Военно-политическая обстановка в Ираке (апрель 2014 года)

В апреле 2014 года военно-политическая обстановка в Ираке сохранялась очень сложной и напряженной. В различных районах страны, прежде всего в западной провинции Анбар, продолжалось вооруженное противостояние правительственных сил с боевиками экстремистских группировок, преимущественно с «Исламским государством в Ираке и Леванте» (ИГИЛ). Главным политическим событием минувшего месяца стало проведение 30 апреля очередных выборов в Совет представителей (парламент) Ирака. Причем предвыборная кампания проходила в острой борьбе между ведущими политическими партиями и движениями. По-прежнему остаются неурегулированными разногласия между центральным правительством в Багдаде и властями иракской курдской автономии по вопросам экспорта нефти, добываемой в курдском регионе, финансирования автономии из центрального бюджета, а также ряду политических вопросов. В сложившейся ситуации курдские политики выступают с заявлениями о том, что «терпение Эрбиля имеет предел», говорят о необходимости отделения курдской автономии от Ирака и создании независимого курдского государства. В апреле в своей внешнеполитической деятельности иракское руководство наибольшее внимание уделяло отношениям с соседними государствами. При этом особое беспокойство в Багдаде, как и прежде, вызывает гражданская война в Сирии. В то же время в условиях проходившей предвыборной кампании отмечалось снижение активности правительства в сфере внешней политики.

Президент иракской курдской автономии М.Барзани 5 апреля выразил опасение, что Ирак в будущем может прекратить свое существование как единое государство. «Ирак разваливается. Мы бы хотели, чтобы все было иначе, но надо смотреть на факты», подчеркнул М.Барзани. Курдский лидер пояснил, что в стране отсутствует стабильность, на западе Ирака действуют террористы, целые города не подчиняются центральным властям. Он добавил, что весь политический процесс после свержения режима С.Хусейна «практически потерпел крах». Позднее, в конце апреля, М.Барзани выступил с рядом резких заявлений по ситуации в Ираке, вновь отметив угрозу распада страны, а также кризисное состояние политического процесса и фактическое прекращение сосуществования между различными иракскими общинами.

Ситуация в сфере безопасности в Ираке в апреле 2014 года продолжала характеризоваться повышенной напряженностью и нестабильностью. Теракты и вооруженные нападения происходят в различных районах страны практически ежедневно. В то же время проводимые иракской армией и силами безопасности с декабря 2013 года крупные контртеррористические операции нужного эффекта пока не дают. Наиболее высокий уровень насилия в минувшем месяце отмечен в западной провинции Анбар, в Багдаде и окрестностях столицы, а также в северной провинции Найнава. В целом, несмотря на все попытки по стабилизации обстановки в стране, иракским властям не удается взять ситуацию под контроль. Одной из причин эскалации насилия в Ираке, по мнению критиков иракского премьер-министра Н.аль-Малики, является его неэффективная политика в деле обеспечения безопасности.

Многие теракты и вооруженные нападения, совершенные в минувшем месяце, были непосредственно связаны с предстоящими парламентскими выборами: покушения и убийства кандидатов в депутаты, нападения на избирательные участки и предвыборные митинги. Террористы из ИГИЛ 7 апреля объявили парламентские выборы Ирака актом «неверия» в исламскую религию, и предупредили суннитское сообщество страны от участия в голосовании и сотрудничества с Высшей независимой избирательной комиссией Ирака.

Сохраняющееся очень сложное положение дел в сфере безопасности в значительной степени является результатом не прекращающегося массированного негативного воздействия на обстановку в Ираке гражданской войны в соседней Сирии.

Крупные теракты и вооруженные нападения с многочисленными человеческими жертвами были совершены в различных районах Ирака 3, 5, 9, 10, 12, 16, 17, 19, 21, 24, 25, 28 и 29 апреля.

Непосредственно в день голосования – 30 апреля, благодаря принятым властями усиленным мерам по обеспечению безопасности, удалось снизить уровень террористической угрозы и не допустить крупных терактов. В частности, 29 апреля в Багдаде начал действовать комендантский час, а въезд и выезд из столицы были закрыты. Ранее, 28 апреля, было объявлено о закрытии воздушного пространства страны до окончания выборов. В различных районах Ирака были созданы дополнительные блокпосты, усилен контроль на дорогах. 28 апреля, за два дня до выборов, проголосовали военнослужащие, полицейские, сотрудники сил безопасности, заключенные, больные и медработники. Причем именно в этот день было совершено большое число терактов, в результате чего погибли порядка 50 человек, а примерно 130 человек получили ранения. 30 апреля в различных районах Ирака были совершены нападения на избирателей, в результате которых погибли 14 человек.

