Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (16-22 июня 2014 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с событиями в Ираке и переговорами по иранской ядерной программе. В Ираке продолжается вооруженное противостояние между силами, поддерживающими возглавляемое шиитами правительство Н. аль-Малики, и суннитскими вооруженными формированиями, в том числе экстремистской группировкой «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ). В Вене 20 июня завершились переговоры между Ираном и «шестеркой» международных посредников. Стороны согласовали текстовые рамки итогового соглашения по иранской ядерной программе.

В Ираке продолжаются боевые действия правительственных сил с суннитскими вооруженными формированиями, ведущими борьбу за свержение нынешнего багдадского режима. На сегодняшний день нет четкой линии противостояния иракской армии и боевиков, бои носят очаговый характер. Позиции воюющих сторон постепенно стабилизируются, хотя пока радикальные исламисты и их союзники владеют инициативой на ряде направлений. На минувшей неделе наиболее интенсивные бои велись в западной провинции Анбар, где боевики ИГИЛ расширяют зону своего контроля, а также в районе нефтеперерабатывающего завода в Байджи в провинции Салах-эд-Дин, в северо-восточной провинции Дияла, в районах к северу и западу от Багдада. Правительственная армия активно использует авиацию для нанесения ударов по противнику. На севере Ирака бои идут между курдскими силами «пешмерга» и боевиками ИГИЛ. В то же время власти курдской автономии заявляют, что не будут участвовать в «борьбе между иракской армией и ИГИЛ», которую они называют «сектантской» войной. Тем временем в автономии объявлена мобилизация резервистов сил «пешмерга». Иракские власти продолжают мобилизацию своих сторонников из представителей арабского шиитского населения. Духовный лидер иракских шиитов А. Систани 20 июня заявил о необходимости изгнать суннитских боевиков из страны и приступить к формированию нового эффективного правительства, которое «будет избегать прошлых ошибок». В крупных городах Ирака, подконтрольных властям, 21 июня прошли военные парады шиитского ополчения.

Правительство Ирака обратилось к США с просьбой о нанесении авиаударов по боевикам ИГИЛ. В то же время Вашингтон не торопиться оказывать прямую военную помощь Багдаду. Президент США Б. Обама отказался от нанесения массированных воздушных ударов по суннитским экстремистам в Ираке. Он сообщил, что американские военные усилят разведывательную деятельность в этой стране и в случае крайней необходимости будут готовы к ударам по выявленным целям, однако войска США «не будут возвращаться в бой» в Ираке. США направят в Ирак до 300 военных советников для помощи в противостоянии с ИГИЛ, а также будут прилагать усилия по решению проблемы политической разделенности страны. В этой связи администрация США полагает, что в Ираке должно быть сформировано новое правительство, которое бы в большей степени представляло интересы местных суннитов и курдов. В целом же США считают, что ответственность за борьбу с суннитскими боевиками в Ираке должна нести сама иракская сторона.

Отметим, что все большее число американских политиков, а также региональных союзников США, в особенности Саудовская Аравия и ОАЭ, оказывают давление на Белый дом с тем, чтобы он прекратил поддержку правительства Н. аль-Малики, предлагая в ответ на это расширить содействие в деле стабилизации ситуации в Ираке. Руководство КСА, ОАЭ и Катара считает, что политика притеснения суннитов, проводимая Н. аль-Малики, привела к нынешнему кризису в Ираке. ОАЭ даже отозвала «для консультаций» своего посла из Багдада. Со своей стороны, правительство Ирака обвинило КСА в оказании финансовой и иной поддержки террористам. Б. Обама заявил о готовности США сотрудничать с Ираном для разрешения ситуации в Ираке.

20 июня состоялся телефонный разговора президента России В. Путина с премьер-министром Ирака Н. аль-Малики, который проинформировал главу российского государства о развитии ситуации в Ираке и мерах властей по борьбе с террористическими группировками. В ответ В. Путин подтвердил всемерную поддержку Россией усилий иракского правительства по скорейшему освобождению территории страны от террористов.

