Влияние национальных интересов Великобритании на формирование ближневосточной политики

Лорду Палмерстону принадлежит известное изречение о том, что у Англии нет постоянных друзей и врагов, но есть постоянные интересы. Эта тривиальная мысль столь же верно может быть применена и к другим государствам, интересы которых проявляются в разных формах и осуществляются весьма разными, иногда противоположными методами. Однако данная расхожая фраза, как показывает более глубокий анализ политической практики, всё же является в значительной степени красивой метафорой, пригодной более для газетных публикаций и эффектных сравнений, чем для ежедневной практики внешнеполитической деятельности, в которой и интересы могут меняться и корректироваться сколь угодно глубоко и кардинально. Примером тому может служить цепочка событий длительностью около десяти лет, когда в 2003 году Каддафи осудил террор, после чего Великобритания начала активное деловое сотрудничество с Ливией, которая благодаря этому заняла 12-е место в списке крупнейших экспортеров нефти [1], но вскоре после этого Великобритания в составе сил НАТО разбомбила Ливию.

Формулировка и модернизация представлений об интересах является самостоятельной большой и сложной политической задачей, без решения которой никакому государству нельзя долго и уверенно вести эффективную внешнюю политику, ибо при известной косности политики, понимаемой только как постоянство интересов, можно нанести государству значительный вред, впрочем, как и при ошибочном представлении о сущности этих национальных интересов. Национальные интересы, соответственно, формулируются в различных документах, например, в военных аспектах – в военно-воздушной и военно-космической доктрине Великобритании (British Air and Space Power Doctrine), Оборонной доктрине Великобритании (British Defence Doctrine), Морской доктрине Великобритании (British Maritime Doctrine).

М. Роскин (Michael G. Roskin) пишет: «Национальный интерес лежит в самом сердце военной и дипломатической профессии и ведёт к формулированию национальной стратегии и расчётам возможностей поддержки этой стратегии» [2]. И действительно, практика показывает, что военные аспекты национального интереса часто сменяются мирными и дипломатическими. Так, несомненно, в разные периоды времени национальные интересы Великобритании, СССР и США озвучивались и реализовывались в Афганистане силой оружия, все они быстро находили в нужный момент casus belli, и все эти страны впоследствии вынуждены менять эти интересы и средства их достижения по мере возрастания цены заявленных интересов. При этом и методы менялись на противоположные – с методов войны переходили к методам мира, которые, в свою очередь, имели значительное разнообразие: подкуп, интриги, финансовые субсидии и др.

Необходимо также понимать, что национальные интересы – это не есть чётко определённая категория, неизменная во времени и пространстве и принадлежащая строго определённому субъекту. Здесь всё изменчиво во времени, пространстве, меняются субъекты, меняется объект интересов. Формальное трактовка понятия национального интереса должна основываться на том, что субъект, выражающий такой интерес, разумеется, государство. Однако в государстве существуют различные официальные ветви власти, органы, а также группы влияния, партии, лоббисты, профсоюзы, религиозные группы, крупные мафиозные кланы, наркомафия и другие акторы. Некоторые из них имеют в определённые периоды времени в разных государствах такую силу и влияние, которая может превосходить официальные органы государства, и тогда они могут проводить свои интересы, маскируя их под национальные. В таком случае возникает вопрос, насколько национальные интересы отражают действительные интересы нации и как это можно определить.

О национальных интересах Великобритании высказался русский поэт и писатель П.А. Вяземский. Будучи вице-директором Российского департамента внешней торговли, в 1841 году он писал: «Армии и отношения внешней политики государств должны быть обращены в одно: на расширение торговых сношений. А у нас о них и не помышляют. Мы проливаем кровь свою за Кавказом, а англичане там торгуют» [3]. И это показывает использование принципиально разных методов удовлетворения государствами своих интересов: методы войны и мира, хотя нужно заметить, что в 1839 году Великобритания начала свою первую войну с Афганистаном, что говорит о преувеличении в то время П.А. Вяземским способностей Великобритании обходиться только мирными методами ведения внешней политики.

Кроме того, интересы государства всегда взаимообусловлены интересами как противоположной стороны, так и интересами союзников. Так, президент The Heritage Foundation и бывший сенатор США Дж. ДеМинт пишет о понимании интересов США в связи с наличием интересов ближайшего союзника – Великобритании следующее: «Наша политика должна быть основана на чётком понимании наших национальных интересов и интересов нашего ближайшего союзника, Великобритании.

