Катар обрушивает миграционную систему монархий Персидского залива

14 мая 2014 г. Катар официально обещал заметно либерализировать собственную миграционную систему. Одним из ключевых моментов этой реформы должна стать отмена спонсорской системы для приёма, размещения, предоставления работы, пребывания в стране и отъезда из неё иностранных рабочих.

Катар, попавший под огонь международной критики, в условиях подготовки к Чемпионату мира 2022 года, был вынужден пойти на обещание отменить действующую в стране систему поручительства, которая ставит иностранных рабочих в практически рабскую зависимость от катарских работодателей.

Революционность данных изменений состоит в том, что Катар первой из стран региона объявил о намерении заметно улучшить положение наиболее бесправной и очень многочисленной части гастарбайтеров – домашней прислуги, на которую раньше практически вообще не распространялось трудовое законодательство и положение которой по своему статусу ближе всего было к рабскому.

Между тем, основные изменения законодательства относятся к отмене системы кафала или кафила (спонсорской системы) и замены её системой трудового договора. Об этом официально сообщил полковник Абдулла аль-Моханнади, директор Департамента прав человека в МВД страны на созванной специально пресс-конференции.

Важно, что без спонсоров или кафилов иностранная рабочая сила из стран «третьего мира» не могла попасть на территорию Катара и работать там. Именно через спонсоров оформлялись специальные трудовые «договоренности», по которым в большинстве случаев такие рабочие приезжали «на работу в долг», то есть все их разрешительные бумаги, включая визы, билеты и трудовые договоры проходили через систему спонсорства.

Разумеется, что система спонсорства создавала реальную основу для злоупотреблений в этой сфере. Например, отработки всех необходимых для прибытия в страну документов и билетов происходили обычно по завышенной применительно к гастарбайтерам стоимости, в результате чего они зачастую оказывались в продолжительной долговой кабале и под этим предлогом месяцами не могли получить денег за свою работу.

Кроме того, система тотальной финансово-документационной зависимости таких иностранцев создавала почву для более серьезных преступлений. Например, их нередко по прилету в страну пребывания заставляли переписывать ранее заключенные (обычно на родине) договоры в сторону резкого ухудшения условий труда и его оплаты.

Учитывая тот факт, что в большинстве случаев такие рабочие не владели другими языками, кроме своего родного (особенно это касается арабского, на котором в большинстве случаев в государствах региона происходят судебно-правовые разбирательства), а также дискриминационного по отношению к иностранцам законодательства, они автоматически попадали в долговую кабалу на неопределенное время. Этому способствовало и отсутствие у таких лиц дополнительных денежных средств, благодаря наличию которых они могли бы эффективнее отстаивать свои права через третьих лиц.

Ситуация усугублялась тем, что по условиям трудовых контрактов, они были автоматически привязаны к своим спонсорам и без их разрешения они не могли менять место работы.

Теперь же иностранные работники могут теперь получить их визы на выезд в Министерстве труда страны. В результате работодатели не смогут помешать их отъезду из страны или переходу на другую работу.

Не случайно, что до недавнего времени даже иностранные работники с «громкими» именами, включая граждан западных государств, становились жертвами этого законодательства. Одной из жертв этого положения был франко-алжирский футболист Бельюнис Захир, который в 2013 г. не смог по этой причине покинуть Катар и провел в нем 17 месяцев вопреки своей воле.

Новый закон также предусматривает пятикратное увеличение штрафа, наложенного на работодателя в случае конфискации им паспорта работника, что ранее являлось распространенной практикой в странах Персидского залива, направленной на ограничение передвижения гастарбайтеров. Это способствовало фактическому закреплению сотен тысяч людей на неопределенное время за катарскими работодателями в рабском положении, которые практически не несли за это никакой ответственности.

О серьезности намерений Катара говорит тот факт, что вышеуказанную пресс-конференцию посетили несколько других важных должностных лиц страны, подтвердивших намерение ослабить ограничения на проживание иностранных работников.

Так, например, видный чиновник из Министерства труда и социальных дел, Али аль-Хулайфи, на той же пресс-конференции также сообщил, что Катар принял «единые стандарты жилищных условий для иностранных работников».