В прошедшем месяце в Ираке резко возросло число жертв вооруженного насилия. Так, по информации министерств обороны, внутренних дел и здравоохранения страны число погибших составило 1009 человек, в том числе 881 гражданское лицо. Ранения получили 1375 человек, включая военнослужащих и полицейских. По информации Миссии ООН по оказанию содействия Ираку (МООНСИ), в апреле в Ираке (без учета потерь в провинции Анбар) погибли 750 человек, в том числе 610 гражданских лиц (в марте — 592 человека, в том числе 484 гражданских лица). Ранения получили 1542 человека, в том числе 1311 гражданских лиц (в марте — 1234 человека, в том числе 1104 гражданских лица).

В апреле в центральных, западных и северных провинциях Ирака теракты, вооруженные нападения и другие насильственные действия были совершены в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Киркук, Мосул, Баакуба, Эль-Фаллуджа, Тикрит, Самарра, Рамади, Байджи, Хит, Эт-Тармия, Эль-Искандерия, Дибис, Хан Бани Саад, Эль-Юсифия, Туз-Хурмату, Рияд, Эр-Рашид, Зейдан, Эль-Латифия, Рабиа, Халидия, Саба-Булак, Эр-Рутба, Ханакин, Эз-Зубейда, Кара-Тапа, Сулейман-Бег, Рашидия, Эс-Саадия, Эс-Склавия, Эль-Хадита, Мафрак, Хувейджа, Балад Руз, Альбу-Альван, Абу-Грейб, Карма и в ряде других мест.

В минувшем месяце в Багдаде и прилагающих к столице районах вновь было совершено большое число терактов и вооруженных нападений. Наиболее крупные теракты из них имели место 9, 10, 14, 19, 22, 25 и 29 апреля. В прошедшем месяце, как и прежде, теракты и другие насильственные действия в Багдаде происходили преимущественно шиитских районах города. Также отмечены минометные и ракетные обстрелы международного аэропорта Багдада. Иракская столица продолжает лидировать по количеству потерь в стране. По информации МООНСИ, в апреле в городе и его окрестностях погибли 252 человека.

Нестабильная, с элементами напряженности ситуация сохраняется в крупнейшем городе иракского севера – Мосуле и его окрестностях, а также в большинстве районов северной провинции Найнава. В этом регионе, по информации МООНСИ, в апреле погибли 119 человек.

Террористы и боевики продолжают активно действовать в Киркуке и северной провинции Ат-Таамим. Напряженная обстановка сохраняется в северо-восточной провинции Дияла и в центральной провинции Салах-эд-Дин, где также активно действуют экстремистские группировки.

Самым проблемным в сфере безопасности регионом Ирака, главным источником напряженности и нестабильности в стране остается западная провинция Анбар. В этом регионе продолжается масштабное вооруженное противостояние правительственной армии, сил безопасности, ополченцев из формирований «Ас-Сахва» и отрядов самообороны местных суннитских племен с боевиками ИГИЛ, других экстремистских группировок, а также поддерживающих их отрядов некоторых суннитских племен.

В апреле правительственные войска при поддержке армейской авиации продолжали проводить в провинции Анбар многочисленные войсковые операции против сил боевиков, которые пока не привели к заметному улучшению ситуации в регионе. В руках экстремистов по-прежнему остаются город Эль-Фаллуджа и часть административного центра провинции город Рамади, а также другие районы, особенно прилегающие к границе с Сирией. Ситуация в провинции Анбар во все большей степени негативно влияет на положение дел в сфере безопасности в провинциях Найнава, Салах-эд-Дин, Дияла, Ат-Таамим (Киркук) и Бабиль (Вавилон), а также в некоторых районах провинции Багдад и в самой столице. Боевики совершают частые рейды в сторону Багдада, в частности в район Абу-Грейб и Эль-Юсифия, а также в районы городов Эль-Хадита и Байджи на севере Ирака, в пограничные территории южной провинции Бабиль. Тем самым они пытаются отвлечь правительственные силы от участия в войсковых операциях в провинции Анбар.

В последнее время между правительственными войсками и боевиками радикальных исламистов развернулась «водная война». Так, правительство распорядилось закрыть плотину Хадита в провинции Анбар, чтобы повлиять на боевиков ИГИЛ и заставить их открыть плотину Тартар, расположенную к северу от Эль-Фаллуджы, и снабжающую водой центральные и южные регионы страны. После закрытия плотины Хадита уровень воды в реке Евфрат начал сокращаться на участке от Хадиты до Эль-Фаллуджи. Таким образом, правительство рассчитывало оказать давление на боевиков, от действий которых уже снизился уровень вод в провинциях Бабиль, Кербела, Эн-Наджаф и Мутанна. В итоге радикальные исламисты 11 апреля вновь открыли плотину Тартар. В то же время попытки иракской армии очистить от моджахедов район, где находится эта плотина, не привели к желаемому результату.

