Одним из главных побудительных мотивов начала массовых народных движений в арабском мире стал вопрос о смене власти, которая десятилетиями на разных уровнях оставалась неизменной и, естественно, не была заинтересована в проведении каких-либо знаковых реформ в экономике и социальной сфере стран региона.
К тому же, уход из жизни или политики в последние несколько лет многих знаковых фигур на Ближнем Востоке (сделал не только скучными саммиты ЛАГ – А.В.), обострил одну из основных проблем современной арабо-исламской государственности, когда переход власти и смена элит превращались в перелом общества. Тем более что сегодня в арабском мире, пока не просматривается харизматического лидера регионального масштаба.
Лидера, который имел бы возможность предложить эндогенный общеарабский проект развития светского модернизационного содержания с учетом интересов арабо-исламского большинства, прав и желаний национально-религиозных меньшинств и сплотить вокруг него представителей региональных элит и широких слоев населения арабских стран. В сложившихся военно-политических условиях Ближнего Востока подобного рода изменения могут иметь весьма негативные последствия.
При этом неопределенность перспектив сохраняется и в тех странах, которые оказались лишь косвенно затронуты событиями «арабской весны» и где, казалось бы, проблема смены власти была решена и являлась «семейным делом», как, например, в Саудовской Аравии.
Действующий в королевстве механизм преемственности власти оформился еще в 1930-х гг. ХХ века в период правления основателя современного саудовского государства короля Абдель Азиза Ибн Сауда. Согласно ему власть в королевстве носит наследственный характер и передается по старшей линии в роду представителям семьи Саудидов и связанных с ней родственными узами крупнейших племенных кланов Саудовской Аравии.
Статья так называемого «Основного закона», принятого королем Фахдом в начале 1990-х гг., и созданный в 2000-м году совет из 18 старших принцев королевской семьи по определению преемственности власти, несколько расширили возможности власти в вопросе выбора преемника. Принятый осенью 2006 г. закон о создании комиссии по принятию королевской клятвы внес определенные коррективы в статью 5 «Основного закона». Он был направлен на создание защитных механизмов от внутрисемейной борьбы за власть, придание конституционной видимости процессу ее передачи, и несколько расширил круг участников механизма принятия решений и кандидатов на высшие должности в стране. Однако данные меры носили косметический характер и не могли изменить сложившуюся практику в вопросе смены власти.
До начала революционных событий на Арабском Востоке традиционный механизм работал достаточно устойчиво. Передача власти наследному принцу Абдалле после кончины короля Фахда в августе 2005 г. прошла без видимых конфликтов в правящей элите. Впервые в истории королевства к власти пришел выходец не из клана Судейри, представители которого традиционно правили страной после смерти Ибн Сауда.
В то же время, воцарение Абдаллы на саудовском престоле вряд ли могло свидетельствовать о серьезных переменах в вопросе о власти на верхних этажах правящей элиты. Скорее это произошло в результате компромисса между соперничающими фракциями королевского семейства в целях сохранения преемственности саудовского курса. Одним из первых указов новый король назначил в качестве наследника престола выходца из клана Судейри — Султана бен Абдель Азиза (ныне покойного), занимавшего пост министра обороны с 1962 г. Таким образом, сохранился традиционный механизм смены власти и баланс сил в правящей элите.
Власти королевства стремились объединить свои силы для решения стоящих перед страной весьма непростых задач. Речь шла, прежде всего, о выработке оптимального курса государственных реформ и противодействия терроризму. При этом говорить о наличии какой-либо системной оппозиции, тем более внутриэлитного характера, не приходилось.
В феврале 2005 г. в Саудовской Аравии, впервые в истории, были проведены частичные муниципальные выборы, однако избранные в ходе них городские советы так и не смогли полноценно заработать к назначенному времени. В тоже время, с конца 2007 года в саудовском руководстве усилился конфликте между представителями различных поколений саудовской королевской семьи по вопросу о путях дальнейшего развития страны. Данный факт косвенно свидетельствовал о том, что устоявшийся порядок власти в королевстве мог быть поколеблен, особенно в случае возникновения в стране кризисной ситуации.
С началом событий «арабской весны» и постепенным распространением ее последствий на другие страны региона, оказывалось достаточно сложным предсказать, насколько долго сможет сохраняться в неизменном виде достигнутый баланс сил. Действительно, сохранять прежнее равновесие становилось все труднее. Второе поколение в правящей королевской семье постепенно выходило (через бизнес — А.В.) на политическую авансцену и требовало своей доли во власти.
