Ситуация в Алжире: март 2014 г.

Ожесточенная по накалу избирательная кампания накануне назначенных на 17 апреля президентских выборов и предшествовавшие ей коллизии определили ход основных событий марта в Алжире.

1 марта полиция разогнала организованную в Алжире манифестацию против 4-го мандата действующего президента АНДР 77-летнего Абдельазиза Бутефлики, находящегося на этом посту уже 15 лет. Она проходила под лозунгами «Нет – 4-му мандату!», «15 лет – этого достаточно!». Ее организаторами выступили сторонники стихийно родившегося протестного движения «Баракат».

Главное сомнение у противников очередного переизбрания А.Бутефлики вызывает его состояние здоровья. И у них есть все основания для этого – 2 марта обращение президента к алжирцам зачитывал не глава государства, а министр юстиции Тайеб Лух. В этом обращении по случаю 50-летия учреждения Верховного суда АНДР А.Бутефлика призвал алжирцев «массированно» принять участие в выборах 17 апреля.

«Алжирский народ даст – как обычно – урок гражданского мужества тем, кто хотел бы очернить нашу любимую страну. Он заставит замолчать всех тех, кто сомневается в его политической сознательности и его способности защитить его завоевания, безопасность и стабильность», — утверждалось в обращении, распространенном за сутки до 77-го дня рождения А.Бутефлики.

3 марта бывший глава правительства Алжира (1999-2000 гг.) Ахмед Бенбитур, первым заявивший о своих президентских амбициях перед выборами 17 апреля, вышел из избирательной гонки, осудив «заранее спланированные фальсификации». «На самом деле урны в ходе голосования ничего решать не будут», — утверждал он в распространенном в Алжире заявлении. А.Бенбитур одновременно объявил, что присоединяется к тем, кто решил бойкотировать предстоящие выборы. Тем самым он подтвердил, что главным сейчас для Алжира является не предрешенное избрание А.Бутефлики, а показатель участия алжирцев в выборах.

Тогда же примеру А.Бенбитура последовал отставной генерал Моханд Тахар Яла, поскольку президентские выборы «будут сфальсифицированы заранее с тем, чтобы А.Бутефлика получил 4-й мандат». Бывший командующий ВМС Алжира (2002-2005 гг.) утверждал, что «мафиозный клан захватил страну в заложники с тем, чтобы любой ценой удержаться у власти». Он также высказался за то, чтобы «избирательный процесс был приостановлен, а в стране введен 2-летний переходный процесс с правлением правительства национального единства, составленного из лиц с безупречной репутацией».

Несмотря на все эти демарши, А.Бутефлика 3 марта лично представил свое досье кандидата на избрание на пост президента в Конституционный совет. В тот же день он впервые после болезни, сразившей его 27 апреля 2013 г., сделал публичное заявление о предпринятом им демарше. «Я только что выдвинул мою кандидатуру в соответствии со статьей 74 конституции и избирательным законодательством», — сказал он. В момент съемки А.Бутефлика находился сидя в кресле перед председателем Конституционного совета Мурадом Меделси.

Появление президента на экранах телевизоров только увеличило число вопросов относительно его физической способности управлять страной в течение пяти ближайших лет.

А.Бутефлика стал пятым по счету политиком, заявившим о своих президентских амбициях. До него аналогичные демарши предприняли председатель Алжирского национального фронта (АНФ) Мусса Туати, председатель Фронта аль-Мустакбаль (ФМ) Абдельазиз Белад, председатель Алжирского объединения (АО) Али Загдуд и генеральный секретарь Партии трудящихся (ПТ) Луиза Ханун.

К исходу 4 марта в списке претендентов на избрание значились 12 человек, включая А.Бутефлику.

6 марта на улицы Алжира вновь вышли противники переизбрания А.Бутефлики на 4-й срок. Их акция была тут же рассеяна, до 40 ее участников были задержаны полицейскими в штатском. Полицейские мотивировали свои действия тем, что уличные шествия в Алжире запрещены еще с 14 июня 2001г.