Посольства стран Запада и Миссия ООН начали эвакуацию своего персонала из Багдада. Крупные нефтяные компании, работающие на юге Ирака, также эвакуируют часть своего иностранного персонала.

На минувшей неделе в Вене завершился пятый раунд переговоров между делегациями Ирана и стран-членов международной «шестерки» по ядерной программе ИРИ. Сообщается, что в ходе напряженной работы стороны смогли существенно продвинуться в выработке окончательного документа, который должен гарантировать мирный характер иранской ядерной программы. Согласованы его текстовые рамки. Тегеран и «шестерка» намерены 2 июля продолжить в Вене конструктивный диалог вплоть до возможного достижения соглашения к ранее заявленному сроку – 20 июля. Представитель США считает, что рабочий документ, согласованный на пятом раунде переговоров, «поможет продолжить переговоры», но при этом Ирану предстоит принять «очень сложные решения» для достижения окончательного соглашения. В частности, сообщается, что не преодолены противоречия по реактору на тяжелой воде в Араке и мерам по ограничению иранской программы обогащения урана.

21 июня МАГАТЭ опубликовало очередной месячный отчет, в котором подтверждает приверженность Ирана достигнутым договоренностям по ядерной программе страны. Так, ИРИ выполняет обязательства по сокращению своей ядерной программы и избавилась почти от всех запасов урана, обогащенного до 20 процентов.

20 июня генеральный секретарь ООН Пан Га Мун представил свой план урегулирования конфликта в Сирии, который предусматривает введение эмбарго на поставки оружия в САР и запуск «серьезного политического процесса» на основе Женевского коммюнике (2012 г.). Ближайшим приоритетом ООН в Сирии должно стать прекращение насилия как со стороны правительственных сил, так и оппозиции. Необходимо обеспечить безопасность и предоставить гуманитарную помощь мирным жителям, привлечь к ответственности лиц за совершенные в ходе конфликта серьезные преступления, завершить химическое разоружение Сирии. Говорится о реагировании на региональные последствия кризиса в Сирии, включая проблему беженцев и угрозу распространения терроризма. Россия не поддерживает идею введения эмбарго на поставки оружия в Сирию, поскольку не видит способа его применения в отношении вооруженных группировок, заявил постпред РФ при ООН В. Чуркин.

Тем временем в Сирии продолжаются боевые действия между правительственными войсками и отрядами противников режима Асада. На северо-востоке САР не прекращаются бои между экстремистами из ИГИЛ и «Джабхат ан-нусра». В связи с последними событиями в Ираке на родину из Сирии возвращаются шиитские боевики, воевавшие на стороне армии Асада, а ВВС САР усилили бомбардировки позиций ИГИЛ в районе границы с Ираком.

Полностью завершить процесс уничтожения сирийского химического оружия в установленные сроки — до 30 июня с. г. — не удастся. Об этом сообщил глава Организации по запрещению химоружия (ОЗХО) А. Узюмджю. Узюмджю также сообщил, что ОЗХО в предварительном порядке подтверждает факт применения токсичных веществ в Сирии в апреле этого года.

Президент США Б. Обама 21 июня заявил, что в настоящее время в Сирии нет «готовой» умеренной оппозиции, способной нанести поражение режиму Асада.

17 июня в Египте приняли присягу министры нового правительства страны во главе с премьером И. Махлябом. Министры обороны и внутренних дел С. Субхи и М. Ибрагим сохранили свои посты. Главой МИДа назначен бывший посол АРЕ в США С. Шукри. Новые руководители появились в министерствах культуры, юстиции, транспорта, окружающей среды, высшего образования и др.

Африканский союз 17 июня решил возобновить членство Египта в организации, приостановленное после отстранения от власти в июле 2013 г. тогдашнего президента АРЕ М. Мурси.

