев, — он четко и недвусмысленно подтверждает стремление власти обеспечить преемственность управления и престолонаследия. Конечно же, сама необходимость ее действий в этом направлении вытекает из важных обстоятельств, едва ли не первое место среди которых занимает физическое состояние двух первых лиц саудовской государственной иерархии – самого монарха и нынешнего наследного принца. Но стоит ли спекулировать на этих обстоятельствах, если важнее другие аспекты проблем саудовской власти?

Эта власть действует сегодня в четко очерченных правовых рамках, созданных существующими в стране конституционными актами – Основным законом правления и Законом о Комитете по принесению клятвы (ставшем реальностью страны в октябре 2006 г.). Этот Комитет (о чем автор этих строк уже не раз писал на страницах сайта Института Ближнего Востока) объединяет в своих рядах представителей всех (исключение составляет только принц Таляль бен Абдель Азиз) фракций потомков короля-основателя Абдель Азиза (Ибн Сауда). Немалая часть этих представителей уже сегодня составлена из числа внуков Ибн Сауда, активно действующих в рядах национальной политической элиты и во многом определяющих внутри – и внешнеполитический курс Саудовской Аравии. Если эти внуки пока еще не стали ведущими фигурами саудовского истеблишмента, то тому есть логично объясняющие  это положение (и исключающие досужие домыслы и спекуляции) причины, — наиболее веской среди них является та самая саудовская васатыйя – «срединность», отказ от «революционных» крайностей в сфере управления государством, последовательность выдвижения на вершину управления страной тех или иных живущих ныне сыновей Ибн Сауда, определяемая принципиальной важностью достижения консенсуса в рядах правящей семьи (что, кстати говоря, доказывается и цитировавшимся выше текстом указа правящего монарха).

Все же, стоило бы сказать несколько слов о принце Мукране бен Абдель Азизе. Он родился в 1945 г. в Эр-Рияде и, наверное, был одним из последних сыновей Ибн Сауда, получившим начальное и среднее образование в столичном Лицее для принцев (впрочем, всегда остававшимся открытым и для сыновей всех представителей саудовской знати). В 1964 г. принц поступил на службу в «королевские военно-воздушные силы», получив свое первое офицерское звание лейтенанта после продолжавшейся год учебы в Великобритании. Далее последовало развитие военной карьеры – в 1977 г. принц Мукран был назначен помощником руководителя оперативного штаба военно-воздушных сил и главой отдела штабного планирования. Принадлежность к правящей семье отнюдь не автоматически позволяла двигаться по служебной лестнице!

В марте 1980 г. военная карьера принца Мукрана была прервана, — указом короля (в то время) Халеда бен Абдель Азиза он был назначен губернатором провинции Хаиль (страна вступала в эпоху начала деятельности исламистской оппозиции, и Хаиль был одним из ее центров). На этом посту принц Мукран оставался вплоть до ноября 1999 г., когда указом (в то время) короля Фахда бен Абдель Азиза он был назначен на пост губернатора провинции Медина, где он сменил своего ушедшего из жизни предшественника и брата принца Абдель Маджида бен Абдель Азиза, — идеи и практика заблудшей секты распространялись и в этом «святом городе» ислама. Все та же причина предопределила назначение принца Мукрана (указом нынешнего монарха) в октябре 2005 г. на пост главы саудовской общей разведки, которую он возглавлял вплоть до июля 2012 г. 1 февраля 2013 г. на основании указа короля Абдаллы бен Абдель Азиза принц Мукран был назначен вторым заместителем председателя Совета министров (его главой является правящий монарх, а его первым заместителем – наследный принц Сальман бен Абдель Азиз).

Впрочем, принц Мукран бен Абдель Азиз не только политическая фигура, но и человек, — он отец восьми сыновей и семи дочерей. И у него есть обычные человеческие хобби – любовь к классической арабской поэзии (в этом отношении он один из многих и в Саудовской Аравии, и в арабском мире, как не раз сообщала саудовская пресса, его личная библиотека превышает десять тысяч книг не только по литературе, но и по самым различным отраслям знания), любовь к астрономии и занятие астрономическими наблюдениями, интерес к современным техническим достижениям. Принц Мукран – непременный участник национальных литературных встреч и поэтических турниров. Но, наряду с этим, он один из наиболее последовательных сторонников создания в стране (и это его начинание уже претворено в жизнь) электронного правительства. Многосторонняя и во многих отношениях яркая фигура!

Комментируя его новое назначение, открывающее принцу Мукрану бен Абдель Азизу путь к трону, «Аш-Шарк Аль-Аусат» в своем номере от 28 марта 2014 г. писала: «Саудовское государство остается стабильным, а саудовский правящий дом вновь доказал, что он способен обеспечить плавную ротацию власти, используя для этого уже существующие правовые механизмы и институты, важнейшим среди которых является Комитет по принесению клятвы». Далее газета продолжала: «С международной точки зрения, королевство посылает сигнал государствам мира, подтверждая свою приверженность курсу умеренности и доказывая, что Саудовская Аравия, играющая важную роль в мирохозяйственных связях и, в силу этого обстоятельства, поддерживающая многосторонние международные связи, останется стабильной и безопасной, а руководство ею останется в надежных руках. В региональном же отношении, — развивала далее эту мысль «Аш-Шарк Аль-Аусат», — и поскольку в регионе продолжают сохраняться взрывоопасные очаги напряженности и противостояния, а в ряде арабских стран царит анархия, Саудовская Аравия посылает два сигнала. Один из них направлен ее союзникам, и он говорит: “Мы остаемся крепкими и стабильными”. Второй же обращен к ее противникам: “Ваши враждебные замыслы обречены на провал, а ваши устремления не принесут вам желаемых результатов”. Наконец, в контексте самого важного – внутреннего развития, — писало это ведущее саудовское издание, — Саудовская Аравия открыто говорит своему народу, как организуется передача власти и кто станет будущим руководителем страны».

Эти слова исчерпывающее выражает идею и практику нового начинания саудовского политического истеблишмента – создания в структуре государственной власти поста наследника наследника престола.

52.23MB | MySQL:103 | 0,657sec