Совет сотрудничества арабских государств залива: преодоление разногласий

23 апреля 2014 г. после завершения в Эль-Кувейте очередного заседания кувейтско-катарской межправительственной комиссии, в работе которой приняли участие министр иностранных дел Катара Халед бен Мухаммед аль-Атыйя и его кувейтский коллега Сабах аль-Халед, на состоявшейся совместной пресс-конференции глав внешнеполитических ведомств обеих стран катарский министр заявил о том, что «расхождения в точках зрения между Катаром и его партнерами по Совету сотрудничества – Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами и Бахрейном получили окончательное разрешение». По его же словам, «заключенное 17 апреля текущего года Эр-Риядское соглашение, стало для этого надежным инструментом». Как известно, это соглашение было заключено на состоявшемся в саудовской столице заседании министров иностранных дел всех государств-членов ССАГЗ. Самому же заседанию предшествовала закрытая встреча глав внешнеполитических ведомств Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) и Бахрейна, с одной стороны, а также министра иностранных дел Катара, с другой.

Эр-Риядское соглашение предусматривало новый подход к выработке внешней политики и политики в области безопасности со стороны всех государств-членов Совета сотрудничества. Каждое из этих государство взяло на себя обязательство проводить свою политику в этих двух принципиально важных областях таким образом, чтобы «не наносить ущерба интересам своих партнеров и не оказывать влияния на их безопасность и стабильность». В то же время, государства-члены ССАГЗ обязались не нарушать и суверенитет своих партнеров по организации. В этой связи опубликованное в середине апреля текущего года газетой «Аль-Хайят» интервью министра иностранных дел Омана Юсефа бен Алави подчеркивало, что разрешение противоречий между Саудовской Аравией, ОАЭ и Бахрейном, с одной стороны, и Катаром с другой, «было достигнуто “внутри дома”, не позволив никому [из внешних сил] вмешаться». Глава оманского внешнеполитического ведомства отмечал также, что все еще продолжающееся отсутствие послов Саудовской Аравии, ОАЭ и Бахрейна в Дохе должно отныне рассматриваться лишь как «отпуск» представителей этих стран, который «в ближайшей перспективе завершится».

Выступая в Эль-Кувейте, Халед бен Мухаммед аль-Атыйя особо отметил роль эмира Кувейта, способствовавшего «достижению согласия» между всеми государствами-членами Совета сотрудничества. Одновременно глава катарского внешнеполитического ведомства считал необходимым заявить, что сближение «точек зрения арабских государств Залива», которых были названы в его выступлении «братьями», было достигнуто не благодаря тому, что «одно из государств вынуждено было уступить, а только благодаря достижению лучшего взаимопонимания между всеми государствами». Катарский министр иностранных дел постарался снизить остроту противоречий между его страной и тремя другими государствами, входящими в региональное объединение арабских государств Залива, подчеркнув, что «между ними существовали отличия во взглядах, а не серьезные расхождения».

Как известно, кризис в отношениях между членами Совета сотрудничества привел к тому, что в марте текущего года Бахрейн, ОАЭ и Саудовская Аравия отозвали своих послов из Катара, сославшись на то, что Катар не выполняет условий заключенного в рамках ССАГЗ соглашения о безопасности. В материалах арабской прессы, одной из причин этого скандала стала позиция Катара по ситуации в Египте. В отличие от своих партнеров, Катар осудил отстранение от власти избранного президента Мухаммеда Мурси и продолжал оказывать финансовую помощь  «Братьм-мусульманам», деятельность которых вызывала опасения у Саудовской Аравии и ОАЭ. Теперь же, выступая в Эль-Кувейте, катарский министр утверждал, что его страна стремится к тому, чтобы «народ Египта процветал». Он напомнил, что эмир Катара, выступая на саммите ЛАГ, состоявшемся в Кувейте в прошлом месяце, ясно выразил свою позицию по ситуации в Египте, заявив о стремлении Дохи «добиться стабильности в братском Египте и его процветания». Халед бен Мухаммед аль-Атыйя подчеркивал в этой связи, что его страна желает, чтобы «Египет успешно развивался во всех областях, так как в арабской отчизне эта страна имеет огромное значение для всех». Отвечая на вопрос о том, какие же отношения будут связывать Доху и Каир в случае победы Абдель Фаттаха аль-Сиси на предстоящих в Египте президентских выборах, Халед бен Мухаммед  заявил: «Как ранее, так и впредь, Катар будет поддерживать выбор египетского народа и не отступит от этого пути».

