Президент Государства Израиль. Часть1

  Статус и обязанности

Президент  Израиля номинальный глава государства. Израиль является парламентской республикой, где реальные полномочия власти находятся в руках главы правительства, а президент исполняет главным образом представительские и церемониальные функции.

Порядок избрания, срок полномочий, статус и обязанности президента определяются Основным законом «Президент государства» от 1964 г. , в соответствии с изменениями, внесенными в 1969 г., в 1996 г., 1999 г. и 2002 г. В прошлом президент избирался на пятилетний срок, в 1999 г. закон был изменен и каденция президента страны была продлена до семи лет.

До 1999 г.  президент мог несколько раз повторно баллотироваться и избираться на свой пост. Так второй президент страны Ицхак Бен-Цви после своего избрания в 1952 г. переизбирался еще дважды: в 1957 г. и в 1962 г.   Принятая поправка к закону ограничила срок пребывания президента в должности одной каденцией.

Процедура выдвижения и избрания президента осталась без изменений. Десять и более депутатов Кнессета могут выдвинуть своего кандидата, но ни один из них не может голосовать более чем за одного кандидата. Любой гражданин Израиля, постоянно проживающий в стране, имеет право выдвинуть свою кандидатуру на пост президента.

Президент избирается Кнессетом тайным голосованием. Для избрания необходимо абсолютное большинство голосов (61 голос) депутатов Кнессета. Если в результате голосования ни один из кандидатов не набирает требуемого числа голосов, назначается повторное голосование на тех же условиях. Если и второй тур не заканчивается избранием одного из кандидатов, назначается третий тур. В третьем (и последующих) турах голосования от участия в выборах отстраняется кандидат, набравший наименьшее количество голосов в предыдущем туре, а для победы необходимо простое большинство голосов.

До 1996 г. и начиная с 2003 г., одной из основных функций президента являлось и является возложение ответственности по формированию правительства на одного из депутатов Кнессета. Назначение кандидата в премьер-министры производится после выборов в Кнессет, а так же в случае отставки действующего главы правительства или принятия вотума недоверия действующему правительству. Как правило, мандат на формирование правительства получает лидер партии, набравшей наибольшее количество голосов на выборах, однако уже дважды в истории Израиля президенты принимали иное решение.

Так, в октябре 1950 г., после отставки Давида Бен-Гуриона с поста премьер-министра, в обстановке парламентского кризиса президент страны Хаим Вейцман поручил формирование правительства министру юстиции Пинхасу Розену, хотя возглавляемая им фракция центристской Прогрессивной партии насчитывала лишь пять депутатов, являясь шестой по численности в Кнессете первого созыва. Пинхас Розен, однако, не сумел справиться с порученной задачей  и главой исполнительной власти вновь стал Бен-Гурион.

В 2008 г., после отставки  Эхуда Ольмерта с поста премьер-министра и лидера партии Кадима, избранная, вместо него, Ципи Ливни не смогла сформировать новое правительство. Это повлекло за собой досрочные выборы в Кнессет, которые состоялись 10 февраля 2009 года. На них Кадима вновь получила большинство, 28 мест из 120, на один мандат больше, чем Ликуд. Однако и в этом случае ей не удалось сформировать дееспособную коалицию, и президент Шимон Перес поручил формирование правительства главе Ликуда Биньямину Нетаньяху.

Президент уполномочен принимать отставку правительства, а также принимать решение о роспуске Кнессета.       Президент подписывает законы, принятые Кнессетом и международные соглашения, кроме законов, касающихся института президентства, а также принимает верительные грамоты у послов иностранных государств. На президента возложено назначение судей, послов и консулов Израиля за рубежом, а также иных должностных лиц. Но эта функция носит чисто церемониальный характер, поскольку закон устанавливает, что президент имеет право подписывать только документы, завизированные главой или одним из министров правительства, за исключением документов, касающихся формирования правительства и роспуска Кнессета.

Президент обладает правом помилования преступников; снижения срока и тяжести наказаний, наложенных судом. Каждый гражданин Израиля, осуждённый к лишению свободы, может один раз за свою жизнь обратиться к президенту с прошением о помиловании.

В случае, если президент по какой-либо причине (состояние здоровья, несоответствие должности, порочащее поведение и т. п.) не может далее исполнять свои обязанности, то Кнессет,  квалифицированным большинством трёх четвертей голосов может принять решение об отстранении президента от должности. В этом случае, как и в случае освобождения президента от должности или временного прекращения им выполнения своих обязанностей, его полномочия переходят к председателю Кнессета.