27 апреля совместные силы иракской армии, полиции и ополченцев «Ас-Сахва» начали операцию по освобождению Эль-Фаллуджи от боевиков ИГИЛ. Сообщается, что армейский спецназ вошел в южные и восточные окраины города. Одновременно по позициям радикальных исламистов были нанесены ракетно-артиллерийские и авиационные удары. Операция в Эль-Фаллудже постоянно откладывалась из боязни нанести ущерб мирным жителям. По состоянию на начало мая особого успеха правительственные силы в Эль-Фаллудже пока не добились.

Напряженная обстановка, сохраняющаяся на иракско-сирийской границе, напрямую связана с ситуацией в провинции Анбар и соседней с ней провинции Найнава. Очень многие приграничные районы контролируются различными экстремистскими группировками, действующими по обе стороны границы. Причем во многих случаях боевики этих группировок практически свободно пересекают границу и ведут бои на два фронта: с сирийской армией и с подразделениями иракских правительственных войск.

В конце апреля вертолеты иракской армии нанесли удар по колонне бензовозов на сирийской территории, которые пытались незаконно проникнуть в Ирак с целью доставки топлива боевикам ИГИЛ. Это был первый случай, когда иракские военные провели боевую операцию на территории соседней Сирии. При этом их действия не были предварительно согласованы с представителями сирийского командования. Тем не менее, формального протеста из Дамаска не последовало.

Вдоль границы иракской курдской автономии с Сирией ведется сооружение рва глубиной 2 м и шириной 3 м. Сообщается, что эти работы являются «частью стратегии федерального правительства» Ирака по защите 600-километровой границы с САР. В то же время правящая в автономии Демократическая партия Курдистана осудила действия Багдада, заявив, что они нацелены на разделение курдов в двух соседних странах.

В минувшем месяце в провинциях, входящих в состав иракской курдской автономии, обстановка в основном оставалась стабильной.

В апреле вооруженных столкновений между иракской правительственной армией и курдскими вооруженными силами «пешмерга» отмечено не было.

В южных провинциях Ирака в прошедшем месяце теракты, вооруженные столкновения и другие насильственные акты имели место в городах (и прилегающих к ним районах): Хилла, Эль-Хасва, Эс-Самава и в некоторых других местах.

По информации СМИ, некоторые вооруженные группировки, в частности, связанные с бывшим вице-президентом саддамовского режима И.ад-Дурри, начали переходить под знамя ИГИЛ. В то же время боевики ИГИЛ стали более активно уничтожать вооруженные группы, не присягнувшим на верность экстремистам.

С февраля текущего года отмечается мобилизация сил и активизация действий шиитских вооруженных группировок в различных районах Ирака. Речь, прежде всего, идет о группировках «Асаиб аль-Хакк», «Организации Бадра» и сторонниках радикального шиитского лидера М.ас-Садра. Регулярно происходят боестолкновения между боевиками шиитских группировок и ИГИЛ, особенно в районе административной границы между провинциями Анбар и Бабиль. Шиитские отряды также проводят военные парады с целью демонстрации своей силы, особенно в провинции Дияла к северо-востоку от Багдада. Совершаются провокационные действия в отношении суннитского населения. Возросшая активность шиитских вооруженных группировок вызывает повышенную обеспокоенность у суннитских политиков и суннитской общины в целом. Суннитские политики обвиняют командование правительственных сил безопасности в оказании поддержки шиитским боевикам.

По мнению американских экспертов, ограниченные возможности иракских правительственных войск в противостоянии усиливающейся активности суннитских экстремистских группировок, с одной стороны, и мобилизация шиитских боевиков, с другой, создают растущий риск возобновления масштабного суннитско-шиитского вооруженного противостояния в Ираке, где межконфессиональные столкновения уже «достигли самого высокого накала с 2008 года».

В апреле 2014 года террористы и боевики экстремистских группировок продолжали совершать в различных районах Ирака вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении политических и религиозных деятелей, кандидатов в депутаты на парламентских выборах, военнослужащих правительственной армии, полицейских и сотрудников спецслужб, особенно офицеров, а также на бойцов и командиров суннитских военизированных формирований «Ас-Сахва», представителей интеллигенции и работников СМИ. Так, в стране нераскрытыми остаются 100 убийств журналистов. По информации независимой организации «Комитет по защите журналистов», Ирак возглавил список государств, где убийства журналистов с наименьшей вероятностью могут быть раскрыты.

12 апреля в районе Абу-Грейб недалеко от Багдада было совершено покушение на заместителя премьер-министра Ирака по экономическим вопросам С.аль-Мутлака и депутата парламента Т.аз-Зубаи. Оба политика не пострадали.

