Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (2-8 июня 2014 года)

Наиболее важные события на минувшей неделе происходили в Сирии и на палестинских территориях. В Сирии 3 июня прошли президентские выборы, на которых с большим отрывом от своих соперников победу одержал действующий глава государства Б. Асад. 2 июня президент Палестины М. Аббас принял присягу нового палестинского правительства национального согласия, сформированного на основании договоренностей, достигнутых между ведущими палестинскими движениями ФАТХ и ХАМАС.

На состоявшихся в Сирии президентских выборах, которые впервые после прихода к власти в 1963 г. партии Баас проходили на альтернативной основе, убедительную победу одержал Б. Асад, что позволит ему занимать пост главы государства до 2021 г. третий раз подряд. По официальным данным, при явке 73,42% (11,6 млн избирателей) за Асада проголосовали 88,7 % (10,2 млн чел.). За представителя либеральных кругов И. ан-Нури проголосовали 4,3% избирателей (500,3 тыс. чел.), а за коммуниста Х. Хаджара — 3,2 % (372,3 тыс. чел.). За ходом голосования следили наблюдатели из 30 дружественных Сирии стран, в том числе из России. Российские наблюдатели заявили, что признают сирийские выборы легитимными.

Подчеркнем, что выборы проходили в условиях продолжающейся в стране с 2011 г. гражданской войны, причем значительные территории, главным образом на северо-востоке и севере республики, находятся под контролем оппозиционных сил и экстремистских исламистских группировок. В день голосования 3 июня бандформирования, стремившиеся сорвать выборы, обстреляли центральные районы Дамаска и контролируемые властями районы Алеппо на севере страны. США, Евросоюз и Турция заявили о непризнании прошедших в Сирии выборов и легитимности Б. Асада как вновь избранного президента САР. В то же время сам Б. Асад считает, что выбор, сделанный сирийцами, «говорит о том, что они смотрят в будущее».

Тем временем в различных районах Сирии продолжаются боевые действия между правительственными войсками и вооруженными формированиями противников режима Асада. На минувшей неделе наиболее интенсивные бои велись в пригородах Дамаска и в районе Алеппо.

Глава совместной миссии ООН и Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) З. Кааг надеется, что миссия по вывозу и уничтожению химоружия (ХО) в Сирии завершится к концу сентября текущего года. По ее словам, после завершения миссии эксперты ОЗХО будут каждые два месяца совершать «технические визиты» в САР. По словам Кааг, в настоящее время в Сирии остается порядка 7,2% ХО. Она призвала все страны-участники ОЗХО «использовать свое влияние, чтобы обеспечить вывоз оставшихся химических веществ». Как сообщила Кааг, власти Сирии рассматривают два варианта действий, один из которых предусматривает заключение локального перемирия с мятежниками, что позволит вывести отравляющие вещества (ОВ). В случае провала мирной инициативы, правительственная армия проведет военную операцию с целью создания безопасного коридора для прохождения конвоя с ОВ. Кааг считает главным достижением миссии уничтожение в Сирии последних запасов изопропанола — основного компонента газа зарина. Она назвала «спекуляцией» утверждения о том, что Дамаск мог утаить от международного сообщества часть своего ХО. Отметим, что западные страны, покровительствующие сирийской оппозиции, опасаются, что правительство САР во внесенной в ОЗХО в октябре 2013 г. декларации раскрыло не всю свою военную химическую программу. Первое судно с сирийскими ОВ 8 июня отправилось в Финляндию и США, где они будут уничтожены.