13 марта сильный ход сделали сторонники переизбрания А.Бутефлики. В тот день одно из самых влиятельных объединений алжирских предпринимателей – Форум руководителей предприятий (FCE) — объявило, что поддерживает кандидатуру А.Бутефлики на переизбрание. Подобное решение не понравилось ряду участников FCE. Немедленно из него в знак протеста против принятого решения вышел Слим Османи, глава компании Rouiba, крупнейшего производителя фруктовых соков в Алжире. Одновременно он осудил FCE за вмешательство в политику.

13 марта глава Конституционного совета М.Меделси объявил, что в списке претендентов на избрание на пост президента остались всего шесть человек, в том числе – кто бы сомневался – А.Бутефлика.

В тот же день были произведены важные перестановки в правительстве. Пост исполняющего обязанности премьера получил Юсеф Юсфи, ранее – обладатель портфеля министра энергетики и шахт. Его предшественник на посту премьера – Абдельмалек Селлаль – стал главой избирательного штаба А.Бутефлики. В коммюнике канцелярии президента также сообщалось, что бывший премьер-министр страны Ахмед Уяхья был назначен на пост госминистра, директора кабинета президента АНДР. Он сменил на этом посту Мохаммеда Мулая Гендиля, «назначенного на другую должность».

Еще один бывший премьер и бывший генсек Фронта национального освобождения (ФНО) Абдельазиз Бельхадем был назначен госминистром, специальным советником президента.

Таким образом, А.Бутефлика на период избирательной кампании расставил на все ключевые посты своих самых доверенных людей.

15 марта в трех манифестациях против переизбрания А.Бутефлики в Алжире приняли участие тысячи жителей столицы. На самой массовой из них к ставшим уже традиционным лозунгам добавились «Достаточно власти спецслужб!» и «Достаточно избирательного маскарада!». Самое удивительное, что на этот раз обошлось без силового вмешательства полицейских. Одновременно на стадионе «5-го июля» собрались несколько тысяч сторонников А.Бутефлики.

21 марта в Алжире в одном из спортивных залов прошел разрешенный властями многотысячный митинг сторонников бойкота президентских выборов.

21 марта глава избирательного штаба А.Бутефлики А.Селлаль заявил, что проект новой конституции Алжира, разрабатываемой в настоящее время, не предусматривает учреждение поста вице-президента.

22 марта А.Бутефлика обратился с письмом к алжирцам, в котором заверил их, что его проблемы со здоровьем никак не влияют на его дееспособность в части борьбы за 4-й мандат. В нем же он пообещал, что в случае избрания проведет в течение года конституционную реформу.

23 марта в Алжире стартовала предвыборная кампания. С этого дня все шесть кандидатов стали практически ежедневно по всей стране проводить собрания своих сторонников, впрочем, за А.Бутефлику подобные мероприятия проводили его «доверенные лица», и в первую очередь – А.Селлаль и глава ФНО Амар Саадани.

В тот же день главный конкурент А.Бутефлики – бывший премьер Али Бенфлис – в интервью парижскому еженедельнику «Жен Африк» заявил, что в случае избрания проведет конституционную реформу с тем, чтобы «восстановить равновесие всех ветвей власти». Он призвал алжирцев к «реальной демократической альтернативе».

24 марта с большим интервью газете «Аль-Ватан» отметился бывший премьер-министр (1989-1991 гг.) Мулуд Хамруш. Известный политик представил свое видение перспектив Алжира, заявив, что существующая «система достигла своих пределов и уже не может больше обновляться и властвовать». Подтверждение тому он видит «в повсеместных бунтах, которые стали для Алжира повседневными». Давая оценку физической формы А.Бутефлики, он заметил, что «президент отсутствует (в настоящее время-авт.), и продолжит это делать после 17 апреля, если он будет избран вновь». Отвечая на вопрос – «Вас нет среди кандидатов на избрание на президентских выборах апреля 2014 года, потому что армия выбрала своего кандидата в лице А.Бутефлики?» – М.Хамруш сказал: «В настоящее время армия не назначает кандидата. Она вынуждена поддерживать существующее статус-кво. Мы в тупике».