Во-первых, мы не должны и не можем поддерживать посредничество с Организацией Объединённых Наций по Фолклендским островам. Жители острова должны сами определять своё собственное будущее.

Во-вторых, мы должны противиться всё более и более недемократической концентрации власти в Брюсселе, которая препятствует организации независимых этнических государств и угрожает принципам государственного суверенитета.

В-третьих, мы должны неуклонно работать над нашими «особыми отношениями», чтобы гарантировать нашу жизнеспособность и благополучие» [4]. Как отсюда видно, интересы даже таких близких союзников как США и Великобритания не всегда совпадают абсолютно, и США как более сильное государство чётко это показывает.

Национальный интерес должен опираться на проведении независимой внешней политики. Это показатель наличия суверенитета или его отсутствия.

Практика проведения внешней политики и некоторые исторические события показывают неразрывную связь интереса внутреннего с интересом внешним и их взаимообусловленность. Например, в период, когда Государство Израиль проходило этап своего становления – за несколько лет до 1948 года,  решался важный вопрос – об отмене 46-го пункта Британской администрации от 1922 года, который обязывал все суды обращаться при наличии пробелов в местном законодательстве к британским законам и «принципам справедливости» английского права. Это был один из многих иностранных источников, на которых основывалась израильская судебная система. Многообразие этих источников требовало знания соответствующих языков, в данном случае английского, и показывало зависимость еврейского суверенного государства от Великобритании. Зависимость от английского языка была отменена 11-м параграфом Декрета о законодательной, исполнительной и судебной власти от 19 мая 1948 года, и язык иврит стал официальным языком Государства Израиль [5]. Однако только этим и ограничилось восстановление суверенитета в правовой сфере, ибо сама зависимость еврейского права от британского права осталась, и обращение к английскому прецедентному праву продолжило свою практику. Этот факт подчёркивает глубокую связь национальных интересов Великобритании с её внешней политикой, которая проявляется в постоянном, круглосуточном действии английского права в другой стране на протяжении долгого исторического периода. И хотя это действие косвенное и на первый взгляд настолько незаметное, что правящие круги Великобритании могут в текущий момент даже забыть о его существовании, оно не прекращается ни на минуту, действуя невидимо и неосязаемо, но эффективно.

Если национальные интересы Великобритании тонко и аккуратно встраивать в медийное пространство, основываясь на распространённости английского языка, постоянно работать над разработкой проводимых через язык идей, используя известные методы психологии, НЛП и другие, то Великобритания может достигать многие свои цели, не выставляя свои интересы в лобовое столкновение с противоположными интересами других стран, а исподволь решать нужные ей задачи, начиная от уровня детских книжек, комиксов, упражнений в учебниках по английскому языку и грамматиках, где могут быть учебные задачи, примеры и картинки, основанные на грамматическом материале, сопряжённом с политическим, историческим, экономическим и иными нужными сведениями заданной направленности и ориентации на проведение идей национальных интересов Великобритании, и кончая средствами СМИ, TV и языка официальной прямой и неприкрытой пропаганды.

Следующим фактором, который стал весьма значительным и продолжает увеличиваться, является относительно недавно появившийся фактор – увеличения числа жителей из региона Ближнего Востока в Великобритании на протяжении нескольких последних десятилетий. Мы не будем вдаваться в причины увеличения численности этой категории населения, ибо они для нашего анализа не имеют значения. Важен сам факт, который говорит о том, что большая масса людей – выходцев из региона Ближнего Востока может быть проводником идей Великобритании как на Ближнем Востоке, так и везде в мире, где могут оказаться эти лица.

Для того чтобы они ими стали, необходимо, чтобы они в достаточной степени восприняли язык, менталитет, культуру, традиции, право Великобритании, возможно, оставаясь в рамках своей религиозной принадлежности, возможно, сменив её. Однако само собой это не происходит, поэтому Великобритании необходимо системно организовывать работу по переплавке прибывших из разных стран граждан в граждан Великобритании, разделяющих её ценности.