2 июня в Рамалле было приведено к присяге новое палестинское правительство национального согласия, созданное на основании соглашения, подписанного 23 апреля ведущими палестинскими движениями ФАТХ и ХАМАС. В состав кабинета министров вошли 17 независимых технократов, формально не связанных ни с одной из палестинских фракций. Кабинет возглавил Р. Хамдалла – бывший премьер палестинского правительства на территориях Западного берега реки Иордан (ЗБРИ). Формирование единого кабинета рассматривается в качестве первого шага на пути к примирению после семи лет внутрипалестинского раскола. Главной задачей нового правительства объявлена подготовка президентских и парламентских выборов на палестинских территориях, которые должны пройти через шесть месяцев. Правительство уже заявило, что принимает все условия международного Квартета (ООН, ЕС, Россия, США), а именно признание Израиля, отказ от насилия, признание предыдущих мирных палестино-израильских соглашений. В то же время один из руководителей ХАМАса И. Хания 8 июня заявил, что стратегия движения «не изменилась и не изменится».

Правительство национального согласия получило широкую международную поддержку. При этом палестинцы особо отмечают «позицию Европы, России, Китая, всех арабских и других дружественных государств». В госдепартаменте США объявили, что американская администрация «нацелена на сотрудничество с новым правительством Палестины, но намерена следить за его действиями». Данная позиция Вашингтона вызвала «крайнюю разочарованность» у руководства Израиля, руководство которого заявило, что не будет вести переговоры с палестинским правительством, в которое, как считают в Иерусалиме, входит ХАМАС. Военно-политический кабинет Израиля также единогласно наделил премьер-министра страны Б. Нетаньяху полномочиями по введению дополнительных санкций в отношении Палестины. Б. Нетаньяху призвал оказать на палестинского президента М. Аббаса международное давление, чтобы принудить его отказаться от сотрудничества с ХАМАСом. Тем временем 5 июня Министерство строительства Израиля объявило тендер на строительство 1500 новых единиц жилья в еврейских поселениях на палестинских территориях ЗБРИ. Это решение стало ответом Израиля на формирование палестинского правительства. В этой связи политические наблюдатели считают, что для Нетаньяху более ценна поддержка собственного коалиционного кабинета и большинства избирателей, придерживающихся правых позиций, «нежели мнение всего прочего мира, включая даже США».

Серьезно обострилась обстановка в Ираке, где на минувшей неделе резко активизировали свою вооруженную и террористическую активность боевики экстремистских группировок, совершивших целый ряд нападений на города в центре и на севере страны. Причем экстремистам удалось захватить и временно удерживать в своих руках ряд районов в городах Самарра, Мосул, Байджи, Тикрит. Бои в Мосуле продолжаются до настоящего времени. Серия крупных терактов, приведших к гибели примерно 60 человек, была совершена 7 июня в столице Ирака Багдаде. 8 июня теракты произошли в городах Баакуба, Тикрит и Джалаула. Общее число жертв вооруженного насилия в стране составляет несколько сотен человек. Только в Мосуле по состоянию на 7 июня число погибших в результате боев превысило 200 человек.

8 июня в Каире в условиях повышенных мер безопасности официально вступил в должность новый президент Египта фельдмаршал А. Ф. ас-Сиси. На церемонии инаугурации присутствовали многочисленные зарубежные делегации, в том числе короли Бахрейна и Иордании, эмир Кувейта, наследные принцы Саудовской Аравии и ОАЭ. Россия была представлена спикером Госдумы С. Нарышкиным. В то же время в Каир не были приглашены делегации Турции и Катара, а также Израиля. Тем не менее, в состоявшемся ранее телефонном разговоре с главой израильского правительства Б. Нетаньяху новый президент АРЕ заверил его в приверженности Каира мирному договору между двумя странами. В своей речи 8 июня А. Ф. ас-Сиси заявил, что Египет «вступает в этап всеобъемлющего возрождения как внутри страны, так и за ее пределами». Новый глава государства также обещал вернуть стране «активную роль на региональном и международном уровнях».

Согласно официальным данным египетского центризбиркома, за А. Ф. ас-Сиси на состоявшихся 26-28 мая президентских выборах проголосовали 23,8 млн чел. (96,91% от признанных действительными бюллетеней). За его соперника Н. Саббахи отдали свои голоса всего лишь 757,5 тыс. египтян (3,09%). Явка на выборах составила 47,45% от почти 54 млн жителей АРЕ, наделенных правом голоса.

