Отчет Комитета по международным делам Палаты общин британского парламента «Ответ Великобритании на экстремизм и нестабильность в Северной и Западной Африке»

В конце марта по итогам заседаний Комитета по международным делам Палаты общин британского парламента был опубликован отчет, касающийся внешнеполитической стратегии Великобритании по отношению к странам Северной и Западной Африки[i]. Согласно отчету, в последнее время в зоне Западной Сахары и Сахеля вновь возник очаг экстремизма, джихадисты значительно укрепили свои позиции, в то время как внутри государств региона нарастает недовольство правящими режимами. Наиболее сложная ситуация, по мнению парламентариев Великобритании, сложилась в Ливии, Мали и Нигерии, тем не менее, все страны находятся под угрозой возможной эскалации конфликтов.

Основными приоритетами британской внешней политики должны стать безопасность и стабильность в регионе; программы развития и помощи; большая политическая и экономическая вовлеченность Великобритании; искоренение причин нестабильности; налаживание продуктивных отношений со странами Западного Сахеля и Магриба в условиях ограниченных финансовых возможностей. Наличие прочных связей с рядом стран региона наряду с возможностью оказывать влияние на правительства данных стран позволяет Великобритании претендовать на одну из ключевых ролей в регионе. Поскольку отношения между странами региона не обладают должной эффективностью ввиду нехватки политических ресурсов, проблемой безопасности и региональным соперничеством (это касается стран Магриба), маловероятно, что данные страны в совокупности с Африканским союзом способны самостоятельно решить свои проблемы. В связи с этим Палата общин настаивает на необходимости  подписания международного соглашения о безопасности и стабильности в регионе, ответственность за соблюдение которого ляжет на Францию, Великобританию и США. Стоит отметить, что проблема экстремизма не исчезнет сама собой, а любое промедление может привести к дальнейшему распространению нестабильности, поэтому необходимо как можно скорее принять совместные усилия по борьбе с этими проблемами.

Великобритания в очередной раз заявляет о своей поддержке военной операции Франции в Мали в 2013 году. В то время как ситуация в Мали значительно улучшилась, по-прежнему остается множество насущных проблем, нуждающихся в незамедлительном решении. Британские парламентарии признают, что Великобритании не удалось предвидеть все возможные последствия краха режима Каддафи в Ливии для соседних стран, что является роковой ошибкой, вызванной недостаточным знанием проблем региона.

Ключевую роль в борьбе с экстремизмом и региональной нестабильностью играют программы помощи и развития, однако в случае Сахеля данные программы не принесли ожидаемых результатов. МИДу Великобритании необходимо уделять данным программам больше внимания, способствовать тому, чтобы их реализации ничего не препятствовало, даже если это касается программ помощи и развития стран, с которыми у Великобритании нет двустороннего соглашения. В то же время стоит отметить, что правительства стран региона не уделяют должного внимания чаяниям народа, что приводит к нарастанию напряжения. Наряду с этим темпы прироста населения в регионе достаточно высоки, что создает дополнительную нагрузку для правительств данных стран, а  также приводит к росту миграции в Европу. Комитет по международным делам Палаты общин считает необходимым, чтобы правительство Великобритании наряду со своими партнерами приняли необходимые действия для снижения темпов рождаемости и для ограничения притока мигрантов. Также Палата общин поддерживает планы правительства  по продлению программ военного сотрудничества и обучения в рамках помощи развивающимся странам.

Однако вопрос военной помощи носит двусмысленный характер, как например, в случае с Нигерией, где помощь нигерийским военным вызывает большие опасения. Тем не менее, учитывая исходящую угрозу от радикальной исламистской организации «Боко Харам», а также экономические и культурные связи Великобритании с Нигерией, Лондон должен гарантировать предоставление максимально возможной военной помощи и материалов разведки. Помимо Нигерии ключевыми партнерами Великобритании в регионе являются Алжир и Марокко, однако отношения с ними ухудшились в последнее время, и это необходимо исправить. Что касается Алжира, правительству Великобритании следует уделить больше внимания защите ее подданных, работающих в этой стране. Для чего необходимо обеспечить более продуктивное взаимодействие и обмен информацией с соответствующими организациями в Алжире. Стабилизация ситуации в Алжире и Нигерии важна для Соединенного Королевства также по той причине, что региональная нестабильность приводит к росту цен на энергоресурсы, а Великобритания закупает в этих странах 6% и 12% нефти соответственно.