Суд египетской провинции Эль-Минья 21 июня поддержал вердикт о применении смертной казни в отношении 183 сторонников «Братьев-мусульман» и их верховного наставника М. Бадиа. Четыре человека поучили тюремное заключение сроком на 15 лет, а 496 человек были оправданы. Генеральный прокурор АРЕ Х. Баракат 22 июня обжаловал смертные приговоры исламистам.

21 июня Каир с кратким визитом посетил король Саудовской Аравии Абдалла, имевший часовую встречу с президентом АРЕ А.Ф. ас-Сиси на борту самолета. Диалог двух лидеров касался египетско-саудовских отношений и подготовки конференции по оказанию финансовой помощи Египту. Через день – 22 июня в Каир прибыл госсекретарь США Дж. Керри, заявивший о заинтересованности Вашингтона в тесном сотрудничестве с новыми властями АРЕ. Он провел встречи с президентом АРЕ А. Ф. ас-Сиси и главой египетского МИДа С. Шукри. Сообщается, что Конгресс США разблокировал предоставление военной помощи Египту на сумму около 650 млн долларов.

На палестинских территориях Западного берега реки Иордан (ЗБРИ) армия и спецслужбы Израиля проводят аресты палестинцев в рамках операции по поиску трех похищенных еврейских подростков. Всего задержано свыше 300 человек. Большинство из них — активисты движения ХАМАС. Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху прямо обвинил исламистов в похищении. Представители ЦАХАЛа и спецслужб открыто называют основной целью операции наряду с поисками подростков подрыв позиций ХАМАСа. На Западном берегу Иордана происходили столкновения израильских военных с палестинцами, имеются жертвы. В то же время палестинский президент М. Аббас заявил, что Израиль не предоставил доказательств причастности ХАМАСа к похищению подростков.

На минувшей неделе ВВС Израиля наносили удары по объектам палестинских боевиков в секторе Газа в ответ на ракетные обстрелы территории еврейского государства.

19 июня турецкий суд по особо тяжким преступлениям принял решение отпустить на свободу 230 фигурантов дела «Кувалда» о подготовке государственного переворота в 2003 г. Таким образом, судебная инстанция исполнила предписания Конституционного суда от 18 июня. Отпущенные на свободу фигуранты дела повторно предстанут перед судом, но процесс будет проходить с учетом решения Конституционного суда о допущенных ранее нарушениях. Сообщается, что из числа освобожденных 13 генералов и 70 офицеров будут восстановлены на службе.

Министр иностранных дел России С. Лавров 21 июня посетил Саудовскую Аравию, где провел переговоры с главой МИД КСА принцем С. аль-Фейсалом. Обсуждалась ситуация в Сирии и, особенно в Ираке, состояние и перспективы развития двусторонних отношений.

В Йемене продолжается вооруженное противостояние правительственных войск с шиитскими мятежниками (хоуситами). Бои охватывают все новые районы, приближаясь вплотную к столице страны Сане.

18 июня в Ливию вернулся бывший премьер-министр страны А. Зейдан. Он заявил о поддержке опального генерала Х. Хафтара, начавшего войну против радикальных исламистов в стране. Тем временем в районе Бенгази продолжаются боестолкновения сторонников Хафтара и исламистов. 22 июня Хафтар призвал турок и катарцев покинуть восточные районы Ливии, обвинив две эти страны в поддержке терроризма.

В Мавритании 21 июня прошли президентские выборы. Их бесспорным фаворитом считается действующий глава государства М. ульд Абдель Азиз, который, по предварительным данным, одержал победу, получив до 80 процентов голосов избирателей. Ведущие оппозиционные партии заявили, что не признают результаты голосования, так как власти их сфальсифицируют.

Приложение

 

 

О состоянии алжиро-французских отношений

Алжиро-французские отношения традиционно носят особый характер, что обусловлено колониальным прошлым и сложностями диалога в постколониальный период.