В целях сохранения баланса сил саудовскому руководству пришлось задуматься над разработкой новой формулы власти, способной обеспечить доступ к управлению государством представителей нового поколения саудовцев, и не только из ныне правящей семьи. Это было особенно актуально с учетом наличия в стране внесистемной оппозиции, ряды которой регулярно пополняются за счет выходцев из небогатых слоев городского населения и сельских мигрантов. В этой связи борьба с бедностью и безработицей становилась актуальной задачей саудовских властей. Ее решение облегчалось благоприятной коньюктурой на мировых рынках нефти. Однако куда большую озабоченность саудовского руководства вызывала значительная религиозная оппозиция, которая не только потенциально угрожала стабильности страны, но и была способна подорвать легитимность нынешней власти, основанной на принципах ислама и шариата. Углубляющееся в стране социальное неравенство, несомненно, служило питательной средой для роста оппозиционных настроений, которые в условиях отсутствия светских политических и общественных институтов канализировались в религиозной форме. Треснувший социальный мир можно было попытаться склеить путем массированных финансовых вливаний. В конце лета 2011 года саудовский монарх издал ряд королевских декретов, согласно которым на социальные нужды населения были ассигнованы миллиарды долларов США. Однако куда сложнее было справиться с решением политических проблем общеарабского характера. Эскалация напряженности в регионе приводила к тому, что призывы к джихаду становились привычным элементом пятничных проповедей в мечетях королевства. А растущее участие выходцев из королевства, сражавшихся в Сирии против Асада превращало слова в дела. К тому же оппозиция пользовалась симпатией и поддержкой различных групп населения страны, в том числе представленных в саудовских силовых структурах.
Пока саудовскому режиму удавалось справляться с акциями социального протеста и удерживать их от перерастания в неконтролируемые действия. Однако практически невозможно предсказать, когда количество перерастет в качество и градус внутренней напряженности повысится настолько, что приведет к нарушению военно-гражданских отношений и баланса власти. Сложно также спрогнозировать, до каких пределов спецслужбы и армия смогут действовать против своего народа. Нельзя исключать, что регулярные войска могут решить отойти на задний план, предпочитая не столько подавлять, сколько умиротворять общественность. Если режим утратит поддержку со стороны армии, он станет более уязвим для оппозиции, прежде всего действующей под знаменем политического ислама.
Очевидно, принимая во внимания сложившиеся обстоятельства, саудовский монарх в последних числах марта 2014 года произвел ряд знаковых кадровых перестановок в высших эшелонах власти. Так, хворающему наследнику престола принцу Сальману (77 лет) назначен новый заместитель принц Мукрин (68 лет). Внешне этот шаг мог выглядеть весьма логичным, и объясняться стремлением монарха обеспечить бесперебойную работу властного механизма, особенно в столь непростых региональных условиях. С другой стороны ряд обстоятельств могли свидетельствовать о некоторой необычности данного шага.
Так, назначение принца Мукрина состоялось за несколько часов до прибытия в КСА президента США Б.Обамы, которому многие наблюдатели пророчили весьма непростые переговоры с саудовским руководством по целому спектру региональных проблем, прежде всего по Ирану и Сирии.
Во-вторых, обратило на себя внимание необычно жесткое заявление, с которым выступил монарх в ходе своей речи по случаю назначения принца Мукрина заместителем наследника престола. Так, Абдалла дал ясно понять, что это его решение является окончательным, не может быть оспорено или отменено никем и ни при каких обстоятельствах. По оценке ряда искушенных экспертов подобное заявление могло рассматриваться как негласное указание на то, что состояние здоровья самого монарха и наследного принца Сальмана действительно серьезно ухудшилось за последнее время. При этом новый заместитель наследника престола принц Мукрин мог рассматриваться как наиболее вероятный претендент на занятие в будущем престола в случае смерти или длительной нетрудоспособности действующего наследного принца или монарха.
Однако, пожалуй, самым любопытным аспектом данного назначения стало то обстоятельство, что принц Мукрин является одним из самых молодых сыновей (42-м) основателя династии Саудидов (Ибн Сауда), а его матерью является Барака аль-Йаманийя. То есть она не происходит из племени Саудидов и трех других союзных ему кланов, что нарушает одну из основополагающих негласных традиций наследования власти в королевстве. Таким образом, Мукрин, с одной стороны, не приходится единоутробным братом действующему монарху, а с другой не принадлежит к семейству ас-Судейри. Иными словами он в отличие от сыновей Ибн Сауда – бывшего короля Фахда, покойных ныне наследных принцев Султана и Найефа, заболевшего Сальмана и принцев Адбул Рахмана, Турки ат-Тани и Ахмада рожден не Хассой бинт Ахмад ас-Судейри.