В рамках выводов и рекомендаций Комитет по международным делам Палаты общин подчеркивает, что борьба с терроризмом в зоне Западной Сахары и Сахеля подразумевает также устранение тех причин, которые способствуют распространению экстремистских движений. Среди этих причин стоит отметить бедность и неравенство, коррупцию, отсутствие сильных политических институтов, быстрый прирост населения на фоне истощения ресурсов, низкий уровень пограничного взаимодействия. Таким образом, для стабилизации ситуации в регионе необходимо провести работу на разных направлениях. В то время как работа по вопросам инвестирования и программам развития уже начала давать некоторые результаты, следует больше внимания уделить взаимодействию по вопросам безопасности. Палата общин также просит правительство Великобритании представить отчет касательно того, какие шаги оно собирается предпринять для углубления взаимодействия с другими странами по вопросам безопасности в регионе, и в целом по эффективности текущих миссий, программ взаимодействия и помощи.

Комитет по международным делам согласен с правительством, что Северная и Западная Африка представляют собой новый очаг экстремизма и терроризма, однако выражает сомнение по поводу слов премьер-министра о том, что незанятые территории в данной зоне являются «магнитом для джихадистов», в связи с недостаточным количеством доказательств. Террористическая угроза для людей, населяющих регион, довольно высока, и нельзя исключать возможность очередного захвата территории экстремистами. В то же время следует отдавать отчет в том, что военное вмешательство должно быть лимитировано. В целом, британские интересы в данном регионе уязвимы вне зависимости о того, в какой степени Великобритания вовлечена в антитеррористическую деятельность. Однако это не означает, что Соединенное Королевство и Запад в целом должны закрывать глаза на радикализацию Северной и Западной Африки, поскольку такая тактика приведет к появлению больших рисков для Запада в долгосрочной перспективе. Среди таких рисков можно назвать возможную радикализацию диаспор, проживающих на территории Европы, угрозу «доморощенного» терроризма и нелегальную миграцию.

Комитет по международным делам Палаты общин поддерживает политику правительства по бойкотированию выплат выкупов террористам, т.к. данные денежные средства способствуют укреплению позиций террористов. Комитет настоятельно советует Лондону и впредь придерживаться данной политики, а также продолжить оказывать давление на союзников с целью прекращения выплат террористам с их стороны.

Учитывая ограниченность дипломатических контактов со странами, расположенными в зоне Западной Сахары и Сахеля, а также нехватку знаний о регионе, Комитет советует правительству Великобритании либо исправить ситуацию путем налаживания контактов и увеличения количества исследований и обменов научной информацией, либо уменьшить свои амбиции и смягчить риторику. Так, например, говорить о чрезвычайной важности региона для Великобритании и в то же время иметь там лишь 1000 специалистов представляет собой явное противоречие.

В первую очередь Лондону стоит наладить дипломатические контакты с франкоговорящими странами региона, но чтобы избежать дублирования программ помощи и взаимодействия, а также лишних трат, Великобритании и Франции необходимо наладить сотрудничество в данной сфере, по примеру того, как им это удалось во время операции в Мали. Однако не стоит забывать о том, что Великобритания – это не Франция, и она не несет на себе постколониальное бремя ответственности за эти страны, что позволяет Соединенному Королевству оставаться более объективным и нейтральным при выстраивании своей политики.

Палата Общин поддерживает предложение Африканского союза об использовании его военных сил, однако Соединенное Королевство наряду с другими странами Запада должно также участвовать в поддержании безопасности и мирного строительстве в регионе. В то же время британскому Правительству стоит потребовать от стран ЕС большей ясности по отношению к их внешнеполитической стратегии и вопросу миграции.

В заключении Комитет по международным делам Палаты общин выражает надежду на то, что правительство Великобритании учтет его рекомендации, в частности касательно расширения дипломатического и научного сотрудничества с целью получения более полной информации о ситуации в регионе с последующей выработкой всеохватывающей антитеррористической стратегии.


[i] http://www.publications.parliament.uk/pa/cm201314/cmselect/cmfaff/86/86.pdf

52.31MB | MySQL:103 | 0,562sec