Если такая работа проделана, можно предположить, что проводники влияния в таком количестве, какое имеется сегодня выходцев из стран Ближнего Востока, сможет дать значительные результаты при проведении любых мероприятий внешней политики. В этой группе людей проводниками влияния могут быть большинство, некоторые из них могут влиять косвенно, иные – напрямую, если будут называться агентами: торговыми, банковскими, страховыми, финансовыми, – в чём всегда преуспевала Великобритания, некоторые – могут стать работниками внешнеполитического ведомства, агентами спецслужб. Однако всегда верным является и обратное: все эти категории лиц могут быть перевербованы (или заранее внедрены) соответствующими службами стран Ближнего Востока для проведения в жизнь своих интересов в Великобритании. Поскольку мусульмане представляют собой крупнейшее религиозное меньшинство и составляют около 3% населения Великобритании, являются наиболее сильной общиной и религией, они, с другой стороны, начинают представлять для Великобритании угрозу в плане размывания и демонтажа её ценностей.

Тогда рецептом преодоления этих негативных явлений будет в частном случае – эффективная работа разведки, а в общем случае превалирование Великобритании может быть обеспечено лишь тем, что её культура, система ценностей, экономика, право, образ жизни, перспективы, создаваемые для отдельно взятого любого гражданина окажутся сильнее и привлекательнее соответствующей системы ценностей, которую может предложить выходцам из стран Ближнего Востока их родная страна. Нужно полагать, что страны Ближнего Востока и Великобритания давно и хорошо изучили друг друга и видят опасности «Троянского коня» – системы ценностей, поставляемых друг другу в разных видах и формах (в виде финансовой и военной помощи, товаров, нефти, идеологии, религии, языка, права, людских потоков и т.д.), поэтому должны тщательно просчитывать свои возможности в преодолении влияния противной стороны. В конечном итоге выиграет та сторона, которая сможет предложить более высокий уровень жизни, более эффективную систему образования и медицины, социальных стандартов, открытости, безопасности, стабильности развития.

Наряду с другими факторами достижение такого преимущественного положения обеспечивается количеством и качеством людского потенциала, который можно рассматривать как сеть людей, связанных между собой невидимой нитью интересов, социокультурным кодом, иначе говоря, национальным интересом. Эта сеть, если Великобританией её раскинет внутри страны и за рубежом, может постоянно служить проводником её внешней политики. Однако культурологическая ценностная сетка координат Восток-Запад, возможно, не является определяющей, поскольку выходцам из стран Ближнего Востока приходится жить со своими ценностями в душе, окружёнными внешне чуждой им культурой, но уезжать из Великобритании они не собираются, потому что другая сетка координат – материальная – оказывает существенно более значимое влияние: бесплатная медицина, высокий уровень жизни, возможность получить качественное образование и др.

Учитывая все эти факторы, Великобритания должна выстраивать систему национальных интересов и проводить внешнюю политику. В Великобритании мы можем обратить внимание на интересный феномен, заключающийся в том, что часть внутренней политики Великобритании, имеющей для неё сегодня очень большое значение – политики в отношении выходцев из стран Ближнего Востока – оказывается непосредственно связанной с внешней политикой на Ближнем Востоке, откуда прибыла эта большая и теперь самая влиятельная группа жителей Великобритании. И круг здесь замыкается, показывая неразрывную связь внешней политики в географически отдалённом регионе Ближнего Восток с внутренней политикой в отношении её исламского населения. Это особенность политического положения Великобритании – взаимообусловленность внешней и внутренней политики.

Для уменьшения радикализации крайних форм проявления национальных интересов Великобритании нужно быстро разрабатывать стратегию и тактику по выявлению и чёткой артикуляции национальных интересов, исходя теперь уже из того, что часть нации Великобритании (выходцы из региона Ближнего Востока) представляет собой иную нацию, чуждую ей по культуре, языку, менталитету, и которую, тем не менее, нужно интегрировать в то движение, которое будет названо формированием национального интереса Великобритании, который должен будет состоять из многочисленных векторов интересов всех её граждан, прибывших со всего мира и живущих под одной крыше британского государства, и эти вектора должны будут в чём-то важном совпадать с общей линией национальных интересов большинства жителей Великобритании. В чём именно должна выразиться такая доктрина национальных интересов, каковы должны быть её детали – это предмет самостоятельных и многочисленных исследований в области права, экономики, финансов, культуры, политологии, истории, психологии и других областей знаний и наук. Нужно отойти от упрощённых моделей решения сложнейших проблем, для чего представители всех этих наук должны совместно поработать над созданием стройной доктрины, которая, хотя и не может обладать абсолютной полнотой и непротиворечивостью, ибо в ней всегда имманентно присутствует contradicio in subjecto, но на определённый отрезок времени она сможет дать чёткие ориентиры для государства и общества.

