Ситуация в зоне Сахеля: май 2014 г.

В мае продолжилось вооруженное противостояние между никуда не исчезнувшими из северных районов Мали формированиями различных джихадистских группировок и противостоящими им силами в лице малийской армии, французских военных – участников операции «Серваль» и солдат миротворческого контингента ООН Minusma.

6 мая стало известно, что исламистские группировки «Аль-Каида в странах исламского Магриба» (АКИМ) и Движение за единство и джихад в Западной Африке (ДЕДЗА) сформировали некое совместное подразделение, которое за 11 предыдущих месяцев убили свыше 10 человек, обвиненных в том, что они являлись информаторами либо французских военных, либо боевиков из Национального движения освобождения Азавада (НДОА). Последнее из таких убийств было зафиксировано в г.Кидаль 3 мая.

8 мая министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан сообщил о гибели в Мали французского унтер-офицера, который стал 8-м французским военным, погибшим в этой стране со времени начала операции «Серваль» 11 января 2013 года. Военнослужащий из 2-го парашютно-десантного полка Иностранного легиона подорвался на самодельном взрывном устройстве (СВУ) в ходе операции по прочесыванию местности.

Тогда же Ле Дриан сообщил о планах Парижа сохранить в зоне Сахеля и Сахары 4 тысячи французских военнослужащих в рамках реорганизации его воинского контингента в Мали. Из них 1 тысяча будет сконцентрирована в районе г.Гао на севере Мали.

10 мая в Париже было объявлено об уничтожении в начале апреля в Мали видного полевого командира исламистской группы «Аль-Мурабитун» Абу Бакра ан-Насра (боевой псевдоним), считающегося одним из ближайших сподвижников главаря этой организации алжирца Мохтара Бельмохтара. «Аль-Мурабитун» была создана в 2013 году на базе группы «Подписавшиеся кровью». В нее также вошли малийцы из ДЕДЗА. У Абу Бакра ан-Насра был еще один боевой псевдоним – «Египтянин», что косвенно указывает на его национальность. Он считался экспертом по тяжелым видам вооружений. Одна из его специализаций – обеспечение формирований М.Бельмохтара оружием и боеприпасами.

Очередной подрыв на СВУ на севере Мали произошел 13 мая. Тогда в районе г.Кидаль подорвалась автомашина из состава Minusma. В результате подрыва ранения получили 5 сенегальских военнослужащих.

15 мая, год спустя после международной конференции спонсоров Мали в Брюсселе, премьер-министр Мали Муса Мара сообщил, что Бамако получил на реконструкцию страны около 1,5 млрд евро из 3,2 млрд, обещанных ему, в том числе 1,2 млрд – в 2013 году. 19 мая выяснилось, что 40 млн долларов из этой суммы ушли на покупку президентского самолета. Этот шаг Бамако вынудил МВФ предупредить, что подобное расходование средств приведет к задержке предоставления следующих кредитов.

16 мая премьер Мали отправился в поездку по трем основным городам Северного Мали. В Кидале его не ждал теплый прием. В местном аэропорте на манифестацию против его визита вышли несколько сотен туарегов – сторонников независимости Азавада. Безопасность правительственной делегации в ходе поездки обеспечивали французские военные и солдаты из Minusma, которые разогнали участников манифестации с применением слезоточивого газа. По данным туарегов, при разгоне манифестации было применено даже оружие, в результате чего ранения получили 11 человек.

В ноябре 2013г. предшественник М.Мары на посту премьера – Умар Татам Ли был вынужден отменить визит в Кидаль после того, как участники манифестации туарегов блокировали городской аэропорт.

Также 17 мая в Кидале в ходе визита в город М.Мары имела место перестрелка между малийскими солдатами и повстанцами – туарегами. Она стала предвестницей будущего резкого обострения обстановки на севере Мали. В ходе боя погиб один малийский солдат (по официальным малийским данным). Туареги утверждали о 4-х погибших солдатах и захвате здания региональной администрации. Уже 18 мая городские власти сначала объявили о пропаже без вести до 30 человек из числа гражданских лиц и военных, затем было объявлено о гибели 36 человек, в том числе 8 солдат и 6 чиновников. Подтвердилось, что в здании региональной администрации в заложники туарегам попали несколько десятков чиновников. Двух раненых из числа последних туареги передали сотрудникам Красного Креста, затем они освободили и заложников. НДОА обвинило малийские власти в том, что именно те инициировали столкновения 17 мая.

Командование малийской армии немедленно направило в г.Кидаль дополнительные силы. К 19 мая туда дополнительно были переброшены 1,5 тысяч солдат. Малийские власти объявили, что находятся в состоянии «войны» против «террористов». При этом они утверждали, что речь шла не только о туарегах, но и о «джихадистах», проникших в Кидаль. События в этом городе вызвали всплеск враждебности малийцев по отношению к Minusma и французским военным, обвиненным в потворствовании туарегам из НДОА. Со своей стороны Париж был вынужден на несколько недель отложить запланированную передислокацию своих сил в зоне Сахеля.