Президент имеет право добровольно подать в отставку, направив соответствующее письмо председателю Кнессета. Отставка Президента вступает в силу через 48 часов после получения сообщения об отставке.

Президент наделен абсолютным судебным иммунитетом и освобожден от несения, каких бы то ни было повинностей. Однако президент может быть отстранён от должности решением Кнессета за поступки, несовместимые со статусом президента. Принятие решения об отстранении требует поддержки трёх четвертей от общего числа депутатов Кнессета. Процедура отстранения может быть инициирована по требованию не менее чем 20 депутатов Кнессета. Требование отстранить президента от должности должно быть подано в комиссию по делам Кнессета; оно передаётся на дальнейшее рассмотрение только в том случае, если за это проголосовало не менее чем три четверти комиссии.

За всю историю Израиля, депутаты уже дважды воспользовались этой возможностью. Так седьмой президент Эзер Вейцман был вынужден досрочно уйти в отставку в июне 2000 г. после того, как стало известно, что в 1980-е гг. он, будучи депутатом Кнессета, получал деньги из-за рубежа, о чем не поставил в известность израильские налоговые органы.

В 2007 году впервые в истории Израиля полиция рекомендовала предать действующего восьмого президента Моше Кацава суду, в связи с обвинениями в сексуальных домогательствах и  попытке изнасилования. Юридический советник правительства Мени Мазуз на заседании комиссии Кнессета приостановил полномочия президента. И хотя в дальнейшем Кацав официально объявил о своей отставке,  это не спасло его от суда, и он был приговорён семилетнему сроку заключения.

Кнессет так же имеет право отстранить президента по состоянию здоровья. В этом случае для принятия решения об отстранении от должности достаточно простого большинства. Право вынести вопрос об отстранении Президента по состоянию здоровья имеет комиссия по делам Кнессета, решение комиссии должно быть поддержано не менее чем двумя третями членов комиссии и основано на заключении медицинской комиссии.

И хотя первые два первых президента Хаим Вейцман и Ицхак Бен-Цви, в связи  с болезнями  умерли на своем посту, вопрос об отстранения их от должности по состоянию здоровья не возникал.

Президент может временно приостановить исполнение своих обязанностей в связи с выездом за границу (автоматически вплоть до возвращения президента в страну), или по состоянию здоровья или по иной уважительной причине, в этом случае решение о приостановке обязанностей должно быть так же утверждено комиссией по делам Кнессета. Срок, на который президент может прекратить исполнение обязанностей не может превышать трёх месяцев. При отстранении президента от должности или временном прекращении выполнения обязанностей, председатель Кнессета исполняет обязанности президента вплоть до выбора нового или возвращения к должности действующего президента.

Благодаря такой возможности, в 2007 г. впервые в истории Израиля временно исполняющей обязанности Президента страны была женщина — спикер парламента Далия Ицик.

В июне этого года истекает срок полномочий действующего президента Шимона Переса и на конец месяца, назначены новые выборы. Однако за месяц до выборов радиостанция «Решет Бет» со ссылкой на свои источники в окружении главы правительства вечером 8 мая сообщила, что Биньямин Нетаньяху намерен отложить выборы президента Израиля на несколько месяцев. Биньямин Нетаньяху выступает за то, чтобы упразднить должность президента и в этой связи  намерен выдвинуть на обсуждение Кнессета соответствующий законопроект. Против его инициативы выступает председатель Кнессета Юлий Эдельштейн, а так же министр внутренних дел Израиля Гидеон Саар и ряд депутатов от «Ликуда».

О том, что в правительстве обсуждается возможность упразднения должности президента, израильские СМИ написали еще в январе. Тогда сообщалось, что эту идею поддерживают глава партии «Байт Иегуди (Евреский дом) Нафтали Беннет и министр юстиции Ципи Ливни.  Сообщалось, что Биньямин Нетаньяху обсуждает эту тему с представителями коалиционных партий, многие из которых согласны с тем, что институт президентства себя изжил.

Изначально институт президентства в Израиле  был отделен от остальных ветвей власти и был призван олицетворять единство народа и его независимого государства. Он был введен в Израиле в 1948 году в расчете на то, что первым президентом молодого еврейского государства станет Альберт Эйнштейн. Однако Бен-Гуриону не нравилась позиция Эйнштейна по многим вопросам, стоявшим в тот период на повестке дня, и он позаботился о том, чтобы лишить президента реальных полномочий. Когда этот пост был предложен Эйнштейну, президент обладал в основном представительскими функциями. Альберт Эйнштейн отказался от предложения, и первым президентом Израиля стал Хаим Вайцман.

52.3MB | MySQL:103 | 0,525sec