Примечательно, что резкие атаки в отношении этой страны стали отмечаться с сентября 2013 года. Тогда против Катара была отмечена скоординированная атака не только профсоюзных, но и международных правозащитных организаций, а также представителей властных структур ряда западных государств. В частности, они осуждали положение иностранных строителей, чьи условия проживания в специальных лагерях они характеризовали как «крайне тяжелые».

Подобные выпады усилились по мере дальнейшего продвижения работ по подготовке объектов к Чемпионату мира по футболу-2022. Общим «трендом» в этой связи стало: «Мы, цивилизованные люди XXI века, не можем занимать места на трибунах, выстроенных рабами».

Дополнительный удар по Дохе нанесла знаменитая правозащитная организация Amnesty International, сообщившая о жестоком обращении, насилиях и формах принудительного труда по отношению к гастарбайтерам.

В октябре западные СМИ и правозащитники обвинили власти эмирата в создании условий труда для гастарбатеров, сходных с рабскими. В этой связи они призвали их «изменить законодательство в сторону улучшения условий жизни, здоровья и безопасности работников». В свою очередь, в докладе Международной конфедерации профсоюзов было указано, что как минимум 4000 таких рабочих подвергаются смертельному риску.

И в феврале Доха была вынуждена опубликовать проекта документа по их улучшению. И в том случае, если Катар реально изменит своё законодательство, изменения могут коснуться огромной массы находящихся в этой стране людей, учитывая то, что из почти двухмиллионного населения этой страны коренных граждан насчитывается менее 20 процентов.

Впрочем, следует оговориться, что пока нет абсолютных гарантий принятия нового законодательства. Новый закон до его принятия должен быть представлен на рассмотрение Совета Шуры, консультативного органа, и Торгово-промышленной палаты и промышленности страны.

И нельзя исключать, что официальное принятие этих поправок встретит серьезное сопротивление катарской элиты, заинтересованной в сохранении прежней ограничительной системы в отношении иностранных рабочих.

Сам по себе факт появления подобного закона показателен. Это лишнее подтверждение тому, какое мощное давление сейчас оказывается на катарские власти со стороны Запада относительно соблюдения прав человека.

Что касается Катара, то несмотря, что в течение 2011 – 13 гг. он неоднократно позиционировал себя «рычащей мышью», демонстрируя при этом стремление к региональному лидерству, со сменой в 2012 г. прежнего эмира ему пришлось несколько скорректировать прежнюю вызывающую политику, задевавшую в том числе и «сильных мира сего».

Нельзя исключать, что содействие «мягкой» смене власти в стране произошло при достаточно активном участии западных спецслужб. Ведь у Запада имеется огромный ресурс для осуществления силового давления на катарскую верхушку, принимая во внимание нахождение в этой стране крупных американских военных баз и то, что испортивший со многими странами, в том числе и соседними эмир в значительной степени зависил от иностранной поддержки.

В тоже время Катар по сравнению со всеми остальными членами ССАГЗ во многом был новатором миграционных изменений и одним из наиболее либеральных в этом отношении государств. Например, в отличие от остальных арабских стран региона именно он предлагал гастарбайтерам возможность создавать профсоюзы и отстаивать свои интересы при помощи забастовок (за исключением энергетического сектора), в то время как по многим параметрам в этом отношении ему уступали даже ОАЭ, претендующие на роль наиболее «просвещенной» страны региона.

Почему же именно на Катар было оказано подобное давление? Постановка вопроса именно в такой формулировке не совсем верна. В той или иной мере оно оказывалось на все страны региона. И в большей степени его «следы», исходя из принятых ранее изменений, кроме Катара, были также замечены в Бахрейне и Омане.

Между тем, говоря о Катаре, следует понимать, что подобная установка была предпринята не случайно и не только применительно к этой маленькой, хотя и важной в мировом плане энергетической стране. Необходимо напомнить, что все арабские страны Персидского залива, исходя из условий соглашения своей региональной организации Совет арабских государств Залива (ССАГЗ), обязаны осуществлять единую миграционную политику в интересах всех входящих в неё членов.

