Ситуация в Алжире: май 2014 г.

5 мая президент Алжира Абдельазиз Бутефлика назначил первое после своего переизбрания на четвертый срок правительство, возглавить которое он еще 28 апреля поручил Абдельмалеку Селлалю, руководившему его избирательным штабом в ходе предвыборной кампании.

В составе нового кабинета 34 человека, в том числе 7 женщин. Подавляющее большинство членов нового кабинета относится к числу т.н. технократов. Ключевые министры сохранили свои посты. Это – глава МИД Рамтан Ламамра, госминистр, министр внутренних дел и по делам местных органов власти Тайеб Белаиз, министр юстиции, хранитель печати Тайеб Лух, министр энергетики Юсеф Юсфи, заместитель министра национальной обороны, начальник Генштаба Национальной народной армии (ННА) Алжира корпусной генерал Ахмед Салах Гаид.

Среди знаковых фигур, не попавших в новый кабинет – бывшая министр культуры Халида Туми. Эта активистка феминисткого движения была замечена А.Бутефликой и введена в состав правительства еще в 2002 году. На посту министра культуры ее сменила преподавательница Алжирского университета Надия Лабиди. Ушел из правительства бывший министр финансов Карим Джуди, как говорят, по собственной просьбе по состоянию здоровья. Его место занял Мохаммед Джеллаб, бывший министр-делегат по вопросам бюджета.

Как было и раньше, А.Бутефлика сохранил за собой портфель министра финансов.

Сразу после назначения на пост премьера А.Селлаль предложил ряду оппозиционных партий, и в частности, проберберскому Фронту социалистических сил (ФСС) принять участие в формировании кабинета, но это предложение не было принято. Как стало известно, ФСС предлагалось два министерских поста. Левацкая Партия трудящихся (ПТ) также отказалась от предложения А.Селлаля.

7 мая А.Бутефлика объявил, что встречи с представителями политических партий страны относительно пересмотра конституции начнутся в июне. До этого им будет предложен на обсуждение проект нового текста основного закона, подготовленный комиссией экспертов. Встречами с политическими партиями, включая оппозиционные, займется директор личного кабинета главы государства Ахмед Уяхья. Считается, что в этом диалоге с властью примут участие до 50 политических партий, около 30 видных политиков, порядка 30 общественных организаций.

Несколько партий и политиков, объединившихся в «Коалиции сил за изменения» сразу же заявили об их намерении бойкотировать консультации. Среди «отказников» наиболее заметной фигурой является Али Бенфлис – главный противник А.Бутефлики на недавних президентских выборах. Среди политических партий – исламистское Движение общества мира и светское проберберское Движение за культуру и демократию.

16 мая Алжир закрыл свое посольство и генеральное консульство в Триполи в связи с «реальной и неминуемой угрозой» для жизней дипломатов. Как отмечалось в коммюнике МИД АНДР, «на основании достоверной информации о существовании реальной и неминуемой угрозы для жизней наших дипломатов и консульских работников, было решено совместно с ливийскими властями в рамках превентивных и срочных мер закрыть наши посольство и генконсульство». При этом подчеркивалось, что речь идет о «временном характере этой меры, продиктованной сложными условиями в плане безопасности». В коммюнике также выражалась солидарность Алжира с народом и властями соседней Ливии, а также с их борьбой за построение правового государства, установление мира и безопасности на всей ливийской территории.

20 мая примеру МИД АНДР последовала алжирская нефте- газодобывающая компания СОНАТРАК, принявшая решение эвакуировать свой персонал, работавший в Ливии. Речь шла о примерно 50 сотрудниках из числа инженерного состава, работавших на двух месторождениях. Сразу вслед за этим алжирская компания «Эр Альжери» сообщила, что приостановит полеты своих самолетов в Ливию сразу после репатриации из этой страны всех алжирцев.

22 мая глава МИД АНДР Р.Ламамра заявил, что Алжир с «глубокой озабоченностью» следит за развитием событий в Ливии и участвует в неких «широких официальных консультациях с различными сторонами и партнерами» относительно ситуации в этой стране. Напомним, в ходе недавней войны в Ливии Алжир последовательно защищал режим М.Каддафи и еще тогда предупреждал, что альтернативой этому режиму будет хаос.

Повторив тезис об уважении Алжиром принципа «невмешательства во внутренние дела других стран», Р.Ламамра отметил, что его страна «внимательно следит за событиями в Ливии, нестабильность которой чревата серьезными последствиями как для «братского ливийского народа», так и для соседей Ливии.

20 – 21 мая в Алжире побывал с визитом глава Минобороны Франции Жан-Ив Ле Дриан. Как заявил в этой связи начальник Генштаба ННА генерал Ахмед Салах Гаид, «этот визит призван придать новый импульс двустороннему военному сотрудничеству». В ходе визита французского министра приняли А.Бутефлика, А.Селлаль и глава МИД АНДР Р.Ламамра. По данным Минобороны Франции, в ходе переговоров обсуждались также вопросы «борьбы против терроризма в Сахеле и ситуация в Мали».

