Ситуация в Сомали: март 2014 г.

5 марта Совет Безопасности ООН продлил срок действия частичной отмены эмбарго на поставки оружия правительству Сомали, ужесточив при этом правила контроля за поставленными вооружениями. Ранее сообщалось, что 14 февраля эксперты ООН рекомендовали вновь ужесточить эмбарго на поставки оружия правительству Сомали, смягченное годом ранее. Главной причиной подобной меры они назвали «регулярные злоупотребления на самом высоком уровне в части, касающейся распределения оружия и боеприпасов», совершавшиеся сомалийскими властями. В конфиденциальном докладе эксперты перечислили многочисленные случаи расхищения поставленного оружия в пользу полевых командиров различных кланов. Были даже случаи, когда оно попадало в руки боевиков движения «Аш-Шабаб». Кроме того, они обвинили власти Сомали в том, что те аннулировали большинство верификационных мероприятий по проверке наличия оружия на складах. Этот запрет не позволил экспертам «оценить масштабы расхищения оружия со складов», совершавшихся сомалийскими военными. Эксперты назвали две группы в правительстве Сомали, которые распределяли поставленные вооружения среди бойцов «параллельных сил безопасности и клановых милиций». В одну из групп входят представители клана абгааль, к которому относится президент страны Хасан Шейх Мохамуд. Один из основных советников президента и член этого клана «был причастен к поставкам вооружений одному из руководителей движения «Аш-Шабаб» Шейху Юсуфу Исе», отмечалось в докладе. Эксперты также подозревали, что один из министров – член клана хабар гедир – организовал поставку оружия в Могадишо без уведомления ООН. Поставки осуществлялись из одной из стран Персидского залива, что, по оценкам экспертов, являлось «прямым нарушением эмбарго».

В феврале 2013 г. Совбез ООН решил смягчить эмбарго на поставки вооружений в Сомали на испытательный срок в один год. Это смягчение не касалось тяжелых и «чувствительных» видов вооружений. Что касается остальных видов, то их поставки подлежали предварительному уведомлению. Решение о смягчении эмбарго, введенного еще в 1991 г., было принято по многочисленным просьбам Могадишо.

Новая резолюция Совбеза ООН, предложенная Лондоном и одобренная единогласно, продлила срок действия частичной отмены эмбарго на поставки оружия правительству Сомали всего на 8 месяцев, то есть до 25 октября. Предполагается, что в сентябре с.г. Совбез вернется к вопросу о поставках оружия правительству Сомали с тем, чтобы оценить, насколько оно полно взаимодействует с верификационными структурами ООН. Главное требование мирового сообщества к Могадишо – чтобы поставляемое оружие ни при каких условиях не могло попасть в распоряжение движения «Аш-Шабаб».

9 марта Миссия Африканского союза в Сомали (Amisom) объявила, что благодаря недавнему включению в состав контингента миротворцев эфиопских войск им удалось выбить формирования исламистов движения «Аш-Шабаб» из нескольких населенных пунктов в регионе Баколь, примыкающем к границе с Эфиопией. Широкомасштабное и давно ожидавшееся наступление миротворцев началось 6 марта. В ходе него освобождены населенные пункты Рабдур, Худур и Ваджид.

Эфиопские войска входили в Худур в марте 2012 г., однако год спустя оставили его, после чего город немедленно заняли исламисты. Тогда Аддис-Абеба, столкнувшаяся с финансовыми проблемами содержания войск в Сомали, рассматривала вопрос об их выводе из страны.

Эфиопия дважды направляла свои войска в Сомали для борьбы с действовавшими там радикальными исламистами. Первый раз это было в период с конца 2006 г. до начала 2009 г. Во второй раз эфиопские войска были введены в Сомали в ноябре 2011 г., причем тогда они вошли в районы, примыкающие к границе с Эфиопией, с задачей обезопасить эту границу.

Несмотря на то, что все это время эфиопские войска действовали относительно автономно, под собственным командованием, они внесли решающий вклад в успехи, достигнутые африканскими миротворцами из Amisom. В итоге эфиопский контингент в Сомали численностью 4,4 тысячи человек вошел в состав Amisom, что довело его численность до 22 тысяч человек.

14 марта командование африканских миротворцев в Сомали отрапортовало о взятии шестого по счету населенного пункта, отбитого у исламистов после начала наступления. Как заявил официальный представитель Amisom Али Хумед, подразделения «голубых касок» и правительственных сил взяли местечко Буула Бурд в районе Хиран близ границы с Эфиопией. Как отмечалось в заявлении командующего Amisom Махамата Салеха Аннадифа по этому поводу, взятие этого городка является «большой победой», поскольку Буула Бурд был «важным центром тылового обеспечения» боевиков движения «Аш-Шабаб».