Необходимо напомнить, что спонсорство до недавнего времени являлось местной системой регуляции и фильтра нефтегазовых монархий Персидского залива. Так, например, перекладывая все основные процедуры при поиске гастарбайтеров на трудовые агентства или отдельных доверенных лиц, местные власти одновременно возлагали во многом именно на них оформление необходимых документов для переезда и приема на работу иностранцев. И именно этот ключевой момент системы регулирования иностранной миграции Запад стремится убрать.

До сих пор именно Бахрейн первым из стран региона отменил «спонсорскую» систему набора гастарбайтеров, а ОАЭ и Кувейт несколько ослабили некоторые её положения в плане предоставления выездных виз.

Однако именно действия Катара, который, в отличие от Бахрейна, находится не на островах, а на материке, представляют гораздо большую угрозу безопасности именно для Саудовской Аравии, где действует наиболее жестокие ограничительные законы в отношении регулирования миграции, наличие которых вызывает всё большее недовольство западных элит.

Именно эта страна оставалась фактически, единственным бастионом, где права иностранных мигрантов находились десятилетиями на одном и том же «бесправном» уровне. Её руководство, считая проблему прав иностранцев на своей территории вопросом стратегической безопасности, оказывало яростное сопротивление попыткам извне изменить ситуацию в данной сфере.

В пользу того, что, по крайней мере, часть западных государств готова на осуществление крайних действий по прекращению «прикрывания своих сукиных сынов», служит мартовский визит Барака  Обамы в Саудовскую Аравию, где он четко поставил перед местным правящим режимом задачу заметного улучшения прав человека.

Тем самым он, по сути, вызвал небывалый скандал, который отнюдь не смог заглушить долгожданное предоставление со стороны США после многолетних дискуссий американского оружия, которое они продают лишь самым проверенным союзникам – беспилотные летательные аппараты (БПЛА).

Похожая ситуация складывалась и в ряде отдельных эмиратов ОАЭ (особенно Шардже и отчасти в Дубайе). Не случайно, что именно из этих стран в последнее время регулярно приходили сообщения о разного рода злоупотреблениях в том числе и в отношении целого ряда граждан западных стран, включая изнасилования, убийства, произвольные аресты и пр. Примечательно, что в большинстве случаев местные виновные не несли за это никакой ответственности, либо подвергались незначительным наказаниям.

И в этом смысле именно нажим на Катар мог бы стать попыткой «выбить» из «аравийской цепи» безопасности слабое звено. Властям Саудовской Аравии придется предпринимать ответные меры, учитывая, что на её территории находится самая крупная и бесправная масса иностранцев. И которые уже неоднократно, несмотря на грозящие им немедленные депортации и крупные сроки тюремного заключения, осуществляли массовые акции протеста и даже устраивали погромы, в том числе и в саудовской столице Эр-Рияде.

Вопрос состоит в том, какими будут эти меры. Власти КСА становятся перед непростым выбором: идти на определенные послабления в миграционном вопросе или и дальше продолжать «затягивать гайки»?

Против первого варианта настроено абсолютное большинство представителей верхушки, принимающей решения (король в этом отношении сильно зависит от её мнения), либо наглухо закрывать границу не только с Катаром (что дополнительно обострит и без того непростые двусторонние отношения), но и прочими соседними аравийскими монархиями.

Эр-Рияд опасается, что любые изменения миграционного законодательства у соседей приведут к тому, что оттуда на  территорию КСА может усилиться проникновение нежелательных иностранцев, в том числе и противников монархического строя. А список последних широк. Здесь и арабские социалисты (которые, несмотря на крах большинства социалистических режимов, ещё представляют собой силу) до либералов и крайних исламистов, борющихся против местных монархов, «ставленников крестоносцев».

В любом случае, последние действия катарских властей наглядно показывают, что даже в «заповеднике» абсолютизма на Аравийском полуострове в ближайшее время грядут серьезные изменения.

52.38MB | MySQL:103 | 0,405sec