Многие теракты совершаются боевиками-смертниками, подрывающими автомашины, начиненные взрывчаткой, в людных местах или вблизи зданий различных государственных учреждений и общественных организаций. Объектами нападений и терактов становятся административные здания, учебные заведения, в том числе религиозные. В ряде случаев террористы и боевики действуют, переодевшись в форму иракских военнослужащих или сотрудников полиции. Оппозиция обвиняет правительство и органы безопасности в том, что они не в состоянии надежно защитить министерства и другие государственные ведомства от регулярных нападений боевиков и террористов.

В Ираке продолжают иметь место случаи похищения людей, в том числе по политическим мотивам и конфессиональной принадлежности, а также захват заложников.

В различных районах Ирака по-прежнему активно действуют криминальные элементы, в том числе организованные преступные группировки, которые зачастую хорошо вооружены.

По состоянию на 1 мая 2014 года в силовых структурах Ирака числилось 933,2 тыс. человек, в том числе в вооруженных силах — 279,2 тыс. человек, в различных структурных подразделениях МВД – 649,8 тыс. человек и в Иракских специальных оперативных силах (подчиняются непосредственно главе правительства) – 4,2 тыс. человек.

Курдские вооруженные силы «пешмерга» насчитывают 42 тыс. человек и организационно состоят из 13 бригад.

По данным министерств обороны и внутренних дел Ирака в апреле 2014 года в ходе проведения войсковых, антитеррористических и спецопераций, а также при повседневной служебной деятельности погибли 128 человек, в том числе 76 военнослужащих и 52 сотрудника МВД. По информации МООНСИ, в минувшем месяце потери убитыми среди иракских военнослужащих и сотрудников МВД составили 140 человек (в феврале — 108 человек). Ранения получил 231 человек (в марте — 130 человек). Отметим, что в это число эксперты ООН не включили потери правительственных сил в провинции Анбар.

В апреле Министерство обороны Ирака подписало с военным ведомством Чехии соглашение о покупке партии из 12 учебно-боевых самолетов (легких штурмовиков) L-159 из наличия чешских ВВС. Ранее Ирак уже выражал намерение закупить 24 самолета L-159, однако, затем планы были изменены в пользу учебно-боевых самолетов производства Республики Корея. Южнокорейская компания, однако, не смогла гарантировать иракским ВВС точного соблюдения сроков поставки, поэтому в итоге было подписано соглашение с Чехией. Поставка самолетов заказчику может начаться уже в сентябре 2014 года. Планируется, что иракские военные летчики будут проходить на L-159 подготовку к пилотированию на закупленных в США тактических истребителях F-16, поставка которых в Ирак начнется осенью текущего года.

Иракское Министерство обороны в апреле подписало с одной из американских фирм контракт на строительство плавучего пирса длиной 165 м на базе национальных ВМС Умм-Каср. Строительство пирса должно быть завершено в ноябре 2015 года.

В апреле иракские власти временно закрыли печально известную тюрьму «Абу-Грейб», расположенную к западу от Багдада, в связи с угрозой безопасности заключенных. По словам министра юстиции страны Х.аш-Шимари, 2400 заключенных были переведены из «Абу-Грейб» в другие тюрьмы, расположенные в более безопасных районах Ирака. Министр добавил, что это было мерой предосторожности, так как тюрьма находится в «неспокойном районе».

Таким образом, в апреле 2013 года ситуация в сфере безопасности в Ираке характеризовалась повышенной напряженностью и нестабильностью. В период подготовки к парламентским выборам экстремистские и террористические группировки заметно активизировали свои действия, что привело к росту жертв насилия в стране.

В апреле 2014 года в Ираке сохранялась очень сложная внутриполитическая обстановка. Главным событием в стране в минувшем месяце стала подготовка и проведение выборов в Совет представителей, состоявшихся 30 апреля.

Предвыборная кампания в Ираке началась 1 апреля. Она проходила в очень сложной обстановке и характеризовалась острой борьбой между ведущими иракскими политическими силами.

Характерной чертой нынешней предвыборной кампании стали многочисленные угрозы в адрес кандидатов в депутаты и избирателей со стороны экстремистских и террористических группировок, а также политических противников, покушения на кандидатов в депутаты, четверо из которых были убиты, нападения на предвыборные штабы партий и организаций, попытки срыва различных предвыборных мероприятий. В частности, независимые кандидаты в депутаты, а также участники их агитационных штабов подвергались нападениям на улицах, их плакаты срывали и сжигали.