21 мая глава МИД Мали Абдулайе Диоп потребовал от Совета Безопасности ООН расширить мандат Minusma с тем, чтобы миротворцы могли разоружить формирования НДОА. В тот же день в Кидале были зафиксированы новые столкновения между малийскими солдатами и туарегами, вспыхнувшими после того, как военные начали операцию по зачистке города. «Боевые» качества последних, похоже, ничуть не изменились со времени их бегства из Северного Мали в начале 2012 г. Иначе как понимать, что в результате подобной «зачистки» к исходу 21 мая формирования НДОА установили полный контроль над Кидалем, загнав малийских военных в их полевые лагеря, разбитые у городских окраин. Одновременно НДОА объявило об установлении контроля над рядом других населенных пунктов, откуда «солдаты бежали без боя». Среди них были названы Менака, Тессалит, Анефис и другие. Туареги признали гибель 4 своих бойцов. Одновременно было объявлено, что на стороне бойцов НДОА в этих событиях приняли участие боевики других группировок, действующих на севере Мали – Арабского движения Азавада (АДА) и Верховного совета за единство Азавада (ВСЗЕА). Что касается Бамако, то малийские власти достаточно долго не хотели признавать, что они потеряли контроль над Менакой.

Уже 22 мая президент Мали Ибрагим Бубакар Кейта был вынужден предложить «немедленное» прекращение огня в Кидале. Итоги боев подвел в тот же день представитель НДОА Муса аг Аттахер. По его словам, малийские войска потеряли до 40 человек убитыми, 50 – ранеными, 70 солдат были взяты в плен. Глава Минобороны Мали Сумейлу Бубейе Майга сначала оценил потери правительственных войск в 20 человек убитыми, однако уже 25 мая он сообщил о 50 погибших малийских солдатах, подтвердив тем самым данные НДОА.

23 мая «тройка» движений из Северного Мали согласилась на прекращение огня. К этому их побудил побывавший накануне в Кидале президент Мавритании Мохаммед ульд Абдельазиз. 24 мая было подписано соглашение о прекращении огня между Бамако и «тройкой». Оно предусматривало, в частности, учреждение международной комиссии по расследованию причин происшедшего в Кидале.

Похоже, что не все было благополучно и внутри движений, сформировавших «тройку». 24 мая малийские власти сообщили о боях, развернувшихся между двумя фракциями АДА близ населенного пункта Табанкорт к северу от Гао. Однако по версии НДОА, речь шла о боях между его формированиями и отрядами ДЕДЗА.

26 мая Международный Комитет Красного Креста (МККК) сообщил, что его представители посетили пленников, удерживавшихся бойцами НДОА и ВСЗЕА. Таких насчиталось 18 у первого, и 32 у второго.

27 мая был отправлен в отставку министр обороны Мали. По версии канцелярии президента страны, Майга, успевший за последние 20 лет побывать на постах главы разведывательной службы, МИД и Минобороны, сам подал в отставку после сокрушительного поражения малийской армии в Кидале. День спустя этот пост занял 64-летний отставной старший полковник ВВС малийской армии Ба Н`Дао, получивший в свое время военное образование в СССР и Франции.

13 мая в Мавритании стало известно, что один из трех граждан этой страны, осужденных за убийство четырех французских туристов в 2007 г., скончался в секретной тюрьме, находящейся на севере страны. Власти не сообщили каких-либо данных о причине смерти 35-летнего Мааруфа ульд Хайбы. Там же, в секретной тюрьме, находятся 29-летний Сиди ульд Сидна и 36-летний Мохаммед ульд Шабарну.

Ответственность за расправу над французами взяла на себя в свое время АКМ. Все трое боевиков АКМ были приговорены в 2010 г. к смертной казни, которая не применяется в Мавритании с 1987 г.

28 мая в Тунисе в районе Кассерина группа вооруженных исламистов атаковала дом, в котором проживает глава МВД этой страны Лотфи бен Джедду. В результате этой атаки погибли 4 полицейских, 2 получили ранения. В нападении участвовали до 10 боевиков. Сам министр как правило живет в Тунисе, а в Кассерине жили его жена и дети. Этот город находится близ горного массива Шаамби на границе с Алжиром, где с 2012 г. действует джихадистская группировка, связанная с «Аль-Каидой». Тунисские власти за два года не смогли нейтрализовать эту группировку, несмотря на регулярно проводимые зачистки местности с использованием авиации.

В целом, наиболее проблемной точкой в регионе остается Мали. Власти этой страны слишком долго изображали видимость переговоров с действующими на севере страны автономистами, и теперь пожинают плоды этой недальновидной политики. После унизительного для Бамако поражения в Кидале им вряд ли будет легко оперировать их излюбленным лозунгом о нерушимости принципа территориального единства страны, а значит, уступки с их стороны неизбежны.

52.28MB | MySQL:103 | 0,474sec