10-я Международная выставка сил спецназначения «СОФЕКС-2014»: некоторые наблюдения

В период с 6 по 8 мая в столице Иордании Аммане прошла ставшая уже традиционной очередная, 10-я Международная выставка сил специального назначения «СОФЕКС-2014». Она проходила на сложнейшем внешнеполитическом фоне, связанном с событиями на Украине, в Египте и Сирии. Иордания уже давно рассматривается как пусть и непрямой, но участник конфликта в Сирии. Не раз проходила информация, что на ее территории готовились боевики сирийской оппозиции. США все время в течение внутрисирийского конфликта рассматривали территорию королевства в качестве одного из плацдармов для вторжения (в той или иной форме) в Сирию. В то же время известно, что Россия поддерживает особые отношения как с Сирией, так и Иорданией. Поэтому выставка в той или иной мере должна была ответить на многие вопросы, и главные из них: как изменились российско-иорданские отношения в сфере военно-технического сотрудничества за два года, прошедшие со времени предыдущей выставки? есть ли перспективы у российской «оборонки» на иорданском рынке?

Но сначала – о самой выставке. Уважение вызывает сам факт ее проведения в Иордании. Среди прочих стран Северной Африки и Ближнего Востока такое дорогое «удовольствие» себе позволяют лишь несколько совсем не бедных монархий Персидского залива. Понятно, что выставки типа «СОФЕКС» раньше были достаточно специфичными и затрагивали в первую очередь тематику вооружений сил специального назначения, что понятно, памятуя о воинской специальности иорданского монарха Абдаллы II. За последние годы она из узкоспециализированной все больше превращается в универсальную. Постоянно растет число фирм–экспонентов и стран, участвующих в выставке. В этом году в ней участвовали более 350 компаний из 33-х стран.

От этой динамики не отстает и Россия – на «СОФЕКСе-2014» были представлены свыше 120 экспонатов продукции военного назначения.

Как сообщили в пресс-службе «Рособоронэкспорта», повышенный интерес иностранных специалистов был проявлен к российскому бесшумному и беспламенному оружию, снайперским винтовкам, пистолетам-пулеметам и специальному оружию ближнего боя. В их числе были 9-мм пистолет-пулемет ПП-2000, 12,7-мм снайперская винтовка ОСВ-96, малогабаритный гранатометный комплекс «Бур», 9-мм пистолет-пулемет ПП-19-01 «Витязь», 18,5-мм карабин специальный 18,5КС-К, полицейский гранатомет ГМ-94.

Основными ньюсмейкерами со стороны России на выставке были глава делегации «Рособоронэкспорта» на «СОФЕКСе-2014», глава департамента безопасности предприятия Валерий Варламов и руководитель российской делегации на выставке, заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Константин Бирюлин.

Об общих показателях «Рособоронэкспорта» и российской «оборонки»: по словам В.Варламова, в 2013 году объем зарубежных поставок предприятия составил «13,2 млрд долларов из общего объема продаж российского ОПК в 15,7 млрд».

«Мы перевыполнили план, на немного, но перевыполнили. Это стало возможным за счет умелой маркетинговой работы, конкретных мероприятий политического лоббирования, за счет знания рынков, опыта наших специалистов», — констатировал он.

По его словам, в 2013 году «Рособоронэкспорт» получил свыше 1500 обращений от потенциальных покупателей российского оружия, в течение года было заключено порядка 1200 контрактов.

«По состоянию на конец 2013 года портфель экспортных заказов российской «оборонки» в целом составлял 49 млрд долларов, в том числе «Рособоронэкспорта» – примерно 38 млрд», — сказал он.

В ходе выставки В.Варламов обозначил ближайшие перспективы «Рособоронэкспорта». По его словам, принятая недавно Стратегия развития предприятия предусматривает на ближайшие два – три года удержание ранее достигнутых показателей, поскольку усилия оборонной промышленности в значительной мере будут направлены на перевооружение российской армии.

«У нас недавно принят очень важный документ – Стратегия развития. Главное, что в нем прописано – удержаться в ближайшие два – три года на достигнутом, хотя есть возможности для прыжка», — сказал он.

По его словам, речь идет об удержании таких показателей, как «число стран, с которыми идет сотрудничество, содержании и объеме поставок».