Сложная обстановка сохраняется в Ливии, где продолжается противостояние между сторонниками отставного генерала Х. Хафтара и вооруженными формированиями, лояльными временному парламенту страны — Всеобщему национальному конгрессу (ВНК). На минувшей неделе боестолкновения происходили в Бенгази на востоке Ливии и в столице страны Триполи. 4 июня была совершена попытка покушения на генерала Хафтара.

В целом в Ливии в настоящее время сложилось, двоевластие. В стране продолжают существовать два правительства – А. Абдуррахмана ат-Тани и А. Майтыга, кандидатура которого была утверждена без необходимого кворума в ВНК и теперь оспаривается всеми сторонами конфликта. А. ат-Тани обратился в Конституционный суд с требованием разъяснить легитимность нового кабинета. Майтыга не признает и генерал Хафтар. 5 июня Верховный суд Ливии объявил нелегитимным избрание А. Майтыга премьер-министром страны. В ответ его адвокаты подали апелляцию на решение Верховного суда в Конституционный суд, который должен 9 июля вынести окончательный вердикт относительно легитимности правительства Майтыга.

Тем временем очень трудная ситуация складывается в ливийской экономике. Страна потеряла около 30 млрд долларов из-за продолжающихся почти год массовых протестов на нефтяных месторождениях (главным образом на востоке страны), участники которых требуют своей доли в прибылях от экспорта «черного золота». Это привело к сбоям в добыче и поставках нефти. К настоящему моменту объем её добычи в Ливии упал до 200 тыс. баррелей в сутки против 1,4 млн баррелей в июне 2014г.

Напряженная обстановка сохраняется в Йемене. На севере страны на прошедшей неделе продолжались ожесточенные бои между правительственными войсками и шиитскими повстанцами-хоуситами. 4 июня власти и повстанцы достигли очередной договоренности о прекращении огня в провинции Амран к северу от столицы республики Саны.

5 июня командование йеменской армии объявило об успехах, достигнутых в ходе операции против боевиков, связанных с «Аль-Каидой», в южных провинциях Шабва и Абъян. Так, с 29 апреля — времени начала операции – было убито до 500 боевиков, а 39 – захвачено в плен. При этом потери военных составили 29 человек убитыми и до 100 ранеными. В то же время независимые военные эксперты обоснованно считают, что успехи правительственных войск носят тактический характер, так как главные силы противника не были разгромлены, а боевики отступили в глубинные районы Южного Йемена при поддержке ряда местных племен.

На юго-востоке Турции в районах с преобладающим курдским населением продолжаются массовые протестные выступления с требованием к властям прекратить строительство блокпостов, которые, по мнению турецких военных, устанавливаются для усиления безопасности в регионе. В провинциях Диярбакыр и Мус происходят столкновения протестующих с силами безопасности. К акциям неповиновения присоединились сельские районы, где сооружаются баррикады, а местные жители противодействуют продвижению армейских колонн. Отмечается, что ведущую роль в организации протестов играет молодежное крыло радикальной Рабочей партии Курдистана (РПК). Эксперты считают, что нынешние волнения представляют серьезную угрозу для главы турецкого правительства Р. Т. Эрдогана, который рассчитывает на голоса избирателей-курдов на намеченных на август этого года президентских выборах. В то же время, конфликтующие стороны, в том числе лидер РПК А. Оджалан, отбывающий пожизненный срок в турецкой тюрьме, утверждают, что мирные переговоры будут продолжены.

Сообщается, что президент России В. Путин и премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху приняли решение о создании специальной прямой защищенной телефонной линии  для обсуждения «чувствительных» вопросов, касающихся ситуации в регионе и двусторонних отношений.