Противники главы правительства Н.аль-Малики в рядах шиитских, суннитских и курдских политических сил поставили перед собой задачу не допустить победы на выборах коалиции «Государство закона», лидером которой является глава правительства, и тем самым воспрепятствовать занятию Н.аль-Малики поста главы кабинета министров в третий раз. Так, заместитель премьер-министра по экономическим вопросам С.аль-Мутлак (суннит) заявил, что переизбрание Н.аль-Малики на третий срок будет представлять опасность для республики. Оппозиция заявляла, что победа Н.аль-Малики и его коалиции приведет к усилению нестабильности в Ираке, росту масштабов вооруженного противостояния в провинции Анбар и межконфессионального противостояния между суннитами и шиитами в Ираке в целом, не будут проводиться столь необходимые для развития страны политические и экономические реформы. Вместе с тем, оппоненты премьер-министра из-за серьезных разногласий в их рядах так и не смогли создать единого фронта оппозиции, выдвинуть общего кандидата на пост главы правительства и выступали на выборах в составе различных коалиций. В итоге, несмотря на все обвинения в адрес Н.аль-Малики и его кабинета, коалиция «Государство закона» оставалась фаворитом в предвыборной гонке.

Сам Н.аль-Малики открыто заявлял, что претендует на третий премьерский срок. В ходе предвыборной кампании он выдвигал себя в качестве единственного спасителя Ирака от «пылающего мятежа». Глава правительства призывал граждан страны прийти на избирательные участки и «выбрать достойных». По его словам, «Ираку необходимо правительство политического большинства. Только оно может эффективно достичь целей по обеспечению безопасности и развитию страны».

Многие иракские политики и зарубежные политические наблюдатели высказывали опасения относительно возможности самого проведения выборах в условиях очень напряженной обстановки в сфере безопасности, особенно в провинции Анбар. Страх перед экстремизмом и терроризмом стал «сильной темой предвыборных речей, а стабильность считается необходимым условием для возрождения секторов услуг. О дорогах, канализации, жилье и электричестве сейчас почти не говорят. Примирение — еще один вопрос, в значительной степени проигнорированный почти всеми, кто борется за одно из 328 мест в парламенте страны».

Серьезные опасения высказывались и по поводу возможных нарушений в ходе голосования, особенно со стороны властей. Многие иракские оппозиционные политики подчеркивали, что «нет никаких гарантий, что нарушения будут предотвращены».

Серьезные нарекания высказывались и в адрес действующего депутатского корпуса. В частности, указывалось на то, что «в мире нет парламента, чтобы сравниться с иракским парламентом с точки зрения праздности и корысти». Так, депутаты Совета представителей в общей сложности в течение последних четырех лет работали только 134 дня, а примерно 100 народных избранников не присутствовали ни на одной из парламентских из сессий. Более 100 законопроектов не прошли первое чтение. Среди них и нефтегазовый закон, отсутствие которого привело к серьезным спорам между федеральным правительством и властями иракской курдской автономии. «Депутаты отдают приоритет личным интересам, прежде чем подумать о чем-то другом. Закон о выходе на пенсию является живым примером. Этот закон был принят в Совете представителей поспешно и был направлен на обеспечение пенсионных прав парламентариев, в результате этой спешки он содержит много дисбаланса и несправедливости». Политические партии и парламентарии не создали систему, в которой всеобщие выборы могут изменить ситуацию в Ираке. «Граждане не имеют выбора, чтобы изменить геополитическую карту, потому что в отсутствие законов, регулирующих их деятельность, политические партии работают в соответствии с сектантской и этнической повесткой дня».

28 апреля проголосовали граждане Ирака, проживающие за границей, а на следующий день, как уже упоминалось, на избирательные участки пришли военнослужащие, полицейские, сотрудники спецслужб, медицинские работники, больные в госпиталях и заключенные.

В основной день голосования, 30 апреля, по официальным данным, проголосовало 60% из 20,44 млн иракцев, имеющих право голоса. Одновременно в иракской курдской автономии проходили выборы в провинциальные органы власти.

На 328 мест в Совете представителей претендовало 9039 кандидатов от 276 политических партий и организаций, которые выступали в составе коалиций и блоков. При этом 320 депутатов избирались на пропорциональной основе от 18 провинций, 8 мест отдается представителям религиозных меньшинств (христианам — 5, езидам — 1, мандеям — 1, шабакам – 1). Не менее четверти мандатов (82) — квота для женщин. Срок полномочий парламента — 4 года. Совет представителей избирает из числа депутатов президента (на 4 года) и премьер-министра. Для голосования были открыты свыше 48 тыс. избирательных участков. За ходом голосования наблюдали 1200 международных наблюдателей. Выборы проходили по открытым партийным спискам. Независимые кандидаты также принимали участие в выборах.

