О поставках оружия сирийской оппозиции

В ряде западных и арабских СМИ широкий резонанс получила информация, приведенная одним из старейших американских журналистов, корреспондентом Washington Post Сеймуром Хершем в статье «Красная линия и крысиная тропа. Эрдоган, Обама и сирийские повстанцы» (The red line and the rat line: Erdogan, Obama and Syrian rebels). В статье приводится мнение о том, что за применением газа зарин в пригороде Дамаска Западная Гута в августе прошлого года могла стоять группировка «Джабхат ан-нусра». Организатором же зариновой атаки являлись турецкие спецслужбы и лично премьер-министр Р.Эрдоган, пытавшийся таким образом спровоцировать США на осуществление вооруженной интервенции в Сирию. Отравляющие вещества, как и обычное оружие для сирийских боевиков, по информации С.Херша, поставлялось сирийским повстанцам из арсеналов ливийской армии через Турцию. Договоренности об этом были достигнуты между ЦРУ, британской разведкой МИ-6 и турецкими спецслужбами в конце 2011года. Участие МИ-6, формально руководившей операцией, позволяло ЦРУ не отчитываться перед американскими законодателями. Маршрут доставки оружия сирийской вооруженной оппозиции получил название «крысиной тропы». Вся эта информация всплыла в результате деятельности комиссии американского Конгресса по расследованию обстоятельств гибели американского посла Кристофера Стивенса в Бенгази в сентябре 2012 года. Вскрывшиеся обстоятельства применения отравляющих веществ могут сильно ударить по имиджу турецкого премьер-министра, которого в сирийских проправительственных кругах уже сейчас называют «химическим Эрдоганом» (по аналогии с иракским генералом Али Маджидом, применившим химическое оружие против курдов в Халабдже в 1988 году и заслужившим прозвище «химического Али»).

При этом турецкие коллеги постоянно рисовали ЦРУ явно неадекватную картину успехов вооруженной оппозиции, которая вот-вот должна была свергнуть Асада. Когда завышенные ожидания не подтвердились, Пентагон и ЦРУ стали пересматривать свою тактику в Сирии. К убежденным противникам активного американского вовлечения в Сирии относятся министр обороны Чак Хейгел и председатель Объединенного Комитета начальников штабов Мартин Демпси. В последнее время их точку зрения разделяет и директор ЦРУ Д.Бреннан. Помимо разочарования в перспективах вооруженной оппозиции к этому американских силовиков подвела уверенность в преобладании джихадистского сегмента среди боевиков. Расчеты на светское крыло вооруженной оппозиции явно не оправдались. Растущая роль исламских экстремистов и джихадистов в Сирии вызывает все большее беспокойство в Вашингтоне. Достаточно сказать, что на стороне джихадистов в настоящее время сражаются 1500 граждан стран Западной Европы, которые вернувшись на родину будут представлять реальную террористическую угрозу союзникам США по НАТО.

Дополнительное беспокойство у американцев вызывает деятельность группировки «Исламское государство в Ираке и Леванте» (ИГИЛ), оперирующей в Северной Сирии и суннитских провинциях Ирака. В преддверии выборов Ирак захлестнула волна террористических актов, причем террористы-смертники все чаще проникают в Ирак через Сирию или Турцию. В этих условиях возникает закономерный вопрос: зачем американцам надо было 8 лет бороться с терроризмом в Ираке, чтобы сейчас своими руками уничтожать результаты прежних усилий? Складывается впечатление, что сирийская ситуация изрядно надоела нынешней американской администрации, но при этом в Вашингтоне не знают как выйти из сложившегося тупика.

Однако этого не скажешь об американских союзниках – Турции и Саудовской Аравии, полных решимости продавливать силовой вариант в Сирии до конца. По информации турецкого журналиста Фехима Таштекина, турецкая разведка МИТ на севере Сирии все более опирается на бандформирования, состоящие из лиц чеченского происхождения. При этом многие чеченцы, проживающие в Турции, направляются в Сирию в добровольно-принудительном порядке. Турецкие спецслужбы ставят их перед дилеммой: либо участие в войне в Сирии на стороне оппозиции, либо депортация в Россию. Полевые командиры Омар, Сайфулла, Салахеддин, Абу Муса и Муслим действуют под фамилией аль-Шишани, что подчеркивает их чеченское происхождение. Интересно, что раскол в рядах сирийских джихадистов затронул и кавказцев, воюющих в Сирии. Изначально они воевали вместе в группировке «Мухаджирун Ансар» под командованием Омара аль-Шишани. Затем Омар примкнул к ИГИЛ. В свою очередь Абу Муса вошел в состав группировки «Ансар аль-Шам». Сайфулла аль-Шишани создал собственную «Армию Халифата», вошедшую затем в состав «Джабхат ан-нусры». В феврале 2014 года он погиб при штурме тюрьмы в Алеппо. После его гибели командование его отрядом в «Джабхат ан-нусре» взял на себя Муслим. Командиром «Мухаджирун Ансар», вошедшей в «Джабхат ан-нусру» стал Салахеддин аль-Шишани.

Не ослабевает и роль Саудовской Аравии в снабжении боевиков. Судя по видео, размещенным в YouTube, на вооружение некоторых формирований сирийской оппозиции на севере страны поступили противотанковые ракеты  BGM-71 TOW американского производства. Командир одного из формирований Самир Мухаммед сообщил агентству Reuters, что на вооружение его отряды поступило 10 таких ракет, которыми были подбиты 4 танка правительственных войск. По мнению обозревателя газеты Independent Патрика Кокберна, это оружие могло поступить к боевикам из Саудовской Аравии, как с саудовских армейских складов, так и через Пакистан. Неслучайно в последние месяцы Исламабад посетили министр иностранных дел КСА Сауд аль-Фейсал и наследник престола принц Сальман. Интересно, что Эр-Рияд предоставил Исламабаду в конце марта с.г. беспроцентную ссуду на сумму 1,5 миллиардов долларов. Многие аналитики отмечают, что такой подарок пакистанским военным придется отрабатывать.

Между тем, за многочисленной информацией о поддержке сирийских боевиков Саудовской Аравией в тени остается роль Кувейта. Кувейтские салафитские религиозные деятели Шейх Хаджадж и Шафи аль-Аджами и бывший депутат парламента Валид Табатабаи играют в настоящее время ключевую роль в финансировании экстремистов в Сирии. В настоящее время они сократили помощь «Джабхат ан-нусре» после столкновения отрядов этой организации с вооруженными формированиями ИГИЛ и делают ставку на группировку «Ансар аль-Шам».

Абсолютно ясно, что продолжающаяся поддержка вооруженных эестремистов в сирийском конфликте ведет к дальнейшему затягиванию гражданской войны в этой страны, новым кровопролитиям и превращению Сирии из субъекта в объект международной политики.

52.29MB | MySQL:103 | 0,674sec