Слушание Конгресса США о дальнейшем продвижении ближневосточного мирного процесса

8 мая Комитет по международным делам Палаты представителей Конгресса США провел слушание на тему дальнейших шагов в урегулировании палестино-израильского конфликта[i]. В целом конгрессмены отметили, что ситуация вокруг ближневосточного мирного урегулирования остается одной из наиболее актуальных тем, несмотря на провал инициативы Госсекретаря США Джона Керри. Председатель комитета Рос-Лейтинен подчеркнула, что решение палестино-израильского конфликта по-прежнему должно оставаться приоритетом США, поскольку от этого зависит не только судьба всего региона, но и интересы национальной безопасности США. Единого мнения по поводу того, кто несет ответственность за провал мирной инициативы, не прозвучало. Часть парламентариев возлагает вину на главу Палестины Махмуда Аббаса, в частности, в связи с недавним решением о создании коалиционного правительства ФАТХа и ХАМАСа, часть – на израильскую сторону и отсутствие гибкости в вопросе строительства поселений. Некоторые члены комитета посчитали, что администрация президента Барака Обамы сделала недостаточно для того, чтобы усадить стороны конфликта за стол переговоров и достичь компромисса. Еще одним аспектом, вызвавшим разногласия, стал вопрос о возможном сокращении финансирования Палестины после примирения двух фракций, а также для того, чтобы приостановить ее односторонние инициативы, как например, членство в различных институтах ООН. Тем не менее, подавляющее большинство конгрессменов посчитали такой шаг нецелесообразным, поскольку это может отодвинуть перспективы разрешения палестино-израильского конфликта на неопределенный срок.

В слушании приняли участие вице-президент Исследовательского института по защите демократии Джонатан Шанзер, президент Совета по демократии Джеймс Принц и президент Центра ближневосточного мира Роберт Векслер. Каждый из выступавших дал свою оценку ситуации в целом, затронул те моменты, которые вызывают обеспокоенность у обеих сторон конфликта, и предложил рекомендации касательно дальнейшей стратегии США при урегулировании палестино-израильского конфликта.

По мнению Джонатана Шанзара, госсекретарь США Джон Керри ошибочно предположил, что Палестина и Израиль готовы к продолжительным переговорам, которые приведут к подписанию соглашения между ними. Действительно, сторонам удалось достичь компромисса по ряду вопросов и сохранить положительную динамику отношений на протяжении долгого времени, тем не менее, это стало скорее результатом не усилий Белого дома, а было вызвано усталостью палестинцев после второй интифады и озабоченностью обеих сторон в связи с усилением влияния ХАМАСа. Если говорить об Израиле, в первую очередь он обеспокоен иранской ядерной программой, которая, в частности, может быть простимулирована частичным снятием санкций с Ирана. В силу того, что Запад пошел на уступки Тегерану, значительно осложнились отношения между лидерами США и Израиля, что также свидетельствует об ошибочности стратегии Обамы и Керри. Кроме того, большие опасения у Израиля вызывает общая дестабилизация региона, возникшая с началом «арабской весны», поскольку это напрямую затрагивает вопрос безопасности Израиля. Шанзар утверждает, что администрация США оказала незначительное давление на палестинскую сторону, чтобы мотивировать ее к продуктивным переговорам по вопросу мирного урегулирования. Вашингтон должен добиться от Палестины достижения целей касательно проведения реформ, строительства политических институтов и налаживания эффективной системы управления. В частности, у Махмуда Аббаса нет ни заместителя, ни наследника, а учитывая, что ему 80 лет, встает вопрос что будет после того как он покинет свой пост.  Безусловно, у Аббаса есть заслуги перед Палестиной, Ближним Востоком в целом, тем не менее, он всячески препятствует политическому и экономическому прогрессу страны. Финансовая помощь США зачастую оседает в руках узкой политической элиты, в то время как развитие различных институтов правления остается в застое.

Что касается примирения ФАТХа и ХАМАСа, то они объявили о своем решении, как только провалилась дипломатическая инициатива госсекретаря Керри. Возможно, Махмуд Аббас решил пойти на создание коалиционного правительства, чтобы увековечить свое имя в истории, или же, чтобы надавить на Израиль. В любом случае следующим шагом будет создание правительства технократов, что не одобрят ни Израиль, ни Конгресс США.

Попытка примирения двух фракций также совпала по времени с возобновлением односторонней программы Палестины по ее признанию международными институтами и организациями.  Так называемая программа «Палестина 194» была инициирована Аббасом еще в 2005 года с целью добиться поддержки международного сообщества. В начале апреля Аббас подписал 15 писем для того, чтобы Палестинская национальная администрация могла стать частью ряда международных соглашений и механизмов. В начале мая он заявил о планах отправки ещё 60 писем. В качестве ответной реакции администрация США сократила финансирование институтов ООН, однако, это не помогло остановить палестинскую кампанию. В то время как США требовали от Израиля уступок по множеству вопросов, единственное требование к Палестине было остановить программу «Палестина 194». Остановка данной кампании также чрезвычайно важна для Израиля, поскольку он опасается, что таким образом палестинские власти надеются изолировать Израиль.

В качестве рекомендаций Джонатан Шанзер предлагает: предотвратить создание Ираном ядерной бомбы; оказывать финансовую помощь Палестине только при условии реформировании ее политической и экономической систем; все вопросы экономического характера передать в ведение исключительно экономистов; способствовать тому, чтобы на смену Аббасу и его приближенным пришли новые лидеры; предотвратить приход к власти ХАМАСа в рамках коалиционного правительства; оказывать больше давления на региональных сторонников ХАМАСа (Турция, Катар); стратегически просчитать возможности  сокращения финансирования определённых институтов ООН, принявших Палестину в качестве своего члена; проанализировать расходы Национального фонда Палестины, 20 процентов от поступлений в который идут из США.