Две страны связаны Соглашением о сотрудничестве в области обороны, которое вошло в силу в феврале 2013 года.

Визит французского министра в Алжир, последовавшее примерно одновременно заявление короля Марокко Мохаммеда VI о необходимости строительства «сильного» Магриба, действия Алжира в связи с ситуацией в Ливии заставляют предположить, что, возможно, с подачи Запада идет проработка идеи о создании в том или ином виде неких региональных сил (и это – несмотря на известные противоречия между Алжиром и Марокко) с возможной задачей попытаться повлиять на ситуацию в Ливии руками ее региональных соседей.

Как бы подтверждая это предположение, 26 мая глава департамента информации Минобороны Алжира генерал Буалем Мади заявил, что ситуация на границах Алжира вызывает «озабоченность» в связи с хаосом в Ливии и боями между повстанцами-туарегами и малийскими военными на севере Мали. По его словам, все эти факторы вынуждают командование ННА поддерживать армейские части в постоянной готовности к боевому применению. По его словам, «мобилизованы все необходимые средства с тем, чтобы контролировать безопасность на наших границах». Он напомнил, что за предшествовавшие недели были пресечены несколько попыток террористов проникнуть в Алжир из соседних стран.

28 – 29 мая в Алжире прошла 17-я конференция неприсоединившихся стран на уровне глав МИД, которая должна подготовить встречу на высшем уровне в Каракасе в 2015 году.

Предыдущий саммит неприсоединившихся стран прошел в Тегеране в разгар кризиса между Западом и Ираном относительно ядерной программы последнего. Тогда в финальной декларации саммита участники Движения неприсоединения подтвердили право любой страны на использование атомной энергии в мирных целях, высказались за создание палестинского государства и указали на необходимость ядерного разоружения.

В мае Национальная народная армия /ННА/ Алжира провела ряд антитеррористических операций на крайнем юге страны близ границы с Мали. 5 мая Минобороны Алжира объявило об уничтожении в районе Таманрассета (2 тыс.км к югу от Алжира) 9 вооруженных исламистов. Боевики были хорошо вооружены – они имели при себе 8 автоматов Калашникова и ручной противотанковый гранатомет РПГ-7.

Несколькими днями ранее «Аль-Каида в странах исламского Магриба» (АКИМ) взяла на себя ответственность за имевшее место 19 апреля нападение на военных в Кабилии, в результате которого, по официальным данным, погибли 11 солдат, 5 получили ранения.

Уже 12 мая Минобороны отрапортавало о 12 убитых боевиках в районе Таманрассета. Данные о потерях исламистов возросли после того, как в районе боестолкновения были обнаружены трупы трех боевиков, скончавшихся от полученных ран. По данным алжирских военных, все убитые были выходцами из Мали, Туниса и Ливии. В их коммюнике утверждалось, что проведенная ННА операция позволила «предотвратить опасную попытку проникновения (на территорию Алжира-авт.) террористической группы с тяжелыми вооружениями». Добычей военных в общей сложности стали 12 автоматов Калашникова, один РПГ-7, 11 выстрелов к нему, 4 противотанковых мины.

13 мая Минобороны Алжира объявило об уничтожении двух террористов в провинции Бу-Мердас в 40 км к востоку от Алжира. Боевики попали в засаду, устроенную военными. По их данным, таким образом, с начала текущего года в Алжире были уничтожены 56 боевиков. Этот список пополнился 27 мая, когда Минобороны объявило об уничтожении двух боевиков в районе Айн-Дефла в 160 км к западу от Алжира.

В мае то и дело возобновлялись ожесточенные столкновения в Гардайе между мозабитами (берберами) и шаамбас (арабами). 19 мая в результате таких столкновений ранения получили до 30 человек.

Столкновения между двумя общинами в Гардайе начались еще в декабре прошлого года. За это время с столкновениях погибли 6 мозабитов, трое шаамбас, свыше 400 человек получили ранения. Со времени президентских выборов 17 апреля в городе наблюдалось относительное спокойствие, что было достигнуто за счет направления в него 10 тысяч полицейских и жандармов.

Численность населения Гардайи составляет 400 тысяч человек, в том числе около 300 тысяч – мозабиты.

И в завершение. 31 мая Министерство здравоохранения Алжира заявило об обнаружении впервые в стране двух случаев поражения ближневосточным коронавирусом MERS. Его подхватили двое пожилых алжирцев, побывавших в качестве паломников в Саудовской Аравии. Как известно, эта страна наиболее пострадала от MERS, в ней с 2012 г. умерли от этой болезни около 200 человек. Алжир до сих пор не вводил запрет для своих граждан на посещение Саудовской Аравии, но с апреля принял соответствующие меры на границах.

52.11MB | MySQL:103 | 0,551sec