США и Иордания усиливают военную помощь сирийской оппозиции

Менее чем через месяц после программного заявления президента США Б.Обамы в военной академии Вест-Пойнт о принятии решения «по усилению поддержки» сирийской оппозиции начались конкретные шаги в этом направлении. При этом отметим, что формально президент еще «зеленый свет» не дал, а только объявил, что он «стоит на пороге указанного решения». Тем не менее, «процесс уже пошел», о чем свидетельствуют последние действия ЦРУ США и Пентагона.

Defense Security Cooperation Agency (DSCA) США уже одобрило выделение сирийской оппозиции 20 000 штук бывших в употреблении автоматических винтовок М16 и 9184 штук — М240. Все операции осуществляются через официальные контакты между DSCA и иорданскими вооруженными силами. Сам по себе это очень принципиальный момент, поскольку означает юридическое прекращение широко объявленного Амманом «нейтралитета» по вопросам сирийского кризиса. Отметим, что именно «юридическое», потому как фактическое нарушение уже произошло в тот момент, когда на базе училища королевского спецназа в пригороде Аммана начались тренировки сирийских повстанцев под руководством и в координации с американскими инструкторами. Начались они более чем два года назад и были приостановлены только после того, как Б.Обама принял российскую инициативу о поэтапном вывозе химического оружия из Сирии. Собственно, все тренировки продиктованы исключительно опасениями американцев в отношении того, что эти арсеналы попадут в руки радикальных исламистов в случае обвального падения режима Б.Асада. За это время указанные курсы подготовки, включающие в себя шестинедельную подготовку, прошли всего несколько сотен человек, часть из которых уже погибла. Да и сам объем «ограниченной помощи» со стороны ЦРУ США составлял, помимо организации тренировок особо отобранных сирийских повстанцев, поставки средств связи.

Операции по поставкам такой техники позволяли АНБ США контролировать переговоры между отрядами повстанцев и тем самым получать довольно оперативно информацию о ситуации в Сирии. Поэтому теперь  подготовку новой альтернативной исламистам и джихадистам военной силы американцам и их союзникам придется начинать практически с нуля.

И снова это будет территория Иордании, на которой планируется расширить сеть лагерей для подготовки отрядов сирийской оппозиции и переправки их в Сирию. Таким образом, необходимо зафиксировать два важных момента. Первый – это прекращение политики Аммана по недопущению размещения на ее территории лагерей для повстанцев. Ранее власти королевства категорически противились таким попыткам и даже ввели жесткое правило по очень лимитированным срокам транзита сирийских граждан, по тем или иным причинам пересекавшим границу Иордании. При этом лагеря для сирийских беженцев были окружены тройным кордоном войск и полиции, а сам периметр совместной границы стали патрулировать усиленные отряды местного бедуинского ополчения. Мотивы такого поведения очевидны: иорданские власти стремились не допустить распространения исламистской «заразы» на свою территорию, особенно в условиях крайне нестабильной ситуации внутри самой Иордании. Там явно зреет внутренний социальный взрыв. Изменение политики в пользу наращивания на своей территории тыловых баз сирийских боевиков, пусть и со «светской» идеологией, как представляется, может сыграть совсем не в пользу стабильности в регионе.

Второй момент – это то, что новое наступление  повстанцев, как мы и говорили ранее, начнется с южного направления. При этом повстанцы будут поддерживаться с воздуха. С этой целью DSCA передает иорданским военным три ударных вертолета «Кобра», которые широко использовались морскими пехотинцами США, а также израильтянами во время войны в 1982 году. После перехода американской армии на «Апачи», несколько десятков «Кобр» были законсервированы. Предполагается, что вертолеты будут пилотировать формально уволенные иорданскими военными и использоваться для поддержки наземных операций боевиков. Это новый момент чисто в военной тактике, который еще предстоит апробировать в сирийских реалиях.

Таким образом, планируется создавать некий перевес «светского» сегмента сирийской оппозиции над «исламистским», который, как предполагают американцы, будет постепенно «затухать» в силу отсутствия финансирования и подпитки свежими кадрами со стороны КСА. Но на всю эту стратегию могут очень серьезно повлиять последние события в Ираке, где резко активизировалась суннитская радикальная группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ). Она абсолютно уверенно действует как в Ираке, так и в Сирии, а в результате последних наступательных операций еще и начинает самым серьезным образом влиять не только на перспективы политического выживания режима Н.аль-Малики и территориальной целостности Ирака, но и на материально-техническое снабжение режима Б.Асада через иракскую территорию. Примечательно также и то, что реальной военной силой, которая может на равных противостоять ИГИЛ в Сирии, является именно сирийская армия и лояльное ей курдское ополчение. Резкое ослабление еще одного основного противника ИГИЛ совсем в недавнем прошлом просаудовской «Джабхат ан-нусра» объективно создало дисбаланс и позволило ИГИЛ резко усилить свое присутствие в тех регионах, в которых ее ранее не было. Данное обстоятельство, похоже, американцами не учитывалось и стало для них неожиданностью. И это диктует необходимость взять паузу в каких-то кардинальных мерах по свержению Б.Асада с целью формирования достаточно мощного вооруженного крыла сирийской оппозиции. В противном случае (мы имеем в виду резкое ослабление военного потенциала сирийских вооруженных сил) велика реальность превращения ИГИЛ в одну из очень серьезных сил внутри Сирии и реализации (совершенно с неожиданного направления) самых пессимистичных сценариев развития ситуации.

52.2MB | MySQL:103 | 0,643sec