Алжир, бывший до 1962 г. французской колонией, со времени завоевания свободы проводит твердый курс на строительство отношений с бывшей метрополией на принципах независимости, равноправия и взаимной выгоды. Заинтересованность Алжира в развитии разноплановых связей и сотрудничества с Парижем обуславливается сохранением зависимости от Франции в экономической и торговой сферах, привязанностью АНДР к французскому рынку, необходимостью получения кредитов для экономического строительства, ростом потребности в изделиях французской промышленности и французских современных технологиях. Не менее важным обстоятельством является и наличие во Франции крупной алжирской колонии – свыше одного миллиона человек. Причем алжирцы составляют до 20% иностранной рабочей силы в этой стране. Существенно и то, что постоянный отток алжирских граждан во Францию смягчает проблему безработицы в АНДР.

Для Франции выстраивание многоплановых отношений с Алжиром является составной частью политики по максимальному сохранению и по возможности расширению своего влияния в наиболее важных районах мира, к которым в Париже причисляют регион Ближнего Востока и Северной Африки. При этом французы учитывают высокую внешнеполитическую активность Алжира, его роль как одного из ведущих и влиятельных арабских, африканских и исламских государств. Учитывается и роль АНДР как важного поставщика энергоресурсов (нефти и природного газа), крупного покупателя французской промышленной продукции. Через Алжир Франция также стремится достичь большего взаимопонимания с проживающей на ее территории многочисленной мусульманской общиной.

Несмотря активную динамику политических связей, между Алжиром и Францией сохраняются серьезные разногласия. Так, стороны расходятся в оценках периода, когда Алжир был французской колонией (1830-1962 гг.). Президент АНДР А. Бутефлика считает, что французская колонизация Алжира была формой геноцида, «целью которого было уничтожить традиции народа, населяющего эту территорию». Он неоднократно требовал от Франции официальных извинений перед алжирским народом за колониальное прошлое, признания преступлений времен колониализма. По мнению Бутефлики, только после этого две страны смогут строить «новые отношения дружбы». Между тем Франция не намерена идти на официальные извинения перед Алжиром за свои действия в колониальный период. При этом французский президент Ф. Олланд призывал алжирцев «забыть исторические обиды» и начать «новый этап» в двусторонних отношениях. Тем не менее, находясь в Алжире в декабре 2012 г., Олланд признал жестокость и несправедливость колониальной системы, как принесшей страдания алжирскому народу, но отказался признать преступления, совершенные в период колониализма.

Не оправдал в полной мере надежд и расчетов Алжира и Парижа визит президента Ф. Олланда в АНДР в декабре 2012 г. По оценке экспертов, он «оставил больше нерешенных проблем и разочарований с обеих сторон, чем реальных достижений». Прежде всего, это относится к сфере двусторонних торгово-экономических отношений. В то же время одним из главных политических моментов визита стало негласное предоставление А. Бутефлике дополнительных гарантий относительно «ненападения» и не поддержки «арабской весны» в Алжире. «В частности, речь шла о том, что Франция и другие западные страны закрывают глаза на очередное нарушение руководством АНДР демократических принципов и собственной конституции применительно к президентским выборам 2014 г. и возможному выдвижению в четвертый раз на пост главы государства Бутефлики», что и произошло в апреле нынешнего года.

В то же время Франция и Евросоюз регулярно напоминают руководству Алжира «о наличии в их арсенале средств, применение которых может заставить его быть более сговорчивым и не делать резких телодвижений в отношении энергетических, оружейных и иных контрактов». Речь, в частности, идет о деле бывшего министра обороны АНДР Х. Неззара о военных преступлениях в 1990-е гг. в период войны против исламистов, что непосредственно затрагивает деятельность высшего алжирского руководства.

В последние годы алжиро-французские отношения осложняли действия Франции в Северной Африке, которые вызывали недоверие относительно истинных целей и намерений Парижа в регионе. Так, в 2011 г. в Алжире неодобрительно оценили активное участие Франции в свержении режима Каддафи. Париж, со своей стороны, обвинил АНДР в том, что республика заняла, «по меньшей мере, двусмысленную позицию» в ходе конфликта в Ливии.