Основная борьба развернулось не столько между политическими партиями и коалициями, сколько между этническими и религиозными группами: мусульманами-суннитами, мусульманами-шиитами и курдами. Шииты были представлены коалицией «Государство закона» во главе с Н.аль-Малики, «Гражданской коалицией» во главе с лидером «Высшего исламского совета Ирака» А.аль-Хакиом и движением радикального имама М.ас-Садра. Основными преимущественно суннитскими коалициями, участвовавшими в выборах, являлись: коалиция действующего спикера парламента У.ан-Нуджаифи «Аль-Хадба», коалиция «Иракское национальное согласие» во главе с бывшим премьер-министром Ирака А.Алауи (шиитом) и коалиция «Аль-Арабия» во главе с вице-премьером С.аль-Мутлаком. Курды были представлены Демократической партией Курдистана, Патриотическим союзом Курдистана, партией «Горран» и несколькими исламистскими партиями. Напомним, что иракская конституция запрещает бывшим активным членам партии Баас, правившей в стране до американского вторжения в 2003 году, баллотироваться на выборах любого уровня.

ООН и страны Запада приветствовали успешное проведение выборов в Ираке и призвали к скорейшему формированию в стране нового правительства, представляющего интересы всех слоев иракского общества.

Ожидается, что официальные итоги голосования будут подведены в конце мая. В то же время сторонники Н.аль-Малики утверждают, что коалиция «Государство закона» уже получила 90 депутатских мест и в состоянии завоевать парламентское большинство в 165 человек, что позволит ей сформировать правительство.

После выборов основным вопросом является, удастся ли Н.аль-Малики сформировать работающую коалицию, или страну вновь ждет серьезный политический кризис. Сам действующий премьер-министр уже выразил намерение создать «мощное правительство правящего большинства». В то же время многие эксперты опасаются, что формирование нового кабинета министров, основываясь на опыте предыдущих парламентских выборов, может занять длительный период времени (до года) из-за многочисленных разногласий между ведущими политическими силами Ирака.

Нерешенность принципиально важных экономических, финансовых и политических проблем продолжает серьезно осложнять отношения между центральным правительством в Багдаде и властями иракской курдской автономии в Эрбиле.

5 апреля президент иракской курдской автономии М.Барзани заявил, что регион может обойтись без экономической поддержки центральных властей Ирака, так как располагает значительными запасами нефти. По словам курского лидера, «мы не хотели бы доводить до этого, однако если Багдад не изменит свою позицию, то у нас огромные запасы нефти, и в случае начала их реализации регион сможет существовать без Багдада». При этом М.Барзани отметил, что автономия испытывает определённые экономические проблемы в связи с тем, что Багдад приостановил перевод часть общих доходов от продажи нефти из-за конфликта с Эрбилем. «Мы надеемся на посредническую миссию США, но когда мы потеряем надежду, то будем действовать без оглядки на Багдад», подчеркнул он.

Говоря об отношениях с федеральными властями в Багдаде, М.Барзани подчеркнул, что курды хотят быть партнерами правительства Ирака. По его мнению, проблемы между Багдадом и курдской автономией возникли не из-за нефти газа и бюджета, а проблема заключается в том, что курды желают партнерских (равноправных) отношений с Багдадом.

15 апреля М.Барзани, заявил, что наступает лучшее время для объявления курдской независимости. Он отметил, что независимость является естественным правом курдского народа, как и любой другой нации. По словам М.Барзани, «курды пожертвовали больше, чем большинство людей, и, несмотря на это, мы добились меньше прав, чем другие народы. Ошибки, допущенные в Соглашении Сайкса-Пико, должны быть исправлены, и сейчас самое лучшее время, чтобы сделать это, и люди должны решить, как они хотят, чтобы это было сделано». Курдский лидер также считает, что в настоящее время Ирак становится все более разделенным и между курдской автономией и Ираком не существует нормальных отношений. Поэтому для иракских курдов  наступило время посредством конфедеративной системы выйти из действующей федерации. «Мы хотим иметь уверенность в правящей системе и принимать наши собственные решения, а не подчиняться Багдаду или кому-либо еще. Я уверен, что независимость Курдистана близка, сначала к ней придет Иракский Курдистан, а за ним последуют другие курдские районы». Что касается премьер-министра Ирака Н.аль-Малики, то М.Барзани заявил: «Мы ожидали, что аль-Малики защитит курдов, и именно поэтому мы думали, что он заслужил пост премьера, но это привело к обратному эффекту».

25 апреля премьер-министр курдского регионального правительства Н.Барзани заявил, что переговоры с Багдадом по урегулированию конфликта вокруг экспорта нефти и бюджетных разногласий не продвигаются, и предупредил, что «терпение Эрбиля имеет пределы», а «если мы не сможем достичь соглашения, то у нас будет наше собственное решение». Н.Барзани также заявил, что Багдад до сих пор не направил автономии бюджетные платежи за март и апрель текущего года. На этом фоне, по словам главы регионального правительства, происходит «неуклонный прогресс» в отношениях с Турцией, «существует хорошее взаимопонимание между Турцией и Курдистаном во всех аспектах, особенно в сфере энергетики».

