Влияние Запада на внутриэлитный конфликт в Алжире

Важным моментом относительно дальнейшего развития событий вокруг продолжающегося внутриэлитного и межкланового конфликта в Алжире имеет позиция внешних игроков и в первую очередь, стран Запада, способных заметно повлиять на его исход.

Судя по публикациям в западных СМИ, тема внутриэлитного конфликта в Алжире, а именно продолжение схватки между шефом спецслужбы DRS АНДР М.Медьеном («Тауфиком») и окружением нынешнего президента АНДР Абдельазиза Бутефлики вызвала неподдельный интерес на Западе.

Однако позиция Запада в связи с возможным падением «алжирского Бога», как нередко именуют Медьена с подачи телеканала «Аль-Джазира» неоднозначна. Необходимо заметить, что в данном случае те или иные симпатии во многом определяются прямой зависимостью от конкретных интересов.

Так, именно на страны Запада, особенно Францию, приходится основной торговый оборот АНДР и в случае изменения расстановки фигур, принимающих решения или даже их влияния, это должно неизбежно отразиться на характере двусторонних политических и внешнеэкономических отношений.

Также важное значение имеет «антитеррористическая» привязка стран Запада, особенно США в странах Магриба и Сахеля именно к руководству АНДР, особенно представителям спецслужб.

В первую очередь, в падении М.Медьена заинтересована Франция. С точки зрения Парижа, возможное падение «Тауфика» в корне бы изменило конфигурацию сил внутри страны, что отразилось бы и на перспективах заключения экономических контрактов и их условиях, учитывая его влияние на принятие конечных решений в данной сфере и продемонстрированную ранее способность аннулировать уже подписанные соглашения в результате инициирования антикоррупционных расследований.

И не исключено, что активные действия представителей клана Бутефлики против Медьена объясняются наличием соответствующих соглашений с представителями руководства европейских стран относительно устранения последнего как «пережитка эпохи», мешающего нормальному развитию двусторонних связей в целом ряде областей и срывавшего расширение алжиро-французского сотрудничества.

В Париже именно «Тауфик», выпускник московской школы КГБ, один из главных алжирских «ястребов», считался едва ли не ключевой фигурой, мешавшей развитию двусторонних отношений в политической и экономической сферах и особенно по военно-техническому сотрудничеству (ВТС). И он, участник Национально-освободительной войны против Франции 1954 – 62 гг., действительно практически не скрывает своих антифранцузских настроений и зачастую негативно влияет на амбиции Парижа расширить своё влияние в Алжире.

Поэтому Франция и ряд других европейских государств фактически оказывают Бутефлике информационную и неофициальную помощь в борьбе с Медьеном, объясняя желание «свалить» его стремлением к демократизации Алжира, поскольку «алжирский Берия», каким нередко его выставляют западные СМИ, якобы играет роль едва ли не первой скрипки в отсутствии демократических свобод в этой стране. И именно его они обвиняют в эскалации террористической угрозы как в АНДР, так и за её пределами с середины 1990-х гг. и в совершении целого ряда громких массовых преступлений.

Так, западные СМИ осуществляют в последние годы целенаправленную трансляцию информационных «утечек» относительно причастности Медьена к созданию «ручных» ячеек «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» (АКИМ) и организации террористических ударов под видом исламистских по объектам туристической отрасли Марокко. Например, по отелю Asni в Марракеше в августе 1994 г., в результате которого погибли двое и получили ранения трое испанских туристов.

Для придания правдоподобности подобной информации «Аль-Джазира» и её западные коллеги транслируют заявления «бывших агентов» DRS о ведении с подачи Медьена антизападной террористической деятельности.

Речь в том числе идет об их откровениях относительно непосредственной организации Медьеном похищения в Мавритании в ноябре 2009 г. троих испанских рабочих при помощи членов поддерживаемого Алжиром западносахарского Фронта ПОЛИСАРИО.

Показательным был и другой вброс, сопровождаемый массовой рассылкой сообщений на электронную почту экспертам по Алжиру от имени неких «британских офицеров» относительно причастности Медьена к осуществлению террористического удара по объекту в Ин-Аменасе в январе 2013 г., который привел к гибели целого ряда граждан западных стран, включая британцев и норвежцев.

В результате подобных «утечек» искусственно создавалось впечатление, что практически вся исламистская джихадистская сеть в странах Магриба и Сахеля конролируется DRS и лично самим Медьеном.

Но хотя часть исламистских лидеров находится «под колпаком» «Тауфика», утверждать, что именно он держит все нити террористических структур в Северной Африке, было бы преувеличением.

При этом находящиеся «на содержании алжирских спецслужб исламисты» действовали не только в интересах его самого, но и отчасти алжирского режима. Недаром многие из них в 2000-е гг. перенесли свою активность за пределы Алжира на территорию приграничных Мавритании и Мали, а теперь и Ливии с Тунисом. Показательно, что несмотря на близость данных группировок к границе с Алжиром, алжирские «силовики» редко предпринимали против них целенаправленные операции, несмотря на имеющиеся «антитеррористические» договоренности с этими государствами.

Впрочем, реакция на это со стороны США выглядит не так однозначно, хотя подобный «контролируемый экспорт исламизма» и вызывал определенное беспокойство в Вашингтоне. Однако оно не было настолько серьезным, чтобы желать  устранения или даже заметного уменьшения влияния Медьена. И это до сих пор во многом и обеспечивало его выживаемость.

Одна из причин состоит в том, что среди американских коллег «Тауфика» есть четкое убеждение, что ради дальнейшего сотрудничества в антитеррористической сфере необходимо как минимум поддерживать с ним контакт в силу того, что в Алжире нет никого, кто бы лучше знал здесь ситуацию «изнутри».

Важно заметить, что «антитеррористический союз» между Медьеном и его американскими коллегами не является пустым звуком. Достаточно указать, что шеф DRS лично испытал вместе с ними удар террористов 11 сентября, когда захваченный ими самолет по версии официального Вашингтона поразил одно из «крыльев» комплекса Пентагона, на территории которого в это время находился сам «Тауфик».

И он с выгодой использовал это обстоятельство для того, чтобы первым на месте поддержать США в их борьбе против исламского терроризма и заявить о себе как об одном из их ключевых союзников в «глобальной войне с террором».

Но с другой стороны, сейчас, когда в США у власти  администрация Обамы, американский курс в отношении прежних союзников изменился, сомнительно, что Вашингтон будет пытаться сохранить его любой ценой. И дело тут даже не только в том, что на американскую сторону могут косвенно лечь обвинения в подыгрывании Медьену и покрывании его «темных делишек».

Исходя в том числе из анализа и прогнозирования ситуации, очевидно, что даже если Медьен и выстоит в этом очередном столкновении со своими противниками, в ближайшие годы в силу своего преклонного 75-летнего возраста он все равно сойдет со сцены. И в этих условиях участникам антитеррористического взаимодействия в Магрибе и Сахеле необходимо найти ему адекватную замену, чтобы не упустить развитие ситуации в Алжире как одной из самых важных стран региона.

Ситуация осложняется тем, что  противникам  Медьена удалось сместить большинство действительно близких к нему фигур, которые бы могли его реально и безболезненно заменить. В перспективе эта ситуация может привести к нарушению ранее налаженных связей в антитеррористической сфере, поскольку многие моменты такого сотрудничества выстраивались на основе негласных личных договоренностей.

Подобное положение может осложнить и ухудшить и без того непростую ситуацию в нестабильном регионе, и в перспективе заметно снизить управляемость политическими процессами в Сахеле и Северной Африке в целом.

52.25MB | MySQL:103 | 0,553sec