14 марта США объявили о готовности выплатить по 3 млн долларов за уничтожение или арест каждого из трех сомалийских исламистов, подозреваемых в террористической деятельности, связанной с «Аль-Каидой», и причастности к терактам против американских посольств в Кении и Танзании в 1998 г. Речь шла об Абдулкадире Мохамеде Абдулкадире (боевой псевдоним – Икрима), Джаафаре (по всей видимости — боевой псевдоним) и Ясине Кильве.

Первый из них — кениец сомалийского происхождения, которого американцы считают главарем иностранных джихадистов в Сомали. По данным американских спецслужб, он был связан с уже уничтоженными к настоящему времени организаторами терактов 1998 г. Он в октябре 2013 года уцелел в ходе спецоперации спецназа ВМС США, направленной против него в сомалийском порту Бараве.

В заявлении Госдепа о назначении наград за сомалийцев отмечались их персональные приметы: у Икримы не хватает трех пальцев на левой руке, у Джаафара отсутствует один глаз.

15 марта очередной громкий теракт был совершен в Могадишо. На этот раз заминированный автомобиль был взорван у запасного выхода из отеля «Мака аль-Мукарама» — излюбленного места встреч сомалийских чиновников и предпринимателей. О возможных жертвах теракта не сообщалось, хотя, по данным свидетелей, взрыв был очень мощным. В предыдущий раз этот отель был целью теракта в ноябре 2013 г. Тогда погибли несколько человек.

17 марта новый теракт с использованием боевика-смертника был совершен против военной автоколонны контингента Amisom на автодороге, связывающей Могадишо и г.Афгойе. Представитель движения «Аш—Шабаб» тут же объявил о гибели семи человек, в том числе «иностранцев». Сомалийские власти и командование миротворцев долгое время хранили молчание относительно числа жертв теракта, хотя сразу же признали сам факт его совершения.

18 марта следующий теракт был совершен против мэрии городка Буула Бурд (200 км к северу от Могадишо), только 14 марта отбитого у исламистов. Здание, в котором находился штаб наступающей группировки проправительственных сил, атаковали боевик-смертник и несколько поддерживавших его огнем боевиков. В результате подрыва смертника погибли по меньшей мере 8 человек. В ходе завязавшегося затем боя были убиты четверо из числа нападавших. Позднее правительственный источник признал, что в результате теракта погибли 4 военнослужащих из Джибути, входивших в состав Amisom.

Уже 19 марта движение «Аш-Шабаб» объявило, что теракт в Буула Бурд совершил 60-летний норвежец сомалийского происхождения. После начала гражданской войны в Сомали в 1991 г. Норвегия приняла многочисленных беженцев из этой страны. Как заявил представитель спецслужб Норвегии, они отмечали рост числа «норвежцев», выезжавших из страны для участия в джихаде. По данным норвежских политологов, в Сомали воюют до 30 лиц, имеющих норвежские паспорта

Есть данные, что еще один «норвежец» сомалийского происхождения Хасан Абди Дулулоу входил в число боевиков движения «Аш-Шабаб», атаковавших в середине сентября 2013 года торговый центр «Вестгейт» в Найроби. Тогда погибли по меньшей мере 67 человек.

Похоже, что одновременно с терактом в Буула Бурд исламисты из движения «Аш-Шабаб» готовили атаки в соседних Кении и Уганде. Первая заявила, что ее спецслужбы предотвратили «широкомасштабный теракт» с использованием заминированной автомашины, которую должны были подорвать два боевика-смертника. Их удалось арестовать в непосредственной близости от международного аэропорта Найроби и нефтеперерабатывающего завода. Вторая — сообщила, что исламисты готовили на ее территории теракт с использованием автоцистерны с бензином. Чтобы предотвратить теракт, власти Кампалы запретили какие-либо перемещения автоцистерн с топливом по городу. Контингенты двух стран входят в состав Amisom, и движение «Аш-Шабаб» уже неоднократно угрожало отомстить им.

22 марта совместными усилиями Amisom и сомалийских войск был взят приморский городок Коруолей, что фактически открыло им дорогу на портовый город Бараве, через который идет снабжение формирований движения «Аш-Шабаб». Данных о возможных потерях сторон не сообщалось, хотя известно, что взятию Коруолей предшествовали тяжелые бои.

В целом, в ближайшие дни эпицентром событий в Сомали должен стать Бараве. Противоборствующие стороны прекрасно осознают его важность. Если движение «Аш-Шабаб» потеряет его, оно лишится основного канала получения оружия и боеприпасов. В этом случае решение задачи освобождения остающихся под контролем исламистов глубинных районов Сомали будет для проправительственных сил намного проще.

52.12MB | MySQL:103 | 0,445sec