Джихадисты на Украине?

Ряд арабских СМИ сообщил со ссылкой на «информированные источники в местных спецслужбах» о том, что саудовские спецслужбы в настоящее время осуществляют массированную переброску иностранных джихадистов из Сирии на Украину для участия в боях на стороне новых украинских властей. По тем же данным, прибывающие на Украину зафрахтованными самолетами радикалы отправляются в район Краматорска. Данная позиция саудовских властей мотивирована неуступчивостью Москвы по вопросам продолжения поддержки режима Башара Асада в Сирии и отказом принять предложения саудовцев о «размене» данной поддержки на инвестиции, которые были сделаны во время двух визитов в Москву в прошлом и начале нынешнего года бывшего руководителя УОР КСА принца Бандара. Якобы переправка радикальных исламистов является местью со стороны саудовских правителей российскому руководству.

Сразу отметим сомнительность данных утверждений. В настоящее время ведется много разговоров об участии  сотрудников частных охранных американских компаний в боях на Юго-Востоке Украины, но при этом никаких документальных или уликовых материалов на эту тему широкой общественности представлено не было. Собственно, видимо, потому, что это не соответствует действительности, а в нынешней ожесточенной информационной войне все средства хороши. Частным военным охранным компаниям запрещено участвовать в локальных военных конфликтах под угрозой лишения лицензий и высоких репутационных рисков. Те же американцы, которые находятся сейчас в свите олигарха Коломойского, частные лица и по большому счету заняты охраной его активов.

Возвращаясь к теме иностранных джихадистов, отметим несколько моментов. Саудовцы, а вернее стратегия принца Бандара по рекрутированию и набору иностранных джихадистов для участия в боях в Сирию, потерпела полное фиаско, и закончилась его опалой. И не в последнюю очередь из-за жесткой оппозиции к этому со стороны Вашингтона, выступающего категорически против превращения территории этой страны во «второй Афганистан». Совершенно очевидно, что устраивать его в центре Европы США тем более не желают, не говоря уже о самих европейцах. Представим себе возможную реакцию украинского населения в случае появления в рядах той же Национальной гвардии Украины радикальных исламистов. Есть все основания полагать, что рейтинг киевских властей может в этом случае сильно пострадать. Да и сама украинская армия может отреагировать неадекватно, что чревато возникновением противостояния уже по этому направлению. Тем более, что военная ситуация не диктует необходимости срочного усиления военного контингента украинской армии и силовых структур на Юго-Востоке страны.

Что же касается сообщений о прибытии на «украинский фронт» членов «Хизб ут-Тахрир» из числа крымских татар, то достоверных данных, опять же, нет. Сразу же отметим, что салафитские радикалы из числа крымских татар довольно немногочисленны (до двухсот членов в самые лучшие времена) и находятся в крайне неприязненных отношениях как с руководством Меджлиса во главе с Чубаровым, так и диссидентским крылом в лице Джамилева. В этой связи очень сомнительным представляется факт их прибытия с сирийского фронта на внутриукраинский. Все-таки джихадисты воюют в «горячих» именно «мусульманских» точках и мотивируют свои действия защитой именно мусульманского населения. На Юго-Востоке Украины этот фактор отсутствует напрочь, и этот момент необходимо всегда иметь в виду, когда речь заходит об участии исламистов в украинских событиях.

Для массовой переброски джихадистов из Сирии необходимы очень значительные финансовые средства для организации воздушных и сухопутных мостов. Такой процесс довольно быстро сказался бы на характере боев в самой Сирии, поскольку просаудовские исламисты на сегодняшний день составляют подавляющее число военного сегмента оппозиции. Последние договоренности американских и саудовских спецслужб подразумевают постепенность ротации. Это будет делаться путем снижения объема финансирования исламистских отрядов, отказа от рекрутирования новых добровольцев, а также начало новой широкомасштабной программы под эгидой США по организации новых боевых «светских» отрядов оппозиции. Как предполагается, она начнет работать в «полную силу» после предстоящих президентских выборов в Сирии в начале июня с.г., что и будет подтверждено соответствующим указом президента США. Все это требует времени и подготовки.

Куда затем переместятся ныне воюющие в Сирии джихадисты, сказать сложно. У нас есть все основания полагать, что очень значительная часть останется в стране и после ограничения финансирования и лимитирования процесса притока новых боевиков. По крайней мере, так обстояло дело в Чечне, где арабские «политкомиссары» оставались до последнего, даже не получая денег и помощи из Залива. Рискнем предсказать, что саудовцы не будут сильно торопиться выполнять свои договоренности с американцами и стимулировать эвакуацию своих сторонников. Они, безусловно, сократят объемы помощи, еще более постараются официально дистанцироваться от помощи джихадистам, откажутся от отправки в отряды оппозиции под видом «добровольцев» офицеров своих спецслужб, но полностью этот процесс «на самотек» не пустят. Не будем забывать, что участие саудовцев в сирийском кризисе продиктовано глубинными стратегическими интересами королевства не только в Сирии, но и соседнем Ливане. На повестке дня минимизация самым кардинальным и возможным образом влияния Ирана в этом регионе, в том числе и путем максимального ослабления отрядов ливанских шиитов в результате их участия в непосредственных боевых действиях в Сирии. От этой стратегии в Эр-Рияде уже не откажутся, как бы при этом не видоизменялась, под давлением обстоятельств, тактика.

52.23MB | MySQL:103 | 0,588sec