 

Приложение

 

 

О состоянии структурных подразделений МВД Ирака

К основным структурным подразделениям МВД Ирака относятся: Служба иракской полиции, Иракская служба федеральной полиции, Департамент пограничной охраны, Служба охраны объектов, Нефтяная полиция, Федеральное агентство разведки и расследований, Береговая охрана. Общая численность этих структур оценивается в 571,5-576,5 тыс. человек. Кроме того, в стадии формирования находятся Полиция по охране объектов электроэнергетики и Железнодорожная полиция.

По оценке американских экспертов, «эффективность этих сил в борьбе с терроризмом и экстремистскими группировками значительно ниже, чем у регулярной иракской армии». В то же время органы и силы МВД остаются «наиболее коррумпированными и репрессивными элементами иракских сил безопасности». Все эти структуры не имеют достаточного количества хорошо подготовленных руководящих кадров и компетентных специалистов, слабо обучены и оснащены. Зачастую они действуют пассивно, «легко сдают свои позиции и отступают под давлением боевиков» или ограничивают свои действия лишь охраной отдельных объектов. Наиболее часто это проявляется в районе Мосула на севере страны, в некоторых районах, расположенных вблизи Багдада, но особенно — в западной провинции Анбар, где с декабря 2013 г. продолжается масштабное вооруженное противостояние правительственных сил с боевиками. Подобное положение дел вынуждает руководство страны к более масштабному использованию армии в противостоянии с бандформированиями «Исламского государства Ирака и Леванта», а также другими экстремистскими группировками.

Значительную помощь в деле обучения и оснащения сил и формирований иракского МВД оказывают США. Так, в октябре 2011 г. американский Госдепартамент принял специальную Программу развития полиции Ирака. В то же время в условиях сохраняющегося в стране высокого уровня насилия, а также по причине существенного сокращения средств, выделяемых из бюджета США на помощь Ираку, данная программа реализуется не в полной мере.

Наиболее многочисленной (303 тыс. человек), но в то же время и наиболее «рыхлой» структурой является Служба иракской полиции, главной задачей которой официально считается «соблюдение законности и обеспечение местной безопасности». Основу службы составляет местная (провинциальная) полиция. Она состоит из полицейских участков, патрульной и дорожной полиции. Также имеются 30 рот «специальных средств и тактики», распределенных по провинциям, и специальная полиция по патрулированию важнейших автодорог страны. Как правило, подготовка рядового состава полиции не превышает восьми недель.

Иракская полиция считается «очень политизированной» организацией на «провинциальном и местном уровнях», во многом находится под влиянием региональных властей, причем эта тенденция усилилась после вывода из страны американских войск в конце 2011 г. Продвижение по службе очень часто основывается на принадлежности сотрудника полиции к той или иной местной общине, его национальности и вероисповедании, а не на профессиональной компетентности. В итоге очень многие полицейские отличаются низкими профессиональными навыками или просто не подготовлены для несения службы. Для сотрудников полиции характерны «коррумпированность и пассивность». В то же время стражи порядка проявляют активность для тех, «кто может заплатить за расследование и полицейскую работу». Иракские и зарубежные правозащитники заявляют о повсеместном нарушении законности со стороны сотрудников полиции. Прежде всего, это задержания людей без каких либо обоснований и предъявления обвинения, незаконные рейды по жилым помещениям, избиения и пытки арестованных и др.

Иракская служба федеральной полиции (ИСФП, 44 тыс. человек) является местным аналогом внутренних войск. Её главной задачей считается участие в контртеррористических операциях. Большая часть личного состава федеральной полиции представлена арабами-шиитами. Деятельность ИСФП контролируется лично премьер-министром Ирака Н. аль-Малики.

Организационно ИСФП состоит из 17 бригад, часть из которых входит в состав четырех механизированных дивизий, две из которых (1-я и 2-я) дислоцированы в Багдаде и окрестностях столицы, одна (3-я) – в Мосуле и одна (4-я) – в Басре на юге Ирака. На вооружении Федеральной полиции помимо стрелкового и легкого пехотного оружия имеются бронетранспортеры и различные специальные средства, в том числе по обнаружению и ликвидации мин и самодельных взрывных устройств.