29 апреля Н.Барзани заявил, что 2 мая курдская автономия начнет продажу нефти в Европу. По его словам, Эрбиль не волнует, даст ли на это разрешение официальный Багдад. Ранее, в ноябре 2013 года, Турция и иракская курдская автономия договорились, что нефть из региона будет поступать через Турцию в страны Европы, однако Багдад выступает против самостоятельных решений Эрбиля относительно распределения нефтяных ресурсов, расположенных на курдской территории. Н.Барзани отметил, что автономия станет одним из крупных поставщиков нефти на мировом рынке. По его словам, «нефть – это вопрос не только экономики, но и политики. После выхода на рынок энергоносителей позиция нашей автономии на мировой арене усилится. Мы не можем ждать милости от Багдада, чтобы он за нас решал этот вопрос». Н.Барзани также считает, что экономические санкции со стороны Багдада не окажут негативного воздействия на экономику курдской автономии, так как «мы в состоянии решить свои экономические проблемы и без помощи центрального правительства». Напомним, что Иракский Курдистан планирует при выходе на проектную мощность экспортного нефтепровода достичь объема поставок в 200 тыс. баррелей в сутки.

1 мая Турция объявила о том, что иракская курдская автономия в конце апреля начала экспортировать 100 тыс. баррелей нефти в день по трубопроводу, идущему в турецкий порт Джейхан. Это осуществляется посредством иракской государственной компании SOMO, и будет делаться до урегулирования нефтяного спора между Багдадом и Эрбилем.

Сложные политические процессы проходят в самой курдской автономии. Переговоры курдских партий по формированию нового регионального правительства по результатам прошедших в еще сентябре 2013 года выборов в местный парламент пока не привели к каким-либо результатам.

Тем не менее, в апреле была достигнута договоренность о том, что пять основных политических партий, набравших наибольшее количество голосов на последних выборах в законодательные органы Иракского Курдистана, будут включены в состав нового курдского регионального правительства. Его возглавит представитель ДПК. Министерские посты в зависимости от полученных парламентских мандатов получат также «Движение за перемены» («Горран»), ПСК, «Исламский союз Курдистана» (ИСК), «Исламская лига» («Комала») и «Туркоманский фронт». При этом ДПК возглавит МВД, министерства природных ресурсов, планирования, образования и муниципалитетов. «Горран» получит министерства «пешмерга» (военное ведомство), финансов, торговли и религий. ПСК достанется должность заместителя премьер-министра, а также министерства культуры, реконструкции, высшего образования и здравоохранения. ИСК достанутся министерства электроэнергии и социальных вопросов, «Комала» — Министерство сельского хозяйства, а «Туркоманский фронт» получит Министерство юстиции. Реализация этого соглашения намечена на период после проведения парламентских выборов в Ираке и выборов в местные органы власти курдской автономии.

29 апреля парламент Иракского Курдистана избрал Ю.Мухаммеда в качестве нового спикера законодательного органа автономии. Ю.Мухаммед является членом партии «Горран».

Значительные трудности сохраняются в экономике и социальной сфере Ирака. В стране по-прежнему с перебоями подается электроэнергия, остро ощущается нехватка пресной воды, значительные трудности испытывает транспорт и сельское хозяйство, на высоком уровне сохраняется безработица, сложным остается положение дел в сфере здравоохранения и медицинского обслуживания населения. Сохраняющаяся в Ираке политическая нестабильность, отсутствие в стране надлежащей законодательной базы, серьезные проблемы в деле обеспечения безопасности, всесилие местной бюрократии отталкивают многих иностранных инвесторов от работы в стране.

По оценкам иракских экспертов, экономике страны необходима диверсификация. Она позволит Ираку ослабить многолетнюю зависимость от нефти, несмотря на рост нефтедобычи, который, как ожидается, в 2014 году сделает Ирак одной из наиболее эффективных экономик региона. В настоящее время экономическое развитие страны является «неустойчивым или регрессивным», а «добиться экономического прогресса невозможно, не ликвидировав диспропорции в экономике». Нефть «является главным товаром и по-прежнему доминирует в иракских финансах, а государственный сектор непомерно раздут и при этом экономически нежизнеспособен».

По прогнозу МВФ, экономика Ирака в 2014 году вырастет на 6% благодаря добыче и экспорту нефти. Несмотря на оптимистичный прогноз, МВФ рекомендовал сократить непомерно раздутый государственный сектор и реструктурировать ряд государственных банков, чтобы дать частным компаниям больше возможностей конкурировать за государственные контракты. Последние статистические данные показывают, что на долю частного сектора приходится около 33 % ВВП, при этом большинство игроков этого сектора являются подрядчиками государственных структур и полностью зависят от их ресурсов. Эксперты подчеркивают необходимость использования всех возможностей и стимулов для развития частного сектора и его институтов.