30 марта в Париже объявился самый известный алжирский писатель последних лет Мохаммед Молесехуль, больше известный под женским псевдонимом Ясмина Хадра. С тех пор, как несколькими месяцами ранее он объявил о своих президентских амбициях, о писателе ничего не было слышно. Позднее стало известно, что он почемуто отказался от своего намерения, хотя писатель, проживающий в настоящее время в Париже, пользуется огромным авторитетом в Алжире. 30 марта этот бывший офицер алжирского спецназа и автор более чем десятка бестселлеров выступил с интервью в одной из французских газет, в котором назвал абсурдным и самоубийственным для А.Бутефлики выставление его кандидатуры на 4-й мандат.

В марте неспокойно было на антитеррористическом «фронте». 2 марта Минобороны Алжира объявило об уничтожении в ходе операции по прочесыванию местности 3-х вооруженных исламистов в провинции Тизи-Узу (Кабилия, 110 км к востоку от Алжира). Операция проводилась в горно-лесистой местности в районе Сиди Али Бунаб в 15-ти км к востоку от г.Тизи-Узу. Военные также разрушили несколько подземных схронов, в которых укрывались террористы.

14 марта в Алжире было объявлено об уничтожении семи вооруженных исламистов на востоке страны. Все они проникли в Алжир из соседнего Туниса. Среди них было несколько иностранцев. Силовики сначала окружили непрошенных «гостей», а затем – после отказа сдаться – уничтожили их в ожесточенной перестрелке.

17 марта источники в спецслужбах сообщили, что неделей ранее в Кабилии был уничтожен видный полевой командир «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» (АКИМ), идентифицированный как уроженец Алжира Шериф Буалем. Вместе с ним были убиты еще три боевика. К 19 марта в ходе антитеррористической операции, проводившейся в регионе начиная с 11 марта, были уничтожены 8 боевиков.

Еще один «фронт» — межобщинных столкновений – в марте продолжал активно действовать в районе Гардайи (600 км к югу от Алжира). 11 марта в результате столкновений между арабской и берберской молодежью ранения получили 16 школьников. На этот раз в роли нападавших выступили арабы, атаковавшие берберов на выходе из учебного заведения. Чтобы развести противоборствующие стороны, вмешались полицейские и жандармы. В результате столкновений ранения получили 12 берберов и 4 араба.

Столкновения между берберами и арабами в Гардайе не стихают с декабря прошлого года. Они возникли из-за земельных споров между двумя общинами. За это время в них погибли по меньшей мере 4 бербера и 3 араба, свыше 200 получили ранения. Берберы неоднократно обвиняли сотрудников силовых структур, развернутых в регионе, в потворствовании бесчинствам арабов.

Столкновения в Гардайе продолжились 12 и 13 марта, в результате чего ранения получили до 100 человек. За 14 марта список получивших ранения увеличился еще на 60 человек. Накал столкновений нисколько не снизился даже после развертывания в Гардайе внушительных подкреплений полиции и жандармерии. За три дня столкновений в городе были сожжены свыше 50 торговых лавок и жилых домов. 15 марта столкновения продолжились с новой силой. К этому времени от ран умерли 3 араба.

16 марта в Гардаие побывали исполняющий обязанности премьера Юсеф Юсфи и глава МВД Тайеб Белаиз. Как результат их посещения – к 19 марта в Гардайе были развернуты около 10 тысяч полицейских и жандармов. 18 марта были осуждены 10 человек из числа 18-ти, задержанных за участие в столкновениях в Гардаие. Они получили от 3 до 18 месяцев тюрьмы за «участие в сборищах на автодорогах».

В настоящее время численность населения Гардайи составляет 400 тысяч человек, из них 300 тысяч – берберы — мозабиты.

В целом, исход президентских выборов в Алжире представляется предопределенным. Вопрос сейчас только в одном: кого те, кто двигает сейчас к 4-му мандату А.Бутефлику, готовят ему на замену? Ведь очевидно, что такая замена потребуется достаточно скоро…

52.31MB | MySQL:103 | 0,489sec