Департамент пограничной охраны (60 тыс. человек) предназначен для «мониторинга перемещения людей и товаров через границу Ирака». Также пограничники привлекаются для борьбы с террористами. Силы пограничной службы объединены в 12 бригад и 42 батальона, которые входят в состав пяти региональных командований: 1-е — граница с Турцией и северный участок границы с Ираном, 2-е — граница с Иорданией, Сирией и западный участок границы с Саудовской Аравией, 3-е — граница с Ираном, 4-е – южный участок границы с Ираном и граница Кувейтом, 5-е — граница с Саудовской Аравией. Всего имеется 270 пограничных фортов (застав) и постов. Кроме того, внутри страны имеется 21 пограничный пост. В связи с гражданской войной в Сирии была усилена охрана границы с этой страной.

Пограничная служба находится под особым контролем администрации главы правительства. Для пограничников характерны коррупция и повышенная политизированность личного состава. Проблемой остается «продажа должностей». Власти уделяют большое внимание улучшению технического оснащения пограничной службы. Тем не менее, её слабой стороной остаются разведка, недостаточная мобильность подразделений и их огневая мощь, особенно на границе с Сирией.

Служба охраны объектов (95-100 тыс. человек) представляет собой военизированные формирования «более низкого уровня», предназначенные для охраны центральных министерств и ведомств, а также офисов губернаторов провинций, правительственной инфраструктуры и других государственных объектов. Большинство подразделений этой структуры подчинены непосредственно министерствам и ведомствам, объекты, которых они охраняют, однако общий формальный контроль над деятельностью службы осуществляет МВД.

Нефтяная полиция (60 тыс. человек) предназначена для охраны нефтяной инфраструктуры страны: месторождений нефти, нефтеперерабатывающих заводов, трубопроводов, автоколонн с нефтью и нефтепродуктами. Служба подчиняется министерству нефти Ирак, но ее деятельность контролируется МВД.

Нефтяная полиция организационно представлена четырьмя региональными командованиями: Центральным (Багдад), Северным (Киркук), Среднеевфратским (Амара) и Южным (Басра). Имеется и отдельный Департамент разведки. В целом деятельность Нефтяной полиции оценивается как значительно более эффективная, чем Службы охраны объектов. В некоторых районах страны помощь Нефтяной полиции в выполнении ее обязанностей оказывают армия и другие структуры МВД.

Федеральное агентство разведки и расследований (ФАРР, около 9 тыс. человек) является структурным подразделением МВД и считается аналогом американского ФБР. Личный состав ФАРР укомплектован в основном арабами-шиитами. Агентство во многих случаях действует на основании прямых указаний премьер-министра Н. аль-Малики. ФАРР оказывает «разведывательную поддержку» полиции, играет важную роль в антитеррористической деятельности и в борьбе с такими преступлениями как похищение людей и предотвращении попыток покушений на высокопоставленных чиновников.

Организационно ФАРР состоит из 15 провинциальных управлений (на территории трех провинций иракской курдской автономии их нет), 56 районных отделений и 13 специальных пунктов. Также в составе агентства имеется подразделение по борьбе с киберпреступлениями и Департамент технической поддержки, который, в частности, занимается прослушиванием телефонных разговоров. Подготовка кадров осуществляется в Национальном учебном центре, расположенном в Багдаде. Глава ФАРР генерал-майор Н. А. Камель прошел обучение в США на курсах Академии ФБР.

Береговая охрана (500 человек) патрулирует пограничную реку Шатт-эль-Араб, главным образом в районе Басры. Основная задача – борьба с контрабандой. Береговая охрана МВД взаимодействует с иракскими военно-морскими силами.

В составе МВД имеется также Иракская исправительная система, которая отвечает за охрану и содержание заключенных в тюрьмах, причем, по оценке экспертов, «она имеет плохую репутацию, а её эффективность ограничена».

52.36MB | MySQL:103 | 0,515sec