Центробанк Ирака в настоящее время осуществляет реформу финансового сектора страны, которая, в частности, предусматривает создание системы коммерческих банков и национальной платёжной системы.

Система газопроводов, которую строит Ирак, объединит страны региона и свяжет страну с Европой, сообщил министр нефти Ирака А. К.аль-Луэйби в своем выступлении 13-ой Международной конференции по нефти и газу в Турции. По его словам, «мы пытаемся создать такую систему, которая охватит Египет, Иорданию, Сирию, Ливан, и в которую будет включена и Турция. В целом, как заявил аль-Луэйби, Ирак намерен увеличить объемы добычи углеводородов, что «придаст стабильности мировым ценам на нефть». Энергетическое сотрудничество с Ираком имеет особое значение для Турции, заявил в ответ турецкий министр иностранных дел А.Давутоглу.

По данным Министерства промышленности и торговли курдского регионального правительства, в настоящее время в автономии зарегистрировано 2700 иностранных компаний. При этом их число в остальных регионах Ирака составляет 900. Среди зарегистрированных иностранных компаний первенство принадлежит Турции и Ирану.

Таким образом, в апреле 2014 года главным политическим событием в Ираке стала подготовка и проведение очередных выборов в Совет представителей, что происходило в сложной обстановке и характеризовалось острой борьбой между ведущими иракскими политическими силами.

В апреле 2014 года в своей внешнеполитической деятельности иракское правительство акцентировало внимание на отношениях с соседними государствами. При этом в условиях развернувшейся в стране предвыборной кампании отмечалось снижение активности Багдада в сфере внешней политики.

В апреле посольство США в Багдаде в специальном заявлении резко осудило террористические действия боевиков ИГИЛ и других экстремистских группировок, особенно в отношении речных плотин и других инфраструктурных объектов. Одновременно был подтвержден курс США на оказание помощи иракским силам безопасности путем поставок современного вооружения и боеприпасов. При этом было подчеркнуто, что эти поставки будут ускорены.

6 апреля американское посольство в Ираке рекомендовало гражданам США воздержаться от поездок в эту страну «за исключением самых необходимых случаев». В предупреждении дипломатическое представительство ссылается на «сохраняющиеся проблемы в плане безопасности, включая похищения людей и насильственные действия террористов». Было отмечено, что посольство «крайне ограничено» в своих возможностях реагировать на ситуации, в которых могут оказаться американские граждане на иракской территории. Посольство сообщило, что его возможности по предоставлению консульских услуг американским гражданам на всей территории Ирака, включая Багдад, «особенно ограничены», учитывая сложившуюся обстановку. Гражданам США также было рекомендовано избегать посещения районов вблизи границ с Сирией, Турцией и Ираном, которые, с точки зрения американских дипломатов, «особенно опасны и не всегда четко размечены». Американцы, которые решат поехать в Ирак, должны знать, что есть случаи, когда иракские власти арестовывают или задерживают граждан США, если цели их поездки не очевидны. Например, людей задерживали за фотографирование зданий, памятников и других мест.

В апреле Багдад в очередной раз посетил генеральный секретарь ООН Пан Га Мун, обсудивший с иракским руководством развитие ситуации в стране.

Глава курдского регионального правительства Н.Барзани в апреле посетил с визитом Турцию, где провел переговоры с турецким премьер-министром Р.Т.Эрдоганом по вопросам двустороннего сотрудничества в энергетической сфере. Также были обсуждены ситуация в Сирии, открытие новых КПП на границе курдской автономии и Турции, экономические и торговые отношения.

Таким образом, в апреле 2014 года военно-политическая обстановка в Ираке продолжала оставаться очень сложной и напряженной. В стране заметно активизировали свои действия террористические и экстремистские группировки различной ориентации, возросло число жертв вооруженного насилия. Отчасти, это было связано с проходившей в Ираке предвыборной кампанией. Продолжается вооруженное противостояние правительственных сил с формированиями экстремистских группировок, прежде всего ИГИЛ, в западной провинции Анбар и прилегающих к ней районам. В целом же, несмотря на все усилия по стабилизации обстановки в стране в сфере безопасности, иракским властям пока не удается взять ситуацию в стране под контроль. Дестабилизирующее влияние на положение дел в Ираке продолжает оказывать гражданская война в Сирии. Неурегулированными остаются экономические и политические противоречия между центральным правительством в Багдаде и властями иракской курдской автономии, что негативно сказывается на общей ситуации в стране. Главным же событием минувшего месяца стали парламентские выборы, от итогов которых во многом будет зависеть дальнейшее развитие обстановки в стране.

62.99MB | MySQL:102 | 0,534sec