Чёткие формулировки национальных интересов необходимы для того, чтобы в будущем никакая группа влиятельных или должностных лиц государства не могла произвольно объявлять своему народу и государству вдруг возникшие национальные интересы, которые почему-то приводят к бедствиям или войне.

Великобритания сыграла значительную роль в демонстрации всем странам мира того, как появляются и реализуются национальные интересы, как их можно формулировать и защищать.

Великобритания может применять все средства науки, чтобы создавать новые методы реализации национальных интересов, опробовать их в политической практике и применять для своего дальнейшего доминирования в мире и на Ближнем Востоке. Это предложение методом перехода от частного к общему можно распространить и на все государства, которые имеют соответствующие амбиции и могут проводить активную внутреннюю и внешнюю политику для реализации своих национальных интересов.

Национальные интересы Великобритании постоянно проявляются в своей главной сущности, которая состоит в постоянном воспроизводстве ею колониальной империи в том или ином виде: территориальном, финансовом, идеологическом или в комбинации этих или иных видов, порождаемых складывающейся геополитической обстановкой.

Это происходит в значительной степени потому, что Великобритании не является самодостаточной по многим позициям, прежде всего по природным ресурсам, которых у неё не хватает для поддержания статуса великой империи. Соответственно Великобритания ведёт себя как сильная держава, привыкшая подчинять себе всех и вся в любой точке мира. Если ей не удалось удержать силой ранее завоёванные громадные территории, то сегодня Великобритания переключилась в другие сферы, где она вполне проявляет себя как империя. Это прежде всего финансы.

Для продолжения во времени существования своей главной идеи – идеи того, что Великобритания является империей, ей нужно постоянно находить новые сферы своего доминирования, своей исключительности, где без неё не решаются никакие вопросы. Одна из таких наиболее значимых для Великобритании сфер – это Ближний Восток. Реализация Великобританией на Ближнем Востоке своих военных интересов по сбыту оружия, осуществлению контроля над проливами для бесперебойной доставки различных грузов, контроль нефтяных потоков, разведывательная работа и прочее – всё это является хотя и важным, но сугубо материальным, над которым возвышается обрамляющая всё это невидимая, но важная идея империи, суть которой в том, что роль всех остальных стран сводится к обслуживанию интересов империи. Идеал же является началом материального движения, поэтому вековая имперская идея Великобритании должна быть изложена в научной форме в виде национальных интересов, далее должна постоянно и комплексно изучаться политологией и другими науками, чтобы находится в передовом, модернизированном состоянии, быть в готовности в любой момент отвечать на вызовы времени. Внутренняя политика Великобритании и её внешняя политика на Ближнем Востоке взаимообусловлены наличием в стране значительного числа выходцев из стран Ближнего Востока. Великобритания должна противопоставить восточной системе ценностей свою систему, основанную на многосотлетнем опыте демократии и парламентаризма, соблюдении прав человека, на величайшей правовой и судебной системе, крупнейшей в мире финансовой и биржевой системе. Эта система должна быть способна на научной основе преодолевать разрушительное (для неё) влияние восточных ценностей, но адаптировать в системе своих культурных координат те восточные ценности, которые могут быть включены в западную систему частично или полностью или сосуществовать с ней бесконфликтно, и далее заставить работать на себя огромный мир Ближнего Востока, покорив его силой своей культуры, сделав выходцев из стран Ближнего Востока, проживающих в Великобритании, проводниками внешней политики Великобритании на Ближнем Востоке.

 

  1. Каддафи и Лондонская школа экономики: скандал разгорается, http://www.golos-ameriki.ru/content/kaddafy-london-school-2011-03-04-117416123/217485.html
  2. Roskin, Michael G. National interest: from abstraction to strategy. U.S.ARMYWARCOLLEGE. P. 1.
  3. Вяземский П.А. Записные книжки / П. Вяземский; Сост., вступ. ст., коммент. Д.П. Ивинского. – Москва: Русская книга, 1992. С. 219.
  4. DeMint, Jim. Britain and the U.S.: Two Peoples United by an Attachment to Self-Determination // The Heritage Foundation. Lecture #1232. July 2, 2013. http://www.heritage.org/research/reports/2013/07/britain-and-the-us-two-peoples-united-by-an-attachment-to-self-determination
  5. Элон М. Еврейское право / Под общ. ред. И.Ю. Козлихина. СПб., 2002. С. 104-109.
52.27MB | MySQL:103 | 0,543sec