Туркмения готовится к выводу войск США из Афганистана

Резкое обострение ситуации в Афганистане после вывода контингента НАТО, или вернее – американских войск, поскольку фактически вся подавляющая часть союзников США уже эту страну покинула, похоже, становится реальностью.
Единственной надеждой на сохранение американского военного присутствия хотя бы в столице и ряде крупных городов Афганистана, остается версия, которую высказывают ряд экспертов. Она заключается в том, что противоречия Кабула и Вашингтона в отношении «нераспространения афганского законодательства на американских военнослужащих» является лишь частью предвыборной пропагандистской кампании, и не более. Убедиться в правильности таких предположений можно будет уже довольно скоро.

Но несколько моментов указывают на то, что американцы из Афганистана все-таки уйдут. По крайней мере, своими основными силами, что повлечет приостановку фактически всех операций по ликвидации ключевых командиров талибов с помощью беспилотников и лояльных племенных ополчений. Последние, кстати, в настоящее время распускаются согласно приказу штаб-квартиры ЦРУ США. В этой связи ряд экспертов указывают на то, что данный приказ означает по сути отказ Вашингтона от продолжения практики проведения широкоформатных тайных и подрывных операций. Тем самым американцы вынуждены повторять печальный иракский опыт, когда подконтрольные им суннитские формирования были, в сущности, брошены на произвол судьбы, что в конечном результате привело их к союзу с исламистской группировкой «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), которая сейчас сотрясает основы государственной целостности Ирака.

Одновременно Вашингтон по партнерским каналам спецслужб уведомил руководство центральноазиатских республик о «возможно резкой дестабилизации обстановки» в регионе уже в начале следующего года. В этой связи особую озабоченность выражает сейчас руководство Туркменистана. Президент страны Г.Бердымухамедов собрал в июне с.г. отдельное закрытое совещание силовиков, на котором обсуждались вопросы срочного усиления контроля над 750-
километровой границей с Афганистаном. Это предполагается сделать с помощью полной модернизации указанного участка границы новейшими средствами контроля, включающие в себя камеры ночного видения и разведывательные беспилотники. Одновременно планируется построить несколько новых погранзастав. С этой целью глава внутренней безопасности Туркмении генерал Я.Бердыев уже провел несколько секретных встреч со своими европейскими коллегами, на которых обсуждались вопросы закупки необходимых технологий и организации процесса тренировки туркменских пограничников. В этой связи Ашхабад особенно заинтересовал саудовский опыт технического обустройства  границы с Йеменом, который осуществили немецкие фирмы.

В качестве основной темы на совещании был поднят и вопрос о возможных сценариях развития ситуации после вывода американских войск из Афганистана. Наиболее пессимистичный сценарий предусматривает очень скорую победу талибов с одновременной активизацией туркменских исламистов, многие из которых в настоящее время нашли убежище именно в Афганистане. Министерство внутренней безопасности располагает данными о том, что «эмигранты» имеют устойчивые связи со «спящими» ячейками единомышленников внутри Туркмении. В данной ситуации основной задачей для силовиков, согласно приказу Г.Бердымухамедова, становится максимальная минимизация таких контактов и нейтрализация основных ячеек «внутренних» радикалов уже к концу этого года.

Ашхабад также находится под жестким нажимом Вашингтона по вопросу открытия границ и предоставления логистических коридоров на своей территории для вывода американской военной техники из Афганистана. Этот вопрос для туркменского руководства является крайне щекотливым, поскольку им учитывается тот факт, что эти коридоры и выводимая техника могут стать приоритетными целями для талибов. Это само по себе может серьезно дестабилизировать ситуацию в самой Туркмении и стимулировать джихадистов на границах и даже внутри самой страны. По оценке туркменских военных, на сегодняшний день туркменские войсковые соединения не смогут в полной мере адекватно реагировать на эти, пока потенциальные, угрозы, особенно с учетом предполагаемых терактов в отношении газодобывающей инфраструктуры и газопроводов. С учетом указанных факторов принято решение не определятся с четкой позицией по положительному решению вопроса о транзите американской военной техники некоторое время. Помимо афганского направления перед Ашхабадом также стоит проблема прикрытия границ с Узбекистаном. По оценке американцев, именно на него будет направлен основной удар джихадистов в случае начала исламистской экспансии на центральноазиатском направлении. В Афганистане в настоящее время дислоцируется очень солидный контингент боевиков Исламского движения Узбекистана (ИДУ), которые в состоянии при материально-технической поддержке талибов кардинально дестабилизировать ситуацию, прежде всего, в Киргизии и самом Узбекистане. При этом Ашхабад пока не определился с приоритетами выбора будущих спонсоров и союзников в предстоящей ситуации. Пока он демонстрирует равноудаленность как от Москвы, так и от Вашингтона. Указанная тенденция, по оценке ряда экспертов, сохранится и на среднесрочную перспективу. Сделать какой-то кардинальный шаг в этой области туркменское руководство может побудить начало реальной экспансии местных исламистов и поддерживающих их талибов. Но это следует ожидать не ранее середины следующего года, и то, исходя из самых пессимистичных сценариев развития ситуации в самом Афганистане.

52.25MB | MySQL:103 | 0,556sec