Разногласия между членами Совета сотрудничества возникали и в прошлом. В течение первых лет деятельности этой организации (созданной в 1981 г.) эти разногласия касались, прежде всего, пограничных проблем. Были случаи, когда противоречия могли перерасти в вооруженный конфликт. Однако развитие событий в этом направлении не допускалось, благодаря тому, что отношения в рамках организации опираются на давние исторические связи между государствами ССАГЗ, которые подкрепляются постоянными личными контактами между главами государств и представителями правящих в этих государствах семей.

На этот раз разрешение кризиса в отношениях между Саудовской Аравией, ОАЭ и Бахрейном, с одной стороны, и Катаром, с другой, стало возможным, благодаря тому, что все страны, входящие в эту организацию заинтересованы в ее дальнейшем развитии, равным образом они осознают необходимость сохранения единства и сплоченности своих рядов в тех трудных условиях, которые сложились в регионе. Поэтому инициатива короля Саудовской Аравии Абдаллы бен Абдель Азиза о повышении уровня интеграции в рамках Совета сотрудничества и превращения его в «союз» получает поддержку со стороны все большего числа членов регионального объединения арабских государств Залива. Так, министр иностранных дел Катара Халед бен Мухаммед аль-Атыйя по этому поводу заявил в Эль-Кувейте, что «Катар был первой страной, которая поддержала эту инициативу». Глава катарского внешнеполитического ведомства, при этом, добавил: «Все, что сближает нас с нашими братьями-государствами-членами Совета сотрудничества арабских государств Залива, будет поддержано Катаром, и мы перейдем от этапа сотрудничества к этапу укрепления связей и совместной деятельности».

Идея «союза» пока находится в стадии обсуждения. Представления государств-членов ССАГЗ о формах этого нового этапа в их деятельности отличаются друг от друга. Саудовская Аравия, по всей вероятности, готова к созданию единого государства (федерации или конфедерации), ее поддерживает Бахрейн. Высказывания катарского министра иностранных дел свидетельствуют о том, что позиция его страны отличается. Катар вряд ли поддержит идею формирования федеративного либо конфедеративного государства, его видение этой новой формы объединения ограничиваются лишь стремлением к более тесному взаимодействию между членами Совета. Оман выразил свое нежелание на данном этапе вступать в союз, если он будет создан.  Позиции Кувейта и ОАЭ пока еще не были озвучены.

По всей вероятности, на данном этапе создание единого государства не получит поддержки со стороны большинства членов Совета сотрудничества из-за их нежелания отказаться от своего национального суверенитета. В этой ситуации Саудовская Аравия вряд ли будет настаивать на том, чтобы государства-члены Совета сотрудничества вошли в состав единого государства. В современных условиях саудовские руководители стремятся найти более приемлемую для всех членов ССАГЗ форму «союза», которая не ущемляла бы национальный суверенитет входящих в организацию государств.

Успешное разрешение кризиса в отношениях между государствами-членами ССАГЗ подтверждает жизнеспособность этой организации, которая существует свыше 30 лет.  Она стала влиятельным региональным игроком, позиции которой укрепились после начала событий «арабской весны». Несмотря на некоторые особенности, присущие политике каждого из входящих в него членов, в целом деятельность всех государств Совета сотрудничества направлена на стабилизацию региональной ситуации, что отвечает их национальным интересам.

52.23MB | MySQL:103 | 0,718sec