В.Варламов пояснил, почему сделан подобный акцент. «Сейчас все делается для наших Вооруженных Сил. И это – правильно. К этому вынуждает обстановка», — сказал он.

Он напомнил, что «объем российских контрактов по Государственному оборонному заказу, заключенных в 2013 году, вырос в пять раз и составил 10,6 млрд долларов».

«Эти заказы надо выполнять, и это поможет нам в дальнейшем, поскольку заказчики в первую очередь спрашивают – принят ли данный образец на вооружение российской армии?», — отметил он. «Поэтому уровень доверия к нам будет повышаться», — уверен В.Варламов. Он признал, что «долгое время мы себе не могли позволить этого».

Переводя это заявление В.Варламова на простой язык, можно с большой долей вероятности предсказать, что в ближайшие годы не следует ожидать поставок – по крайней мере, значительных – за рубеж таких вооружений, как зенитные ракетные системы С-300, и тем более — С-400.

Со своей стороны, говоря о перспективах военно-технического сотрудничества (ВТС) с хозяйкой выставки – Иорданией – К.Бирюлин сказал: «С этой страной у нас достаточно широкие отношения по линии ВТС. Реализован хороший проект по сборке здесь гранатометных выстрелов, причем этот проект заказывался и оплачивался как ОКР (опытно-конструкторская разработка). Хотелось, чтобы были еще такие проекты».

«Иордания – очень интересная страна. Руководит этой страной король (Абдалла II-авт.), который имеет очень нестандартное – на мой взгляд – мышление, нестандартный подход к решению многих вопросов», — заметил он.

Говоря о возможности появления планов у Иордании по созданию объектовой ПВО в связи с готовящимся строительством при содействии России первой в этой стране АЭС, К.Бирюлин сказал: «Действительно, речь идет о приобретении ПВО, приобретении каких-то систем защиты. Но пока нет общего замысла реализации проекта».

«АЭС – очень необходимый и нужный для Иордании объект. Возможно, в связи с ним будут какие-то другие контракты», — предположил он. «Я считаю, что это – разумно», — сказал К.Бирюлин.

Однако в данном случае могут возобладать соображения, продиктованные иной логикой. Еще 5 мая иорданское государственное информационное агентство ПЕТРА сообщило, что Иордания и США подписали соглашение о предоставлении госгарантий на кредитование в 1 млрд долларов с тем, чтобы помочь королевству справиться с растущим числом беженцев из Сирии и решить ряд экономических проблем. Это означает одно – у Иордании вряд ли есть средства на серьезные закупки современных вооружений.

«Соглашение поможет иорданским властям поддержать проводимые экономические реформы. Оно также поможет Иордании содержать сирийских беженцев, число которых в Иордании оценивается в 600 тысяч человек», — бодро отрапортовал премьер-министр королевства Абдалла Аншур.

В реализации соглашения с американской стороны примут участие банки Citibank и JPMORGAN.

В 2013 г. США и Иордания – одна из ключевых союзниц Вашингтона на Ближнем Востоке – уже подписали аналогичное соглашение на сумму в 1,25 млрд долларов.

И снова про Иорданию и региональные проблемы, касающиеся ВТС. В ходе работы выставки в делегации «Рособоронэкспорта» сообщили, что находящаяся на хранении в законсервированном состоянии в Иордании уже 4 года партия поставленных для полиции Палестинской национальной администрации (ПНА) невооруженных бронетранспортеров БТР-70 нуждается в проведении техобслуживания.

«Российская сторона несет моральную ответственность за техническое состояние техники, заблокированной Израилем в Иордании. Она рассматривает возможность проведения техобслуживания техники и поставок необходимых для этого запчастей», — сказал участник делегации.

Он напомнил, что в 2010 году полиции ПНА была поставлена партия стрелкового оружия. «Израиль не возражал против этой поставки, однако не дал добро на поставку 50-ти БТР-70 из наличия Минобороны РФ, несмотря на то, что с этих машин было снято вооружение», — отметил он.

По его словам, «все это время Израиль мотивировал свою позицию тем, что часть этой бронетехники в условиях отсутствия необходимой стабильности на территории палестинской автономии в связи с конфликтом между ФАТХ и ХАМАС могла попасть в распоряжение радикальных палестинских группировок».

