Турция: послевыборные проблемы премьер-министра Р.Т.Эрдогана

После победы на муниципальных выборах правящей в Турции Партии справедливости и развития (ПСР) премьер-министр Р.Эрдоган вряд ли сможет спокойно перевести дух. Массовые чистки в армии, жандармерии и даже спецслужбе МИТ продолжаются ударными темпами. Премьер потребовал от подчиненных навести «элементарный порядок» в подвластных им министерствах и ведомствах. Это означает усиление исполнительской дисциплины и избавление от «ненадежных кадров». В частности, одним из первых распоряжений Р.Эрдогана после победы на местных выборах стал приказ руководителю МИТ Х.Фидану провести «тщательное и бескомпромиссное» расследование всех эпизодов, связанных с утечкой информации из МИД страны. Имеется в виду скандал из-за публикации 27 марта с.г. в интернете конфиденциальной беседы между главой МИД А.Давутоглу и Х.Фиданом. Она была записана на скрытый микрофон, как предполагается, одним из личных телохранителей министра иностранных дел. Если взять несколько шире, то этот эпизод, по оценке ряда экспертов, на деле будет означать установление плотного контроля МИТ над ключевыми министерствами и ведомствами с точки зрения контрразведывательного обеспечения. Он будет подразумевать не только увеличение количества «прикомандированных» сотрудников основной спецслужбы страны в министерства и ведомства, более тщательное изучение кандидатов на работу, но и негласные оперативно-технические мероприятия по мониторингу настроений госслужащих без соответствующих решений судебных властей Турции. Что же касается самого министра иностранных дел А.Давутоглу, то его, и так не совсем устойчивое в последнее время, положение во властной иерархии этот скандал, безусловно, не укрепил. Р.Эрдоган уже несколько раз в личных беседах указывал на провальные результаты его внешнеполитической концепции, особенно в отношении Сирии. Собственно, это можно было понять и из того факта, что внешнеполитическая публичная активность А.Давутоглу, которая буквально «зашкаливала» на начальном этапе сирийского кризиса, в последний год заметно поубавилась. Также это было связано и с тем, что турецкий премьер принял решение о передаче «сирийского досье» исключительно в ведение МИТ. А это подразумевало снижение официальной риторики по указанному вопросу и перенос центра тяжести прилагаемых усилий в сферу тайных операций. Впрочем, и сам Х.Фидан больших успехов на сирийском поприще не добился. Его ставка на подконтрольную Сирийскую свободную армию (ССА) провалилась- структура стремительно деградировала и уступала «зоны влияния» своему основному конкуренту в лице просаудовской и радикальной «Джабхат ан-нусра». Особенно это стало очевидным после ухода по причине тяжелого ранения от активной деятельности первого и фактически единственного полноценного командира ССА – Р.аль-Асаада, и отказа Вашингтона поддерживать эту структуру. В настоящее время ССА рассматривать, как какую-то реальную боевую силу сопротивления Дамаску, не приходится. Вторым серьезным провалом Х.Фидана явилась история с перемирием с руководством Рабочей партии Курдистана (РПК). Этот проект руководитель и доверенное лицо Р.Эрдогана вел лично, ему же и даны были исключительные полномочия и прерогативы в связи с мероприятиями по линии РПК. В силу этого жандармерия, традиционно курировавшая это направление, была отодвинута в тень, что вызвало серьезное напряжение между двумя ведомствами. Как мы и предполагали, отсутствие реальных уступок (в первую очередь, освобождение лидера РПК А.Оджалана) со стороны Анкары в рамках заключенного перемирия с курдами привело к его фактическому срыву. По данным турецких силовиков в лице, прежде всего, все той же жандармерии (МИТ на эту тему молчит, как убитая, что естественно) курдские отряды прекратили вывод своих бойцов из Турции. Всего за это время, по данным турецкой стороны, выведено преимущественно в Северный Ирак, порядка 65 отрядов РПК, каждый из которых насчитывал примерно 14-15 бойцов. Более того, курдские боевики стали возвращаться в Турцию, а тяжелое вооружение, которым подразделения РПК обладают, так из Турции и не выведено. Таким образом, курдский проект Х.Фидана трещит по швам. Попытка же МИТ создать некий аналог подконтрольного ей «курдского Талибана» в приграничных районах Сирии, для чего использовались амнистированные боевики той же РПК, также приказал долго жить. Такой конкурент был не нужен ни местным курдским руководителям, ни лидеру курдской автономии в Северном Ираке М.Барзани, все активнее претендующему на роль лидера «всех курдов». Из этого следует, что над Х.Фиданом также сгустились тучи, и ему предстоит долгая «работа над ошибками». В том числе и по вопросу ликвидации бесконечных утечек конфиденциальной информации из властных структур. Подвергнется реорганизации и система военно-промышленного сотрудничества Турции. После разрыва стратегического взаимодействия с Израилем после инцидента с «флотилией мира» Анкара оказалась перед непростым выбором: активизировать контакты в этой сфере с Вашингтоном, либо искать партнеров из третьих стран. С американцами у Р.Эрдогана отношения в настоящее время, мягко говоря, не складываются. Он оправданно полагает, что в Вашингтоне поддерживают «подрывную деятельность» личного врага Р.Эрдогана богослова Ф.Гюлена, проживающего в эмиграции в США. В этой связи надежды Анкары в сфере военно-технического сотрудничества обратились к Пекину, что вызвало резко негативную реакцию и в Вашингтоне, и в Брюсселе. Сразу же после своей победы на местных выборах премьер назначил в качестве личного советника — Мурада Байяра. Последние десять лет он возглавлял аффилированную с Министерством обороны Турции компанию SSM, которая занималась снабжением вооруженных сил оружием и экипировкой. М.Байяр будет на новом посту специализироваться и курировать «деликатные сделки» в области ВТС. Одним из его первых шагов на этом поприще станет реализация сделки с КНР по покупке системы ПВО FDC-2000, призванная заменить дислоцированные на сирийской границе американские, голландские и немецкие батареи «Пэтриот» PAC-2 и PAC-3.

52.21MB | MySQL:103 | 0,477sec