Президент Совета по демократии Джеймс Принц также начал свое выступление со слов о провале ближневосточной инициативы, несмотря на все усилия госсекретаря Керри. По его словам, достижение мирного урегулирования во многом зависит от способности идти на компромиссы и принимать нелегкие решения. Так, например, в случае с Палестиной Западный берег и Газа нуждаются не только в смелых и амбициозных лидерах, но и в реальном плане политического урегулирования.

Если говорить о проблеме власти в Палестине, действительно, страна нуждается в проведении выборов с выбором из множества кандидатов. Однако это также таит в себе риски, так как к власти может прийти ХАМАС. На протяжении долгого времени в сторону палестинского руководства звучат упреки в авторитарном режиме, коррупции, непотизме и слабой политической системе. Именно поэтому страна нуждается в срочном проведении реформ, которые послужат основой для демократического правления, рыночной экономики и активного противодействия терроризму. В последнее время удалось сдвинуть фокус реформ с противостояния с Израилем на улучшение жизни палестинцев, что является своего родом успехом. Тем не менее, властям Палестины стоит уделять больше внимания гражданскому обществу, в частности, вопросу соблюдения и защиты прав человека. Господин Принц также подчеркнул, что во всех сферах жизнедеятельности в Палестине прослеживается коррупционный след и непотизм.

Говоря о возможностях создания коалиционного правительства, Принц отметил, что такой союз выгоден и ХАМАСу и ФАТХу. Однако между ними по-прежнему остаются существенные расхождения, которые вряд ли получится преодолеть. В то же время  создание единого правительства находится в интересах, как Палестины, так и США. Рамалла должна гарантировать, что ключевые боевики из ХАМАСа должны быть либо полностью интегрированы в национальные вооруженные силы, либо обезоружены. В течение 6 месяцев должны быть проведены всеобщие выборы, а заявленные кандидаты должны быть противниками насилия.

По мнению Принца, сокращать финансирование Палестины будет ошибкой, поскольку это приведет к ухудшению ситуации в целом и спровоцирует рост экстремизма. Более того, США в значительной степени потеряет возможность оказывать давление на палестинцев. Вместо этого следует оказывать Палестине экономическую, дипломатическую и технологическую помощь, что в итоге благоприятно скажется на заключении мирного соглашения с Израилем. Принц также отметил, что ответственность за столь долгое сохранение неэффективной системы управления в Палестине отчасти лежит и на Америке, поскольку она была слишком сконцентрирована на мирном процессе, и лишь изредка попытка создания двух государств отходила на задний план. В результате палестинские административные институты  так и остались в изначальном виде, что подрывает любую возможность мирного процесса.

В качестве реформ, которые благоприятно скажутся на политическом устройстве Палестины, Принц предлагает разработку избирательного закона, запрещающего участие в выборах кандидатов, пропагандирующих насилие, учреждение офиса вице-президента, выведение Национального фонда Палестины из-под контроля администрации президента и т.д. В целом же путь к дипломатическому решению палестино-израильского конфликта лежит через создание эффективного и подотчетного правительства в Палестине наряду с активным гражданским обществом.

Президент Центра ближневосточного мира Роберт Векслер заявил о том, что единственный путь к созданию палестинского государства лежит через достижение компромиссного соглашения с Израилем, а не через попытки добиться членства в международных структурах или угрозы. С точки зрения Израиля, это возможно лишь через гарантированное закрепление его еврейского статуса и через создание независимого и демилитаризованного палестинского государства. Что касается дальнейших шагов администрации США, пока рано говорить о коалиционном правительстве в Палестине, но в любом случае ХАМАС – это террористическая организация, и в этом плане США должны остаться непреклонны. Однако прекращать финансирование палестинского правительства нельзя, так как это еще больше его ослабит и приведет к победе ХАМАСа. Поэтому не стоит прибегать к радикальным действиям, а необходимо  подтолкнуть стороны конфликта к дальнейшим переговорам.

В целом можно сказать, что Вашингтон не собирается уменьшать свою вовлеченность в урегулирование ближневосточного конфликта. Несмотря на провал инициативы Керри, все же были достигнуты положительные изменения. Вряд ли США урежут финансирование Палестине, поскольку это приведет к окончательному разрушению ее политической и экономической систем. Скорее всего, Вашингтон потребует от Рамаллы большей подотчетности и контроля над поступаемыми в ее бюджет средствами, а также сосредоточится на развитии политических институтов. Таким образом, произойдет более явный сдвиг от попыток создания двух независимых государств к изначальному реформированию Палестины и ее подготовки к существованию в роли самостоятельного государства. Что касается Израиля, США могут усилить давление на своего союзника в вопросе строительства поселений и по проблеме палестинских беженцев. В то же время остается открытым вопрос действительно ли Палестине удастся создать коалиционное правительство, и, следовательно, как воспримет это Израиль и США. Если реакция Израиля предсказуема (отказ от ведения каких-либо переговоров), то администрация США не будет разрывать контакты с Рамаллой или накладывать санкции на палестинскую сторону. Вашингтону стоит разработать концепцию взаимодействия с ХАМАСом и новыми реалиями палестинской политической системы. В противном случае ближневосточный мирный процесс в очередной раз зайдет на долгие годы в тупик.


[i] http://foreignaffairs.house.gov/hearing/subcommittee-hearing-palestinian-authority-israel-and-peace-process-what-s-next

52.33MB | MySQL:103 | 0,470sec