«Наблюдаемое в последнее время некоторое потепление в отношениях между двумя ведущими палестинскими группировками позволяет рассчитывать на возможное смягчение позиции Израиля», — полагал он.

Со своей стороны К.Бирюлин сообщил, что Россия планово работает над выполнением контракта по поставке Сирии партии учебно-боевых самолетов (УБС) Як-130.

«Мне нечего добавить к недавней публикации в прессе по данной теме. Мы понимаем, что если взяты обязательства, то они должны быть выполнены, другого варианта нет. Либо эти обязательства должны быть аннулированы. Контракт есть, он выполняется. Все идет планово», — сказал он.

Говоря про УБС Як-130, К.Бирюлин напомнил, что «это – средство обучения летчиков». «У нас нет пока каких-либо ограничений в этом плане», — отметил он.

Ранее некоторые СМИ сообщили, что заказанные Сирией УБС Як-130 будут поставлены этой стране тремя партиями в 2014, 2015 и 2016 годах.

Тогда же К.Бирюлин сообщил, что Россия и Египет ведут активные переговоры по ряду направлений ВТС. «Большие переговоры идут по тематике ПВО, по авиационной составляющей», — уточнил он. «Мы находимся на стадии переговоров», — подчеркнул К.Бирюлин.

«Идет активный диалог с Египтом. Подписано соглашение о ВТС. Есть соответствующие документы в его развитие, которые подписываются по нашей линии», — сообщил он.

Отвечая на вопрос – что интересует египтян по тематике ПВО, возможно, С-300, С-400, «Бук-М2Э»? – К.Бирюлин сказал: «По ПВО они хотят как все – самое лучшее в мире. Лучше этих комплексов в мире нет. Это – эффективные, достойные средства. Если будет достигнута договоренность об их приобретении – ну и слава Богу».

Еще одна новость от К.Бирюлина касалась Ирака. По его словам, Россия успешно выполняет контракт по поставке в Ирак вертолетов Ми-35 и Ми-28НЭ.

«Первая партия вертолетов МИ-35 уже поставлена, иракцы довольны ими. Что касается Ми-28НЭ, то это – первая поставка вертолетов данного типа на экспорт. Первая партия вертолетов Ми-28НЭ будет поставлена Ираку до конца текущего года», — отметил он.

«У нас нет пока проблем с выполнением этого контракта. Ростов-на-Дону (завод «Роствертол», входит в «Вертолеты России»-авт.) делает все по плану, по графику», — сказал К.Бирюлин.

По имеющимся данным, всего в Ирак планируется поставить свыше 40 вертолетов, в том числе более 30 – Ми-28НЭ. Первая партия вертолетов Ми-35 из четырех машин была поставлена в Ирак в октябре прошлого года.

Интересные новости про работу российско-иорданского СП по производству выстрелов для гранатометов привел В.Варламов. По его словам, гранатомет РПГ-32 сменил имя, но планы по его производству в Иордании остаются прежними – 60 тысяч выстрелов в год в течение 10-ти лет.

«Гранатомет получил новое официальное название «Нашшаб», что в переводе на русский – «Лучник»», — отметил он.

На выставке не обошлось и без маленького скандала, когда только что созданное иордано-южноафриканское СП Arabian Defence Industries (ADI) объявило о намерении – среди прочего – заняться работой по модернизации и ремонту вертолетов российского производства, ранее поставленных в страны Ближнего Востока и Северной Африки.

«Стратегическое СП ADI с участием Проектно-конструкторского бюро имени короля Абдаллы II (KADDB, Иордания) и Paramount Group (ЮАР) займутся, в частности, модернизацией и ремонтом вертолетов Ми-17 и Ми-24 российского производства, ранее поставленных в ряд стран региона», — утверждалось в пресс-релизе ADI. Понятно, что ни в «Рособоронэкспорте», ни – как это позднее выяснилось – в «Вертолетах России» ничего не знали о подобных намерениях, не совсем соответствующих принятым международным нормам.

В целом, как констатировал в ходе выставки К.Бирюлин, ближневосточный регион был и остается одним из важных направлений российского оружейного экспорта. Он занимает в целом второе место после Юго-Восточной Азии по объемам закупок российских вооружений. «Это – очень интересный регион. Здесь много потенциальных и перспективных контрактов и переговоров», — многообещающе заметил он.

52.26MB | MySQL:103 | 0,494sec