Более того, если допустить, что новый заместитель наследного принца имеет много шансов стать будущим саудовским монархом, то его нынешнее место вероятнее всего займет еще один выходец не из клана ас-Судейри. Уже сегодня некоторые пророчат это место старшему сыну действующего монарха принцу Мутаибу министру по делам Национальной Гвардии (который на деле осуществляет командование этой мощнейшей спецслужбой королевства). Дело в том, что сам нынешний король был рожден Ибн Сауду его женой из влиятельного племени Шаммар по имени Бинт Аси аш-Шураим. Означает ли это, что долголетняя власть всесильной «7-ки Судейри» сходит нанет и дорогу людям из клана Судейри к самым высоким постам в государстве перекрывают другие представители династии Саудидов. Или же ее представители просто переживают непростые времена и могут со временем восстановить свои позиции.
В тоже время, эвентуальный приход во власть представителей так называемого второго поколения Саудидов, которых насчитывается несколько сотен человек, не обязательно откроет эру стабильности и процветания королевству, а равным образом может спровоцировать нежелательные потрясения внутри страны и правящего клана, в частности.
С другой стороны «авансовое» назначение наследным принцем Мукрина означает, что шансы занять королевский престол у нынешнего министра внутренних дел принца Мухаммеда бен Найефа, если и не сильно ослабли, то явно поколеблены. В тоже время, принц Мухаммед вполне справедливо считал себя достойным кандидатом на высший пост в королевстве. По свидетельству близко знающих его людей он весьма неплохо проявил себя во время работы за границей, а также умудрился за 2 года после назначения на указанную должность приобрести заслуженную репутацию внутри страны как непримиримого борца с терроризмом.
Примечательно, что еще совсем недавно его очень тепло принимали в США, где он участвовал в работе международного саммита по безопасности. Более того, как свидетельствуют осведомленные источники, принц Мухаммед обсуждал с рядом участников саммита в закрытом режиме сирийский вопрос, и результатом этих дискуссий стало то, что американская сторона именно его вместо Бандара бен Султана попросила курировать «сирийское досье».
С другой стороны, по тем же данным, принц Мутаиб (Национальная Гвардия) также с некоторых пор ведет ряд аспектов «сирийского досье». В тоже время, многие наблюдатели обратили внимание на еще один немаловажный факт. Так, во время последнего министерсткго саммита ЛАГ в Каире, заместитель министра иностранных дел КСА принц Абдель Азиз бен Абдалла, известный своими широкими региональными и международными связями в течение нескольких дней фактически представлял на этом форуме Саудию, до тех пор, пока в Каир не прибыли принцы Сальман и Сауд аль-Фейсал.
Хорошо известно, что истинная подоплека подобных кадровых перестановок такого уровня, а тем более их запланированное влияние на внутреннюю жизнь королевства тщательно скрыты от постороннего взгляда даже самых искушенных экспертов. Другое дело, что указанные перемены могут достаточно быстро проявиться в ходе некоторых демаршей королевства на внешнеполитическом уровне. Не случайно, поэтому ряд экспертов уже сегодня выражают определенные надежды на некоторое смягчение прежней жесткой линии, занятой КСА в вопросах американо-иранского сближения. Они также полагают, что указанные кадровые перемещения могут достаточно быстро привести к позитивным изменениям в политике Саудовской Аравии в отношении Ирана, Ирака и Сирии. Подобные изменения могут быстро оформиться если не в виде государственных решений, то, хотя бы на уровне заявлений и шагов таких представителей правящей династии, как принцы Мукрин, Мутаиб, Абдул Азиз бен Абдалла и Мухаммед бен Найеф.
Иными словами, было бы весьма смелым утверждать, что уже в ближайшие дни «поезд арабских революций» прибудет из Дамаска на станцию в Хиджаз (Саудия). Тем более что англичане во главе с Лоуренсом Аравийским еще примерно сто лет тому назад успешно подорвали эту заботливо построенную немцами ветку.
А вот что касается многострадальной Сирии, то есть небольшая надежда, что мучения этой прекрасной и несчастной страны наконец-то окончатся.