Алжир в 2012 г. первоначально не поддержал идею Парижа о военной операции против исламистских движений, захвативших северные районы Мали, выступая за поиски политического решения проблемы. Однако затем с явным нежеланием согласился на её проведение. При этом «в Мали Алжир настаивал на приоритетности своих интересов при послевоенном устройстве этой страны, требовал своего рода гарантий безопасности для ряда группировок, с которыми связаны алжирские силовики». В январе 2013 г. после многомесячных напряженных переговоров Алжир согласился открыть свое воздушное пространство для пролета в Мали авиации западных стран, в первую очередь Франции.

Париж неоднократно пытался сблизить позиции Марокко и Алжира по урегулированию западносахарской проблемы «на основе позиции, предлагаемой ООН». В то же время алжирское руководство отказывается от французского посредничества, небезосновательно считая, что Париж фактически поддерживает линию Рабата по Западной Сахаре.

Динамично, хотя и достаточно сложно развиваются двусторонние торгово-экономические связи. В 2012г. Франция занимала четвертое место после США, Италии и Испании во внешнеэкономических связях Алжира. При этом Франция была главным импортером Алжира, а общий объем товарооборота между двумя государствами превысил в 2012 г. 10 млрд евро.

Отметим, что алжирское руководство традиционно осторожно ведет диалог с Францией и считает во многом залогом успешного развития с ней торгово-экономических отношений политическую нормализацию, включая принесение официальных извинений за колонизацию, зверства времен войны 1954–62 гг. В итоге трудный политический диалог препятствует достижению прорывных соглашений между двумя странами. В частности, сторонам пока не удалось достигнуть крупных перспективных соглашений по сотрудничеству в сфере энергетики. В первую очередь, это относится к расширению французского присутствия на алжирском рынке нефти и газа, а также предоставлении гарантий работы во Франции алжирскому нефтегазовому монополисту СОНАТРАК.

В то же время правительство алжирское правительство рассчитывает на то, что сотрудничество с таким технологически развитым государством, каким является Франция, позволит АНДР решить насущные проблемы развития североафриканской республики. Так, в 2013 г. президент А. Бутефлика заявил, что его страна «ожидает от Франции поддержки в развитии процессов подготовки и переподготовки кадров, передачи технологий и ноу-хау, реального взаимовыгодного партнерства в системе производства, а также модернизации структур управления». Алжирская сторона рассчитывает на помощь Франции в сфере информационных технологий, решении продовольственной проблемы, в энергетике и целом ряде других отраслей.

Таким образом, для дальнейшего развития торгово-экономических отношений между двумя странами имеется «серьезная основа». По мнению экспертов, в этой плоскости «у двух стран гораздо больше перспектив для развития отношений, чем в политической».

Одной из важных сфер двустороннего сотрудничества является борьба с терроризмом. Ещё в 2003 г. МВД Франции и Алжира подписали соглашение о координации действий против терроризма и организованной преступности. В настоящее время спецслужбы Алжира и Франции постоянно обмениваются информацией по вопросам противодействия терроризму.

В 2008 г. Франция и Алжир подписали соглашение о военном сотрудничестве, однако его масштабы пока не очень велики, особенно это относится к поставкам французского вооружения для ВС АНДР. Здесь более успешно действуют западноевропейские партнеры Парижа – Италия и Германия.

Важное значение имеют связи в области культуры. В Алжире широко распространен французский язык, а в местных университетах преподавание большинства дисциплин до сих пор ведется на французском языке.

В целом, несмотря имеющиеся трудности, алжиро-французские отношений имеют хорошие перспективы, так как у двух стран существует обоюдная заинтересованность в развитии сотрудничества в различных областях.

52.37MB | MySQL:103 | 0,493sec